Практика взаимодействия в разновозрастном сообществе детей.

Я - учитель математики. А еще я – госпитальный педагог, работающий в учебном классе, находящимся в больнице. Опыт работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата оказался очень полезным в текущей деятельности.

Несколько слов об особенностях работы в больнице. Приоритетом является организация лечения юных пациентов. Медперсонал не занимается организацией досуга и вопросами воспитания. Во многих отделениях детских больниц организованы игровые комнаты, ориентированные на дошкольников или учеников начальной школы; учащиеся средней и старшей школы зачастую не являются завсегдатаями игровой.

Болезнь ребенка накладывает отпечаток на его жизнь. Ограничение деятельности (игровой, учебной и пр.), боли, ограничение физической подвижности, отрыв от привычной среды являются причинами тревожности, стресса, замкнутости.

Длительность пребывания в больнице у каждого ребенка различна и зависит от степени заболевания. Но жизнь при этом не ставится на паузу, и у каждого из пациентов остается потребность в общении, получении новых знаний. Не останавливается на время болезни и формирование ребенка как личности и его желание проявить себя.

В нашем учебном классе работают три педагога: учитель математики, учитель русского языка и литературы и учитель начальных классов. Ограниченность учебного пространства и охват всех учебных параллелей позволяет организовать деятельность в разновозрастных группах.

Организация внеурочной деятельности в разновозрастной группе позволяет организовать общение между детьми, организовать совместный досуг и в результате такой деятельности решать задачи, связанные с воспитанием.

В процессе взаимодействия дети учатся общаться с ребятами разного возраста, выстраивать с ними линии поведения. Общение позволяет узнать новое для себя, проявить себя и свои умения, раскрывая себя с новой стороны. Более взрослые пациенты могут оказать психологическую поддержку, создавая ощущение защищенности и т. д.

Дети, обучающиеся в нашем кабинете, не были знакомы друг с другом ранее, и у педагога есть возможность во время нахождения ребят в больнице направить их деятельность в позитивное русло, организовать работу так, что будет получен положительный результат. И организованная деятельность будет способствовать закрытию как образовательных потребностей, так и способствовать расширению кругозора, приобретению новых навыков.

Для примера хочу привести примеры работы в разновозрастной группе.

Поздравительная газета к празднику

Целевая аудитория: ученики разных классов, возможно, участие родителей в процессе работы.

Цель:

оформить поздравительную газету к какому-либо мероприятию,

организовать совместную деятельность пациентов отделения (и, возможно, привлечение родителей),

дать возможность детям проявить свои способности (художественные, организаторские и пр.),

привлечь внимание к празднику, его истории и значимости.

Заинтересованные стороны: именинники (кому организовано поздравление), участники данного проекта, тьюторы.

Описание: В преддверии праздничного мероприятия можно организовать выпуск поздравительной газеты с пожеланиями.

В результате учебной и внеурочной деятельности с тьюторами выявляется инициативная группа из учеников (чаще всего средних или старших классов).

Инициативная группа, совместно с тьюторами, определяет внешний вид газеты, что на ней будет изображено, какие материалы будут использованы, определяет сроки выполнения этапов деятельности.

После постановки задач ребята привлекают к деятельности других участников разного возраста, родителей к процессу изготовления газеты:

готовят листочки для пожеланий в едином ключе,

раздают их для написания детям и родителям,

собирают написанные пожелания,

подготавливают листочки к размещению в газете.

После проведения данного важного и продолжительного по времени подготовительного этапа, начинается финальный этап – изготовление самой газеты. Оптимальным вариантом является совместная деятельность в рамках разновозрастной группы. При поддержке тьютора организуется работа с учетом возможностей детей:

Ученики, имеющие художественные способности, формируют вид газеты (наносят линии рисунков, надписей и пр., определяют положение листочков с пожеланиями),

Ученики младших классов, дошкольники участвуют в приклеивании листочков с пожеланиями, раскрашивании деталей рисунков, проведении линий, вырезании деталей и пр.

После завершения оформления газета вывешивается участниками на открытое для доступа места. Участники данного проекта подводят итоги, что получилось, что нет. И делятся своими впечатлениями от проделанной работы и эмоциями от реакции поздравляемых.

Ожидаемый результат: изготовление поздравительной газеты: организация совместной деятельности, общения между ребятами разных возрастов, выявление способностей учеников и проявление их во время изготовления газеты.

Где можно использовать: применимо при организации деятельности в больнице, в группах продленного дня, во время внеурочной деятельности.

Результативность: в рамках такого проекта основная цель достигнута практически всегда – поздравление готово. Другие задачи могут быть выполнены частично. Данный момент зависит от того, кто вовлечен в совместную деятельность, эмоционального и физического состояния участников.

Данная практика позволяет вовлечь юных пациентов в совместную деятельность, учесть возможности детей в процессе участия, вывести из состояния тревожности, дает возможность проявить себя, научиться чему-то новому.

Кроме поздравительной, данная газета может быть приурочена к какой-то важной исторической дате. В таком случае,одни участники практики могут заниматься подготовкой материалов, фотографий; другие участники будут заниматься оформлением материалов в виде газеты, листовок, буклетов и пр.

Побочным положительным эффектом проведения данной практики может быть вовлечение в совместную деятельность тех ребят, которые до этого не участвовали в этом проекте.

2. Мастер-класс по изготовлению «звезд»

Целевая аудитория: ученики разных классов, возможно, участие родителей в процессе работы.

Цель:

научить детей новому умению,

организовать совместную деятельность пациентов отделения (возможно привлечение родителей),

дать возможность детям проявить свои способности (художественные, организаторские и пр.),

использовать полученные изделия в оформлении кабинета, палаты, отделения.

Заинтересованные стороны: участники данного проекта, тьюторы, сотрудники отделения больницы.

Описание: В преддверии праздников (Новый год, 8 марта и т.д) можно организовать мастер-класс по изготовлению декоративного украшения (объемные снежинки, цветы в технике оригами).

В процессе общения с детьми может быть выявлено умение учеников изготавливать те или иные декоративные украшения в различных техниках. Ребенку или нескольким ученикам предлагается провести мастер-класс по изготовлению данного украшения и научить учеников разных классов этому навыку.

В процессе подготовки мастер-класса ученик(и) совместно с тьютором проговаривает все этапы работы, необходимые материалы и инструменты. Проводится репетиция мастер-класса, на которой тьютор выступает в качестве участника. В ходе такой репетиции корректируются недочеты, оговаривается, на какие моменты следует обратить внимание,акцентируется внимание на те этапы, где может понадобиться помощь взрослых или старшеклассников.

Данный мастер-класс заранее анонсируется, определяется круг желающих, при необходимости планируется дополнительный мастер-класс (при большом количестве желающих).

Ведущий(ие) при помощи тьюторов подготавливает место для проведения мастер-класса, готовит необходимые материалы и инструменты (можно привлечь других участников).

В ходе мастер-класса изготавливаются декоративные украшения. Количество изделий определяется либо количеством участников, либо потребностью ( необходимое кол-во для украшения палат, отделения и т.д.).

Взрослые в ходе мастер-класса играют роль наблюдателей, оказывая помощь ведущим или младшим участникам (или делегируя это другим участникам).

Во время события можно провести беседу с детьми на различные темы (история праздника, польза от умения изготавливать украшения, значимость передачи навыка другим участникам и пр.)

После проведения МК участники совместно наводят порядок, изготовленные украшения используются для декора.

Впоследствии проводится анализ проведенного мастер-класса, ведущие делятся своими впечатлениями, фиксируют успешные моменты и неудачные моменты. В ходе беседы с ребятами можно продумать и проговорить, как лучше можно провести мастер-класс, например, в своей школе.

Ожидаемый результат: успешный мастер-класс: изготовление украшений, приобретенный навык у всех участников; получение у ведущих опыта подготовки и проведения подобных мастер-классов.

Где можно использовать: применимо при организации деятельности в больнице, в группах продленного дня, во время внеурочной деятельности.

Результативность: результат будет достигнут всегда – украшение готово. В ходе проведения тьютору необходимо четко контролировать работу ведущих, следить за процессом, быть готовым поддержать ведущих, помочь им, не заменяя их собой.

Побочным положительным эффектом проведения данной практики может быть вовлечение в совместную деятельность тех ребят, которые до этого не участвовали в этом проекте.