ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЭПБУКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается актуальность проблемы формирования у дошкольников представлений о правилах дорожного движения в современной ситуации общественного развития. Выделены психофизиологические особенности дошкольников, влияющие на их поведение как участников дорожного движения и приводящие к ошибкам на дороге. Авторы отмечают, что, несмотря на имеющиеся теоретические и методические разработки, сохраняется потребность в эффективных средствах и способах более эффективного усвоения дошкольниками правил безопасного поведения на дороге. Наименее разработан этот аспект в работе с младшими дошкольниками. Авторы предлагают в процессе формирования представлений о правилах дорожного движения для детей данного возраста использовать специально разработанные лэпбуки. Обосновано их значение как дидактического средства, определены структура, содержание, возможности использования в разных видах деятельности (организованной, самостоятельной, индивидуальной, подгрупповой). Сделан вывод: целенаправленное включение лэпбуков в образовательный процесс способствует более успешному усвоению младшими дошкольниками представлений о правилах дорожного движения. Это положение подтверждается результатами экспериментального исследования. Перспектива исследования определяется авторами как разработка методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных организаций по овладению современными технологиями формирования у детей опыта безопасного поведения. Ключевые слова: дошкольное образование, младший дошкольник, лэпбук, дидактическое средство, дидактические возможности, правила дорожного движения.
Одной из актуальных проблем современного общественного развития признается проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Из данных доклада научного центра БДД МВД России следует, что уровень дорожно-транспортной аварийности в стране сохраняется высоким. «По итогам 4 месяцев 2024 года отмечается увеличение показателей детского дорожно-транспортного травматизма относительно этого же периода прошлого года.
Зарегистрировано 7166 ДТП с пострадавшими детьми в возрасте до 16 лет, в которых погибли 244 и ранены 7807 детей» [1, с. 21]. Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста (рисунок) часто приводят к тому, что они могут неожиданно выбежать на дорогу, не подчиниться сигналам светофора [2]
. – Психофизиологические особенности дошкольников, влияющие на поведение на дороге неразвитость бокового зрения • оно на 20-25% меньше, чем у взрослого расторможенность и отсутствие координации движений • затрудняет выполнение действий, даже если ребенок сознательно выполняет все правила дорожного движения для пешеходов (путаются ноги при быстрой ходьбе) неспособность целостно оценивать и анализировать дорожную ситуацию • умение видеть приближающиеся издалека транспортные средства и определять, на каком расстоянии находится движущийся автомобиль неразвитость ориентировки в пространстве • затрудняет распознание источников звуков, их направления, определение своего местоположения относительно других объектов на дороге (спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, между) неразвитость слухового восприятия • не позволяет ребенку быстро отличить один сигнал от другого (звук работающего двигателя от других шумов на дороге), затрудняет выбор правильного направления движения маленький объем памяти и внимания • только к 6 годам ребенок одним взглядом при благоприятных обстоятельствах может охватить лишь два-три элемента дорожно-транспортной ситуации (сигнал светофора, разметку на дороге или пешехода, идущего впереди) трудность установления причинно-следственных связей • приводит к непониманию опасности транспортных средств и различной реакции на их виды (дети боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасность легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов) преобладание игровых представлений о дорожных объектах над реальными • дошкольник не понимает, что реальные транспортные средства на дороге не могут остановиться мгновенно, как игрушечные автомобили, даже если водитель видит его маленький рост и вес ребенок • уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет - около 110 см. Это ограничивает обзор и восприятие дорожной ситуации ребенком и делает его незаметным для водителя
В условиях дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) формирование представлений о правилах дорожного движения определяется как значимое в достижении целевых ориентиров подготовки ребенка, прежде всего, в развитии способности к волевым усилиям, умении следовать социокультурным нормам и правилам, в том числе правилам безопасного поведения, и др. О.А. Силаевой раскрывается «комплексная система формирования безопасного социального поведения детей дошкольного возраста». По мнению автора, она включает: «создание психологически безопасной среды; обучение правилам и навыкам безопасного поведения; формирование навыков безопасного социального взаимодействия, в том числе в образовательной среде, за счет развития соответствующих личностных качеств и навыков; предупреждение опасностей онтогенеза/дизонтогенеза» [3]. В исследовании Н.С. Аникиной доказывается важность формирования у дошкольников готовности к выполнению правил дорожного движения, понимания необходимости их соблюдения для собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения. Это обеспечивается необходимым уровнем сформированности у детей соответствующих знаний, шаблонов поведения, установок к их применению. Достижение ребенком состояния безопасности на дороге рассматривается как высокий или средний уровень развития их компетенций [4, с. 14]. В дошкольном образовании исследуемая проблема характеризуется важной составляющей в общей системе работы с детьми по привитию навыков безопасности [5, 6]. В исследованиях подчеркивается, что в младшем дошкольном возрасте следует обращать внимание на формирование представлений о разных видах транспорта, их особенностях, развивать умение применять доступные правила дорожного движения. Несмотря на многочисленные исследования, раскрывающие особенности формирования представлений о правилах дорожного движения в области дошкольного образования, в профессиональной деятельности педагогов сохраняется высокая необходимость поиска эффективных средств и способов, способствующих успешному усвоению и применению дошкольниками правил безопасного поведения на дороге [7]. Особенно это актуально при организации процесса формирования представлений о правилах дорожного движения у младших дошкольников. Дети данного возраста не запоминают специально термины или правила, отличаются высокой эмоциональностью, непроизвольностью развития психических процессов. При объяснении младшим дошкольникам правил безопасного дорожного поведения, последствий неосторожных поступков на дороге педагогам следует проявлять осторожность, основываясь на положении: у ребенка воспитывается чувство опасности, а не чувство страха. Цель исследования: обосновать значение и возможности лэпбука как дидактического средства формирования у младших дошкольников представлений о правилах дорожного движения. Материал и методы исследования: анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования, экспериментальная работа по формированию представлений о правилах дорожного движения у младших дошкольников. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 185» в г. Нижнем Новгороде. В исследовании принимали участие 26 детей в возрасте 4-5 лет. Результаты исследования и их обсуждение. Необходимость целенаправленного применения в практической деятельности педагогов форм и методов, повышающих познавательную активность младших дошкольников, учитывающих особенности возраста, обусловливает внедрение в процесс формирования представлений о правилах дорожного движения обучающих средств, которые, с одной стороны, обеспечивают решение данной задачи, с другой – развивают у детей познавательный интерес к изучению его содержания. Как отмечает Л.Л. Тимофеева, у детей данного возраста «преимущественно происходит накопление представлений, навыков, опыта безопасной деятельности» [8, с. 69]. Одним из таких дидактических средств является лэпбук (от англ. lap – «колени», book – «книга»). По мнению Т.Е. Титовец, «лэпбук – это развернутое наглядное интерактивное пособие на определенную тему: все материалы лэпбука соответствуют заданной в нем тематике и несут в себе познавательный и развивающий потенциал» [9, с. 193]. Лэпбук представляет собой книгу-раскладушку (или книгу-гармошку) и содержит специально подобранные задания (найти, кто и где спрятался, привести в движение игрушку с подвижным креплением деталей и др.), размещенные в конвертах, кармашках. Это настоящая книга секретов, в процессе разгадывания которых ребенок обучается и развивается [10, 11]. Структура и содержание лэпбуков не имеют четкой структуры и разрабатываются под конкретную обучающую задачу. В связи с этим различают лэпбуки «учебные», «игровые», «приветственные», «автобиографические» и др. Однако для дошкольников, в том числе младших, логичным представляются две составляющие: информационная и игровая, в комплексе обеспечивающие познавательную и творческую деятельность детей, развитие эмоционально-волевой и поведенческой сфер личности. В информационный блок, в зависимости от изучаемой темы, обычно включаются стихи, интересные факты, десять «Почему?», загадки, пословицы, поговорки, картинки, игры-путешествия и другие познавательные материалы, раскрывающие правила дорожного движения. Игровой блок содержит тематические игры и упражнения, различные задания, предполагающие ответы на вопросы типа «Верю – не верю», «Правда или ложь», тематические ребусы, карты сокровищ, парные, наложенные, перепутанные, сюжетные или разрезные картинки, карточки для сортировки, наборы последовательных картинок для составления рассказов, опорный материал для выполнения заданий: схемы составления рассказа или решения задачи, счетный материал, мини-книжки и др. В качестве заданий используются дидактические игры и их варианты: «Вставь пропущенную деталь», «Найди ошибку», «Подбери знак», «Придумай рифму», «Найди отличие», а также рисование, раскрашивание по заданным условиям и др. Применительно к проблеме формирования представлений о правилах дорожного движения у младших дошкольников это могут быть изображение безопасного маршрута, иллюстрация, отображающая конкретную дорожную ситуацию, алгоритмы действий в разных дорожных ситуациях и др. Учитывая психофизиологические особенности младших дошкольников (сохранение тесного взаимодействия восприятия и двигательных действий, непроизвольность психических процессов, высокий уровень случайности при зрительном узнавании незнакомых предметов, эмоциональная восприимчивость и др.), можно выделить следующие условия наполнения лэпбука. Во-первых, предлагаемое содержание должно быть конкретным и привлекательным для детей, поддерживать их внимание и интерес к изучению явления или события, что достигается использованием подвижных деталей (таких как дверцы, окошки и др.), которые придают пособию определенную интерактивность. Во-вторых, важно обеспечить обучающему процессу развивающий характер. Это возможно, если в лэпбуке используются последовательно усложняющиеся задания. Лэпбук может использоваться как при проведении непосредственной образовательной деятельности, так и индивидуально (либо с подгруппами детей), а также в самостоятельной деятельности ребенка. Создавая лэпбук для индивидуальной работы с младшими дошкольниками с целью формирования представлений о правилах дорожного движения, важно учитывать личностные особенности, интересы и возможности конкретных детей. Для этого вносятся их поделки, рисунки, фотографии, делаются отпечатки ладошек, пальчиков и др. Особенностью таких лэпбуков является высокая степень интерактивности: в них больше вращающихся, открывающихся и двигающихся деталей, превращений плоской открытки в трехмерную, раскрывающихся кармашков различных форм, блокнотов со страницами разной длины, листов, сложенных вдвое, вчетверо, разных украшений, наклеек и др. Лэпбук для коллективной работы позволяет достаточно широко применять его для иллюстрации этапов проведения опыта, что способствует развитию у детей умения наблюдать процесс изменений. Поэтому он может быть представлен в виде папки-витрины, содержание которой заполняется по результатам проведенного наблюдения. Подобный формат используется в процессе тематической недели. Например, при изучении темы «Мой друг – светофор!» разрабатывается содержание лэпбука, направленное на конкретизацию и обогащение представлений детей по данной тематике, с введением игрового персонажа Незнайки, который не знает правила перехода дороги и может совершить ошибку. Дети, помогая Незнайке, учатся ориентироваться в пространстве, подчиняться правилам друга-светофора, различать виды транспортных средств (например, «это – большое и стоящее, а это – медленно движущееся»). Достаточно широкие возможности при использовании лэпбука создаются для повышения разных видов активности детей. Например, дети принимают участие в подборе материалов (загадок, иллюстраций, картинок и др.), учатся их систематизировать под изучаемую тему. В процессе такой работы развивается коммуникативная активность, поскольку дети находятся в ситуации совместного выполнения заданий друг с другом и взрослыми. Создавая лэпбук или играя с его элементами, каждый ребенок упражняется в практическом применении правил доброжелательного взаимодействия, навыков построения диалога. Возможность создания книги на основе личного опыта ставит ребенка в новые для него роли. Он может выступать как создатель, сочинитель, иллюстратор и дизайнер, самостоятельно украшая свою книжку-раскладушку или раскрашивая отдельные детали, подбирая необходимую информацию и способы ее представления. Так, рисуя машину, которую ребенок видел на дороге, он учится передавать свои впечатления. Педагог, задавая специальные вопросы, одновременно закрепляет представления о назначении данного транспортного средства, тренирует ребенка в применении конкретных правил дорожного движения. При разработке содержания лэпбуков, направленного на формирование у младших дошкольников представлений о правилах дорожного движения, мы учитывали следующий факт: содержание может отражать общие темы (например, «Транспорт») либо быть узконаправленным (например, «Автомобили»). Это зависит от решаемых задач. Так, общая тема охватывает широкий круг изучаемых явлений, отражает более крупные категории и значимые процессы, способствует развитию кругозора. Поэтому их целесообразно использовать на этапе систематизации и обогащения представлений. Содержание узконаправленных лэпбуков конкретно и позволяет педагогу подробно изучить с детьми определенные явления и правила, формируя понимание причин и следствий возможных дорожных опасностей. Для разных тематических занятий, организации индивидуальной и самостоятельной работы с младшими дошкольниками были разработаны лэпбуки: «Грузовые машины», «Наш друг – светофор!», «Тротуар, проезжая часть», «По широкой мостовой едет транспорт городской», «Я знаю правила дорожного движения!» и др. В кармашках лэпбуков дети находили обучающие и игровые задания: «Отремонтируй светофор», «Один – много», «Обведи и раскрась машину», «Угадай, какого цвета автобус?», «Что на картинке лишнее?», «Собери грузовик из частей», «Домино “Автопарк”», «Профессия – водитель» и др. С помощью целенаправленного включения лэпбуков в разные виды образовательной деятельности усвоение младшими дошкольниками знаний о правилах дорожного движения происходит намного эффективнее. В процессе экспериментальной работы мы обратили внимание, что у детей повысился интерес к изучению правил дорожного движения и более внимательному их выполнению. Если на первоначальном этапе 78% детей не могли объяснить, что такое светофор, почему у него такие цвета и для чего он нужен, то к концу года 64% не просто усвоили правила перехода дороги по светофору, но и активно начали использовать полученные знания в сюжетно-ролевых и сюжетно-дидактических играх («Семья», «Мы едем на машине» и др.), в рисовании, аппликации, изображая разные виды транспорта. Особой популярностью стали пользоваться раскраски на транспортную тематику. Большинство детей овладели основными понятиями («пешеход», «светофор», «автомобиль», «транспорт», «пешеходный переход», «тротуар», др.), демонстрируя правильность их использования. У 56% детей было сформировано понимание правил: дорогу переходить можно, держась за руку взрослого, никогда не следует самому выходить на проезжую часть, рядом с дорогой опасно играть, в автобусе (трамвае, троллейбусе) разговаривать надо спокойно и доброжелательно и др. Следовательно, дидактические возможности лэпбука позволяют повысить эффективность освоения младшими дошкольниками правил дорожного движения. Выводы Вышеизложенное позволяет выделить два смысла в понимании лэпбука: – как тематической папки (или педагогической копилки), в которой собран разнообразный дидактический материал для свободного использования детьми с целью развития познавательной и творческой активности, проявления инициативы и самостоятельности, создания ситуации удивления и открытия; – как интерактивного обучающего пособия, обеспечивающего развитие образовательного, познавательного, эмоционального и творческого потенциала ребенка в условиях равноправного диалога между детьми и взрослыми. Педагог становится партнером детской игры, на равных с ребенком условиях участвует в обучающем процессе. Кроме того, содержание лэпбука может меняться в зависимости от решаемых задач и варьироваться в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, что позволяет реализовывать индивидуально-дифференцированный подход к образованию дошкольников. Перспективным направлением исследований считаем разработку педагогами ДОО методического сопровождения по овладению современными технологиями формирования у детей дошкольного возраста опыта безопасного поведения.
Список литературы 1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 6 месяцев 2021 года. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021, 41 с. 2. Вашкевич А.В., Толочко Е.И., Иванова Н.Л., Позднякова О.В. Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: СПб.: ИП Веснин Евгений Юрьевич, 2015. 48 с. 3. Силаева О.А. Модель безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 4. С. 12. 4. Аникина Н.С., Попов В.Н. Исследование эффективности обучения детей правилам поведения на дорогах в дошкольных образовательных организациях // Вестник НЦБЖД. 2019. № 4 (42). С. 5-20. 5. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: Детство-Пресс, 2002. 144 с. 6. Бичева И.Б., Казначеева С.Н., Волкова Г.А., Степаненкова А.В. Безопасное поведение как актуальное направление социально-культурного образования ребенка дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 10. С. 130-134. 7. Ханова Т.Г., Бичева И.Б., Куликова Т.А. Технологии воспитания культуры безопасного поведения дошкольников на дороге // Наука и практика регионов. 2019. № 4 (17). С. 85-90. 8. Тимофеева Л.Л. Инновационный проект «Формирование культуры безопасности дошкольников» // Образовательная панорама. 2016. № 2 (6). С. 66-73. 9. Титовец Т.Е. Лэпбук и его образовательные функции в работе с детьми дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей ХI Международного научно-практического семинара. Барановичи, 2020. С. 192-194. 10. Кубарова А.М., Николаева Л.В. Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 91-94. 11. Рахматуллина Н.И., Попов В.Н. Дидактические возможности лэпбука в обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах // Вестник НЦБЖД. 2020. № 1. С. 44-55