«Недостаточно только получить знания,
надо найти им применение»
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Практико-ориентированное обучение на уроках географии
Реалии современного мира требуют высочайшей подготовки грамотных специалистов, которые могут применять свои знания на практике и готовы самостоятельно решать проблемы жизни. Одни из главных целей, которые ставит перед собой предмет «География» согласно требований ФГОС являются формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире, а также, формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний. Одним из факторов, определяющих содержательную часть предмета, является практико-ориентированность. Требования, которые предъявляются к современному уроку ставят перед педагогом задачу планомерного развития личности обучающегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Поэтому, на выходе со школы мы должны получить выпускника, который умеет ставить перед собой конкретные цели и задачи и применять полученные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Невозможно преподавать географию, заботясь лишь о прохождении учебного материала, потому что тогда наука из живой превратится в абстрактную. Это значит, что географические названия, понятия, которые обучающиеся изучают на уроках географии, останутся мертвыми понятиями и не превратятся в образы, из которых формируется мировоззрение человека. Использование практико-ориентированного подхода позволяет решить эту проблему.
Практико-ориентированное обучение – дидактический подход к обучению учащихся, основанный на единстве эмоционально-образного и логического компонентов содержания, приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования, эмоционального и познавательного компонентов при выполнении творческих заданий (Калугина Инна Юрьевна, доктор педагогических наук)
На какие же принципы данного подхода педагог может опираться при преподавании географии:
принцип
связи обучения с практикой
(повышает значимость учебной деятельности в сознании обучающихся, придает ей осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия для учения,
способствует конкретизации знаний и формированию умения применять их на практике);
принцип
практико-ориентированного целеполагания
(способность постановки целей своей деятельности);
принцип
деятельности
(освоение обучающимися знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности).
принцип
продуктивности обучения
(образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных и профессиональных качеств);
принцип
ситуативности обучения
(преподаватель создает или использует возникшую образовательную ситуацию. Ее цель – вызвать мотивацию);
принцип
образовательной рефлексии
(осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей).
Таким образом, использование практико-ориентированного подхода можно представить в виде следующей модели (Рис.1). [7]
Рис.1 Модель учебного процесса на основе практико-ориентированного подхода
Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни.
При формировании у обучающихся практических умений и навыков приводятся различные виды самостоятельных работ, используемых на уроках с разнообразными средствами обучения, с использованием различных форм работы, позволяющим активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся на уроках географии, формировать у обучающихся специальные практические умения и навыки, закрепить полученные знания.
Кроме того, работа с учебником развивает умения обучающихся самостоятельно работать с текстом, таблицами, рисунками, картосхемами, схемами.
Так же определяется значение практических работ при изучении географии, их виды, общие требования к организации их проведения, характеризуются приёмы, которые использует педагог для развития познавательной самостоятельности и рассматривается эффективность использования метода проекта на уроке географии, функции учителя в режиме развивающего обучения.
Для высоких достижений в области географии мало изучать предмет в рамках урока. Цель учителя помочь ребятам открывать новые двери к новым высотам в изучении и освоении предмета и при этом использовать уже полученные знания на практике.
Практической базой для формирования опыта стали работы учителей географии-практиков. Их работы - элемент серьезного научного исследования, которые позволили учителям значительно расширить свою научно-теоретическую базу по данному вопросу. Опираясь на опыт этих педагогов, в условиях модернизации современного географического образования, первостепенной задачей обучения является формирование всесторонне развитой личности. Именно она способствует выявлению и развитию творческой самореализации обучающихся. На собственном опыте педагог может убедиться, что эта система сосредоточена на том, чтобы обучающиеся учились творчески, активно добывали знания, приобретали умения слушать и слышать, осмысленно относились к работе и активно использовали полученные знания.
В рамках практико-ориентированного обучения безусловным приоритетом пользуется (и основным «учебным материалом» является) именно деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Для этого и само обучение должно быть устроено не традиционным образом, а должно быть преобразовано в специфический вид деятельности, составленный из множества единичных видов деятельности, организованных в единое целое и направленных к достижению общей цели.
Основой практико-ориентированного образования является деятельностно-компетентностный подход, который, в отличие от традиционного образования, предполагает не усвоение обучающимися отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности обучающихся, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации.
Современный учитель на каждом этапе своей деятельности должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся и т.д. Урок должен быть направлен на получение конкретных, четко сформулированных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Требования, предъявляемые к современному уроку с точки зрения деятельностно- компетентностного подхода:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь
хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять обучающихся на сотрудничество с учителем и
одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность об
учающихся;
вывод делают сами об
учающиеся;
минимум репродукции, максимум творчества и
сотворчества;
времясбережение
и
здоровьесбережение
;
в центре внимания урока -
дети;
учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство
учителя;
планирование обратной
связи;
урок должен быть
добрым.
[4]
Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы прие
мов обратной
связи)
.
Организация учебной деятельности, направленной на применение усвоенных географических знаний осуществляется при проведении практической работы, в ходе которой происходит тесное взаимодействие знаниевого компонента с операциональным, проявляющимся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер школьников. Именно поэтому применение способов практического обучения выступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий.
Важно заметить, что вооружение школьников умениями использовать различные источники географической информации (планы, схемы местности, карты, статические материалы, геоинформационные ресурсы), интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды выступают основой для формирования географически компетентной личности выпускника.
Реализация принципа практико-ориентированного обучения географии предполагает организацию деятельности, направленную на освоение обучающимися не только предметных (географических), но и метапредметных планируемых результатов обучения. [6]
В школьной географии задача освоения метапредметных результатов решается путем формирования и совершенствования различных видов общеучебных умений (учебно-организационных, учебно-коммуникационных, учебно-логических, учебно-информационных).
Практико-ориентированное обучение направленно, прежде всего на формирование самостоятельной познавательной деятельности, которое возможно при наличии системы обучения обучающихся самостоятельному добыванию знаний. Достичь этого удается в результате целенаправленного формирования приемов учебной работы. Усвоенные приемы становятся важным средством самостоятельного приобретения новых знаний не только в условиях внутриклассного учебного процесса, но и вне класса и даже вне школы - в библиотеке, сети Интернет.
Можно выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:
П
роблемная постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;
Р
оль
учителя
на
уроке
сводится
к
направляющей
и
организующей
функциям
(
тьютерство
);
С
истематический
контроль
за
развитием
навыков
самостоятельной
работы
путем устных и письменных
разноуровневых
заданий
.
Организация учебного процесса предполагает взаимодействие различных видов познавательной деятельности. Формирование познавательной самостоятельной деятельности возможно при наличии системы обучения обучающихся самостоятельному добыванию знаний.
В своей работе со школьниками педагогами возможно дифференцированное использование различных видов самостоятельных работ. Одной из важнейших задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний.
В своей работе педагоги могут применять следующий арсенал видов самостоятельных работ:
• Работа со школьным учебником;
• Выполнение практических работ;
• Работа с тематическими картами;
• Работа с контурными картами;
• Составление таблиц, диаграмм, анализ статистического материала;
• Решение географических задач на установление причинно- следственных связей;
• Выполнение проектной деятельности.
Самостоятельная работа всех обучающихся с разнообразными средствами обучения на уроке и при домашней подготовке позволяют ставить и решать:
- образовательные задачи (формирование системы географических знаний, умений и навыков);
- воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда);
- развивающие задачи (формирование некоторых приёмов умственной деятельности). [1]
Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.
Средством максимальной активизации школьников с целью понимания содержания состава знаний является школьный учебник. Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у обучающихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразования.
Для усвоения большинства географических приемов необходима система самостоятельных работ, от тренировочных упражнений до выполнения творческих заданий, проектная деятельность. Упражнение — это повторное выполнение какой-либо деятельности с целью ее закрепления и совершенствования. Упражнения необходимы на первых этапах обучения приемам. Учителя знают, что даже показ объекта по карте нуждается в неоднократном повторении. Постепенное усложнение заданий приводит к росту самостоятельности школьников, одновременно с усвоением приемов в процессе выполнения самостоятельных работ обучающиеся овладевают географическими знаниями, развивается их мышление, возрастает активность и самостоятельность.
К системе самостоятельных работ физико-географического содержания можно предъявить ряд требований:
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача
учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы
интерес
к работе и стремление выполнить ее как
можно лучше. Обу
ча
ю
щиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе
об
уча
ю
щихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.
Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для
об
уча
ю
щихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
В начале у
об
уча
ю
щихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (работа в контурной карте, выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе
об
уча
ю
щихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными
об
уча
ю
щимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к
об
уча
ю
щимся.
Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес
об
уча
ю
щихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед
об
уча
ю
щимися практического значения предлагаемой задачи или метода, котор
ым нужно овладеть. Обу
ча
ю
щиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
При выполнении
об
уча
ю
щимися самостоятельных работ любого вида руководящая
роль должна принадлежать педагогу
. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.
При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой
об
уча
ю
щихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения програ
ммного материала.
Подводя итог, можно сказать, что самое трудное для педагога научиться организовывать самостоятельную деятельность класса, постепенно передавать обучающимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой обучающихся. Если самостоятельную работу постепенно вводить, начиная с первых занятий, то обучающиеся быстро осваиваются с ней, и она становится для них привычной. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний обучающихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
Пример самостоятельной работы по учебнику:
Самостоятельная работа по выявлению состава знаний.
Состав знаний включает: факты - понятия - явления – процессы:
• задания на нахождение и выявление из текста части состава знаний (процессы и явления);
• задания на пути формирования понятия (дедуктивный - от определения понятия к его изложению, индуктивный - от изложения содержания понятия к его определению);
• задания на установление взаимосвязей и причин явлений. [2]
Самостоятельные работы по выявлению состава знаний учат обучающихся выбирать из текста основные факты, понятия, определения, устанавливать взаимосвязи, выявлять черты сходства и различия географических объектов.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность обучающихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Практические работы — неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.
Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ. Обязательный для выполнения перечень практических работ дан в программе.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению обучающимися картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами.
Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации (ИГИ), по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Определяется это разнообразие прежде всего особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки обучающихся (см. схему № 1.). [5]
Схема № 1.
Роль уроков по развитию познавательной самостоятельности, творческой активности обучающихся при использовании школьных практикумов особенно важна, так как обучающиеся в процессе самостоятельной работы закрепляют знания, полученные на лекциях, изучают новый материал на основе работы с разными источниками информации. Трудно определить, какие умения - специальные (анализ карт, графических, статистических материалов, составление диаграмм) или общеучебные (сопоставление, обобщение, свертывание информации, обоснование своего выбора и др.) - получают на этих уроках большее развитие. Не случайно при лекционно-семинарской системе им отводится приблизительно треть учебного времени.
Уроки-практикумы разнообразны по форме: выполнение заданий индивидуально, попарно, в группе, сочетание индивидуальной и фронтальной работы и т. д. Различаются они и по характеру предложенных заданий - работа по плану, по инструктивной карточке, обоснование предложенных тезисов и др. При этом важно развивать не только рациональную, но и эмоциональную сферу, вводя игровые элементы.
В отличие от традиционных уроков, где постоянно на самостоятельную работу выделяется от 5 до 15 мин, уроки-практикумы требуют особенно тщательного планирования деятельности учащихся в течение почти 40 мин, смены ее характера и эмоциональной нагрузки.
Обучающиеся должны быть заранее информированы о таких уроках, понимать их целевую установку, знать порядок проведения, форму отражения результатов и контроля. Особое значение приобретает оборудование рабочего места: наличие атласов, учебников, справочной литературы, подборки статей из периодической печати, контурных карт, листка с заданием или инструктивной карточки.
Как показал опыт преподавания, сложным на уроках - практикумах является удержание интереса и внимания к выступлениям учащихся других групп. Вырабатывать умение слушать других на таких занятиях могут помочь следующие приемы:
1. Двум группам давать параллельные задания: это позволяет дополнять материал, задавать вопросы отвечающей группе, вести сравнительную оценку деятельности обеих групп.
2. В процессе проведения задания требовать от учащихся ведения кратких записей — плана, цифровых показателей, составления схем и др.
На уроках-практикумах, когда задание выполняет вся группа, сложным является и вопрос справедливой оценки работы каждого в этом маленьком коллективе. У педагога есть выбор: поставить одинаковую отметку всем обучающимся данной группы или оценить степень активности работы каждого отдельно. В первом случае налицо воспитательный эффект: и лидер группы, и выступающий от ее имени, и те, кто играл более скромную роль, рассматриваются как единое целое. Во втором случае лучше предложить самим обучающимся коллективно в группе оценить степень участия каждого в работе в баллах. При индивидуальной и парной работе учитель ставит оценку по своему усмотрению.
В своей деятельности при подготовке к урокам по предмету «Экономическая и социальная география мира» я предлагаю использую задания практикумов из «Лекции и семинары по географии в 10 классе» под редакцией Г.Я. Лисенковой.
Жанр учебных задач по географии, приобретает все большую популярность в современной школе. Задачи, построенные на логических алгоритмах и ориентированные не столько на воспроизведение изученного материала, сколько, на его творческую интерпретацию, привносят в преподавание географии новые элементы развивающего обучения.
Задачи разнообразят школьный урок географии, делают его занимательным. На своих уроках я предлагаю использовать педагогам задачи различного уровня сложности, в том числе повышенного (из числа так называемых олимпиадных задач), которые могут использоваться в качестве домашних заданий.
Проектный подход в обучении - это путь знакомства обучающихся с методами научного познания. Проект обучающегося - дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств у ребенка. Метод проектов я использую при изучении «Географии материков и океанов» в 7 классе. При изучении природы материков можно предложить группе учащихся создать проект «Изменение климата материка Южная Америка» при условии расположения гор Анд на востоке материка.
Работа над проектом начинается с вычерчивания карты рельефа материка. Опираясь на знания общих географических закономерностей, ученики последовательно моделируют рельеф, строение, климатические условия, природные зоны материка, а также возможности хозяйственной деятельности населения в этих природных условиях.
Другой возможный проект – составление «Памятки туриста», например отправляющегося в Австралию, в десяти пунктах которой требуется кратко изложить необходимые сведения о материке, где за последние десять лет многое изменилось, например, открыли месторождения алмазов.
Третий вариант проекта – составление «Маршрута путешественника по Северной Америке». Данное задание даётся обучающимся на первом уроке изучения данного материка. Обучающиеся выбирают маршрут, вычерчивают его на контурной карте, указывают условными знаками достопримечательности по ходу маршрута и делают его краткое описание, используя план характеристику территории.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах, заседаниях МО учителей школы и района.
Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации.
География — это не сухой отчет о том, где что на поверхности Земли расположено. Очень важно обращать внимание ребят во время урока на присутствие географии в других школьных предметах: литературе, истории, физике, математике, химии на постоянную связь географии с жизнью.
Трудно делать открытия, даже если до них только шаг. Может быть, сделать этот шаг сегодняшнему школьнику будет легче, если на уроках географии у него будет возможность почувствовать сопричастность тем открытиям, путешествиям, которые уже состоялись, и коснуться тех тайн природы, которые им, может быть, предстоит раскрыть. Немецкий педагог Альфред Дистервег говорил: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Применение технологии практико-ориентированного обучения на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди обучающихся. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности обучающихся.
Использование такой технологии в обучении географии позволило мне достигнуть определённых результатов:
активизировало мыслительную деятельность школьников;
У обу
ча
ю
щихся сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии;
возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Опыт работы по данной теме показывает, что технология практико-ориентированного обучения дает положительные результаты познавательной активности обучающихся.
Целенаправленная работа по развитию познавательной и творческой деятельности, логики и анализа позволяет не только облегчить усвоение нового материала, разнообразить познавательную деятельность, но и сформировать у обучающихся представления о географических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях, происходящих в природе.
Практико-ориентированный подход в школьной географии, и в традиционной образовательной парадигме играл весьма заметную роль, в условиях ФГОС роль практико-ориентированных методов обучения еще больше усиливается и становится одной из ключевых и современный учитель, безусловно, должен владеть ими в совершенстве.
Список литературы
Баринова, И.И. и Герасимова, Т.П.
Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / И.И. Баринова и
Т.П.Герасимов
а
. – М.: Просвещение,1983.
Блаженов
В.А.
Приёмы развивающего обучения географии. М.: Дрофа 2006
Гин
А.
Приёмы педагогической
техники.-
М.: Вита-Пресс, 2006
Крылова, О.В.
Современный урок // География в школе. – 2006
№2.
Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии Булгакова О.М.
Ялалов
Ф.Г.
Деятельностно-компетентностный
подход
к
практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «
Эйдос
», 2007.