Статья: «Предметное творчество детей на примере народной игрушки»

Подготовила: воспитатель Иванова Н.М.

Немалую роль в развитии ребёнка играет лепка игрушек, посредством которой дошкольник учится мыслить последовательно: выбирает форму, пропорции, уделяет внимание к деталям.

Во все времена народные сказки увлекали детей дошкольного возраста. Ребёнок погружается в мир полный приключений и магии, развивая свою фантазию и накапливая определённый опыт, начинает анализировать ту или иную жизненную ситуацию и учится различать что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Народные игрушки, в том числе персонажи русских народных сказок, заинтересовывают детей своим замыслом и яркой росписью. Дошкольники с огромным интересом изучают их и лепят как по образу и подобию, так и по собственному представлению.

Бывают разные виды народных игрушек, благодаря чему воспитатель успешно может проводить полноценные занятия по лепке, которые дети примут с восторгом.

Различные виды игрушек обладают определёнными особенностями, которые можно использовать для развития восприятия окружающего мира у дошкольников, углубления знаний о способах изображения и форме.

Со временем ребёнок учится передавать форму предметов и их пропорции. На начальном этапе он усваивает навык сравнения своей поделки с эталоном – игрушкой, стоящей перед ним, или же с образом из своего воображения.

В этом кроется основная сложность сравнения – дошкольнику необходимо проанализировать формы игрушки и своей работы, увидеть различия и внести правки. Главной задачей воспитателя является организация данного процесса и регулировка деятельности ребёнка. Способность сравнения развивается постепенно в течение всего времени нахождения ребёнка в детском саду, а в дальнейшем продолжается в школе.

Во время занятий воспитатель учит дошкольников способам сравнения, показывает, как правильно нужно делать: сначала рассмотри свою поделку, затем игрушку-натуру, вернись к своей работе, и только тогда вноси правки.

Если ребёнок не исправляет свою работу, а ломает и делает заново, то это говорит об отсутствии у него навыков глубокого анализа предмета, он не умеет проводить сравнение. Очень важно, чтобы дошкольники усвоили принцип анализа пропорций и форм, научились переходить от игрушки в целом к деталям, а затем вновь к целому. Это, в свою очередь, поможет детям научиться мыслить последовательно.

Также очень важным фактором для развития детей является оформление своей работы, например раскрашивание вылепленной фигуры. Для обработки поделки у дошкольника должно быть сформировано видение образа в целом.

Народные игрушки достаточно просты, что позволяет ребёнку самому, без объяснений взрослых, выбирать способы изображения. Это помогает сформировать самостоятельный подход к реализации задуманного.

Таким образом, можно однозначно утверждать, что предметное творчество, на примере народной игрушки, помогает детям расширить свой кругозор, знакомит с окружающим миром, множеством форм и способов изображения.