Богданова Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №27 г.Чита
Забайкальского края
Практика реализации системно-деятельностного подхода в образовательной деятельности.
Системно-деятельностный подход лежит в основе Стандартов нового поколения, и основным результатом его применения является развитие личности ребёнка. Целью деятельностного подхода является воспитание ребёнка как субъекта жизнедеятельности, т.е.способность быть хозяином своей деятельности. Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом , позволяющим решить задачу по смене образования с формирующей на развивающую, может стать для учителя деятельностный метод обучения. Использую в работе переработку материала в педагогической литературе и основных положений технологии деятельностного метода обучения. Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Сущность урока в процессе обучения – это коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся. Построить и провести урок так, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы в результате её получил желаемых целей.Ученик не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе своей деятельности. При введении нового материала организовываю коллективно-поисковую деятельность учащихся, чтобы ученики сами объясняли, как надо действовать в новых условиях. На уроке задаю четкие критерии самоконтроля и самооценки. Добиваюсь осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы Стремлюсь оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряю и поддерживаю на уроке минимальные успехи.
Чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его, через создание проблемной ситуации на уроке. Ежедневно ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, самое главное считаю ,сотрудничать – уметь работать в группе. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности использую групповую форму работы. На этапе закрепления новой темы предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся. Слушая ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректирую ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, слушать, видеть и исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед в группе, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение. Такая работа повышает качество знаний учащихся, процесс обучения становится более успешным. Предлагаю использовать в работе задания, переворачивающие традиционную форму вопрос и ответ, существует между учителем и учащимися: вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например: «Я загадала цифру или букву, чтобы узнать её, вы можете задать мне только пять вопросов». Или: «Задайте любые три вопроса о слове, которое я загадала».Ученики могут спрашивать о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой , суффиксом и т. д. Мини-проекты начинаются на уроках, дорабатываются дома, «доводятся до ума» на общих занятиях во внеурочное время и только потом представляются на школьной конференции День науки.
Ученики на уроках работают в соответствии своих возможностей, участвуют в равноправном диалоге, осознают участие в решении самых разных учебных задач. Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше, чем его ученики. Использую виды продуктивных заданий:
формирование вопросов по теме урока;
создание опорного сигнала : таблица, схема ,опорные слова;
создание художественного образа: загадка ,стихотворение , метафора, сказка.
Особенность деятельностного метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе
исследовательской деятельности.
В работе учитель чаще всего
сталкивается с такой проблемой:
ученик достаточно успешно овладел каждой операцией в отдельности, а запоминание всей последовательности действий вызывает у него затруднение. Ученики допускают ошибки. В работе с такими детьми необходимы дополнительные задания на отработку алгоритма правил, предлагаю детям дополнительные схемы, модели, цель которых – помочь запомнить последовательность операции.
Наиболее важным условием является не только стремление научить детей информационно-
библиографическим умениям, но и желание увлечь учащихся чтением
по интересам, играми в сжимании и развертывании
информации, соревнованиями на скорость поиска информации в книгах и использовании системы закладок. На уроках ребята знакомятся с различными способами кодирования для рационального запоминания и хранения информации.
Для отслеживания результатов я использую следующие критерии:
-умение определять количество персонажей;
- умение высказывать свои суждения;
- нахождение сравнений, повторений в тексте;
- нахождение абзацев, фрагментов текста с конкретным заданием;
- объяснение смысла нового слова;
- формулирование главной мысли произведения.
Решением проблем для меня стала разработка и реализация учебного модуля в рамках уроков Родной язык и литература «Информационно-поисковые умения на уроках чтения». Цель занятий модуля: формиров
ание библиографических умений.
Целенаправленная работа позволила увидеть положительную динамику по ряду показателей. Это касается развития информационно-поисковых умений, в частности работы с разного вида справочниками, скорости использования ориентировочного аппарата книги, местонахождения искомого абзаца, понятия и пр. Полученные знания и умения применяются детьми и при выполнении проектно-исследовательских работ.
Значение деятельности и реализации деятельностного подхода в обучении коротко можно объяснить на примере следующей фразы
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю!»
При использовании деятельностного метода:
Работая над методической темой : «Проектная задача – как способ отслеживания учебных действий». В результате работы стало совершенно ясно, что использование технологии проектных задач необходимо в организации учебного процесса. Именно проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств, приемов; итогом решения такой задачи является реальный продукт (текст, схема, макет и пр.) созданный детьми. В ходе работы учащихся над проектной задачей можно определить способы деятельности учащихся, сотрудничество, ресурсы ученика на данном этапе, умение действовать в нестандартной ситуации, требующей комплексного использования умений и знаний, полученных в рамках отдельных учебных дисциплин. Чаще всего уроки проектных задач – итоговые уроки, «не привязанные» к конкретной теме, к учебному предмету. Неожиданной для ребят стала презентация своих работ. Были видны достоинства и ошибки каждой группы. Важен вывод, сделанный детьми: чтобы получилось правильно, нужно уметь решать задачи, точно выполнять построения и выполнять инструкцию. Надо отметить, что такие уроки необходимо тщательно продумывать, подбирать материал и не вмешиваться, по-возможности, в процесс решения задачи детьми. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости работы по освоению и применению проектных задач в учебном процессе, так как эти критерии могут являться показателями формирования у учащихся ключевых компетентностей, что трудно сформировать в каком-либо другом виде деятельности.
Используя деятельностный подход в обучении в течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение учащихся к школьным предметам. У них повышается мотивация, процесс обучения становится для них интересным и значимым, так как каждый ученик на своем уровне может внести вклад в изучение темы на уроке, сделать вывод, что-то сказать, то есть быть значимым. Такая работа на уроке не только формирует, развивает мышление учащихся, но и способствует формированию высшего типа мышления – творческого мышления, без которого немыслима творческая деятельность.
(рекомендации для учителей)
1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.
Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.
Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на них внимание.
4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.
5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).
Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.
Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
8. Хвалите своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
9. Общайтесь с коллегами!
Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.
10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.
Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
Список литературы
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/А.Г.Асмолов.-М.,2010-152с.
2. Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы/ И.А.Савенков. //Одарённый ребёнок .-2003.-№2
3.Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие,М-2012-63с