Правовые основы деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на объектах водного транспорта
В целях определения правовых основ функционирования органов внутренних дел на транспорте в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на объектах водного транспорта, следует проанализировать ряд нормативных актов различного уровня, в том числе, международных, несмотря на снижение их значимости для отечественной правовой системы в последние годы.
Так, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на объектах водного транспорта носит многоуровневый характер. Конституцией Российской Федерации (пункт «б» части 1 статьи 72) закреплена совместная обязанность государства и субъектов Российской Федерации по обеспечению правопорядка и общественной безопасности1.
Федеральный закон «О безопасности» определяет принципы и содержание деятельности органов исполнительной власти по обеспечению общественной безопасности2.
К таким органам относятся органы внутренних дел (полиция), деятельность которых регулируется Федеральным законом «О полиции». Данный закон в части 1 статьи 1 определяет, что одним из назначений полиции является осуществление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности3.
Деятельность полиции по обеспечению правопорядка опирается и на разработанные общепринятые международные принципы и нормы, закрепленные, например, в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка4.
Задача охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности установлена в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, устанавливающем, что Министерство организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах (подпункт 13 пункта 11). Также Министерство принимает участие в разработке мер по обеспечению транспортной безопасности (подпункт 48 пункта 11)5.
Для выделения приоритетных направлений в деятельности полиции по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, на государственном уровне разрабатываются и принимаются специальные программы. Одной из таких приоритетных и масштабных программ является государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», предполагающая в течение двенадцати лет (с 2013 по 2024 годы) повысить уровень охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения6.
Вопросы обеспечения безопасности на объектах транспорта регламентированы Федеральным законом «О транспортной безопасности»7, а также Указом Президента Российской Федерации «О создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте»8.
Также, Правительством Российской Федерации установлены требования по обеспечению транспортной безопасности на водном транспорте, которые учитывают уровни безопасности для транспортных средств (судов) морского и речного флота9, которые устанавливают обязанности субъектов транспортной инфраструктуры обеспечить органам внутренних дел на транспорте доступ к данным технических средств судов, а также незамедлительно информировать полицию об угрозах безопасности и фактах незаконного вмешательства в работу водного транспорта.
В сочетании с Положением о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации10, нормы указанных нормативных актов определяют функции подразделений органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на водном транспорте11.
Федеральный закон «О полиции» детализирует деятельность органов внутренних дел, в том числе на транспорте, в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности:
- полиция в вопросах охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере (часть 2 статьи 3);
- полиция для согласования общественно значимых интересов имеет право привлекать к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности граждан и общественные объединения (часть 7 статьи 9);
- полиция обеспечивает безопасность граждан и общественный порядок в общественных местах, в том числе и в морских и речных портах (пункт 5 части 1 статьи 12);
- полиция патрулирует населенные пункты и общественные места, а также использует различные формы охраны общественного порядка (пункт 6 части 1 статьи 13);
- полиция имеет право применять в установленным порядке меры принуждения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности (глава 4, глава 5).
Реализуемые таким образом полномочия в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности позволяют считать полицию важнейшим субъектом обеспечения безопасности на водном транспорте.
Подразделения полиции на транспорте имеют выстроенную организационную структуру и определенные полномочия, которые закреплены Приказом МВД России «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте»12. Именно линейные подразделения полиции на транспорте обеспечивают общественной порядок и общественную безопасность на объектах водного транспорта, для чего наделены достаточным кругом полномочий13.
К таковым в сфере противодействия административным правонарушениям следует относить:
- осуществление защиты от противоправных посягательств личности, общества и государства;
- осуществление предупреждения и пресечения правонарушений;
- осуществление производства по делам об административных правонарушениях и исполнения административных наказаний;
- обеспечение правопорядка на объектах транспорта;
- осуществление мер по противодействию незаконному обороту наркотиков.
Также, анализируя правоприменительную деятельность линейных подразделений полиции на водном транспорте, возможно выделить следующие направления работы в рамках обеспечения правопорядка:
- проведение работы по выявлению и предупреждению происшествий на воде, оказание помощи терпящим бедствие гражданам и судам;
- проведение работы по охране правопорядка во время проводимых на воде массовых мероприятий;
- проведение работы по санитарно-профилактической охране отдельных водных бассейнов;
- оказание содействия Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России14, органам рыбоохраны, природозащитным организациям, а также таможенным и пограничным подразделениям (более подробно вопрос взаимодействия с заинтересованными субъектами и правовая основа данного взаимодействия будет раскрыт во второй главе исследования).
Линейные подразделения полиции на водном транспорте в рамках исполнения полномочий по поддержанию правопорядка преимущественно используют патрульно-постовую службу, организованную на основе характеристик оперативной обстановки и специфики функционирования водного транспорта.
Специфичными характеристиками функционирования водного транспорта возможно считать:
- особенности географического расположения акваторий;
- особенности имеющейся инфраструктуры водного транспорта;
- особенности сезонности работы водного транспорта;
- особенности объема пассажироперевозок и грузоперевозок;
- особенности графика судоходства и движения судов.
В зависимости от оперативной обстановки и специфики функционирования водного транспорта, линейные подразделения полиции осуществляют расстановку необходимых сил и средств, определяя виды нарядов, их профиль и специализацию15.
Приоритетной задачей для сотрудников органов внутренних дел на транспорте является защита объектов водного транспорта от посягательств различного характера16, а также предупреждение и пресечение правонарушений на них и привлечение лиц, совершающих правонарушения, к ответственности. Применяемые сотрудниками полиции меры принуждения могут быть предупредительными, пресекательными, обеспечительными и санкционными17.
Достижение поставленных задач происходит благодаря организованной деятельности органов внутренних дел в административно-правовой, юрисдикционной, оперативно-розыскной, уголовно-правовой, запретительной, контрольной, консультативной сфере.
Сотрудники органов внутренних дел:
- осуществляют работу по обеспечению общественной безопасности и общественного порядка на водном транспорте, в том числе с помощью реализации профилактических и иных мероприятий;
- обеспечивают общественный порядок на водном транспорте в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и при проведении массовых мероприятий;
- принимают участие в досмотре лиц, управляющих судами, и пассажиров на водном транспорте;
- оказывают необходимое содействие в охране общественного порядка субъектам транспортной безопасности объектов водного транспорта;
- осуществляют сотрудничество с иными ведомствами по вопросам обеспечения безопасности на объектах водного транспорта.
Таким образом, правовая основа деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на водном транспорте представляет собой многоуровневый характер, опираясь на положения Конституции Российской Федерации и включая в себя положения федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, межведомственных актов, приказов МВД России.
Линейные подразделения полиции на водном транспорте в рамках исполнения полномочий по поддержанию правопорядка преимущественно используют патрульно-постовую службу, организованную на основе характеристик оперативной обстановки и специфики функционирования водного транспорта.
О безопасности : Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ: текст в редакции от 10 июля 2023 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 2.
О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ: текст в редакции от от 4 августа 2023 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка : принят Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 года // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. Москва: Юридическая литература, 1990. С. 319-325.
Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 года № 699: текст в редакции от 5 февраля 2024 года // Официальный интернет-портал правовой информации – URL: http://www.pravo.gov.ru, 22.12.2016. (дата обращения: 30.03.2024).
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 345: текст в редакции от 26 сентября 2023 года // Официальный интернет-портал правовой информации – URL: http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2014. (дата обращения: 30.03.2024).
О транспортной безопасности : Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ: текст в редакции от 24 июля 2023 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 7. Ст. 837.
О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте : Указ Президента РФ от 31 марта 2010 года № 403 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 14. Ст. 1637.
Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта : Постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 года № 1637: текст в редакции от 15 ноября 2023 года // Собрание законодательства РФ. 2020. № 42. Ст. 6603.
Об утверждении Положения о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 16 июня 2011 года № 680: текст в редакции от 6 июля 2022 года // СПС «КонсультантПлюс».
Захватов И.Ю., Ходырев Т.Б. О роли органов внутренних дел в обеспечении безопасности на объектах воздушного транспорта // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30). С. 50-53.
Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте : Приказ МВД России от 15 июня 2011 года № 636: текст в редакции от 23 ноября 2021 года // Российская газета. 2011. № 183.
Панфилова Л.Б. Организационно-правовые основы деятельности органов полиции по обеспечению общественной безопасности на водном транспорте // Общество и право. 2014. № 2 (48). С. 255-258.
Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года № 820, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2022 года № 132 // Собрание законодательства РФ. 2022. № 7. Ст. 989.
Архипцев И.Н. К вопросу об особенностях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте // ППД. 2015. № 4. С. 86-90.
Панфилова Л.Б. Понятие и сущность общественной безопасности на водном транспорте // Общество и право. 2014. № 3 (49). С. 238-241.
Административное право : учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. Москва : Норма, 2024. С. 214.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Официальный интернет-портал правовой информации – URL: http://www.pravo.gov.ru, 06.10.2022. (дата обращения: 30.10.2023).