* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ

Гришаева И. С., преподаватель истории
ГПОУ ТО «БПК»

Ключевые слова: Великая Отечественная война, память, героизм, бинарные уроки, профессиональный модуль, государственная политика, патриот.

Великая Отечественная война многие годы остаётся историческим событием, прочно занимающим лидирующее положение в ряду самых значительных событий российской истории. Между тем, в отечественном политическом дискурсе трактовки значения Победы менялись в течение последних лет. Если сразу после войны 9мая было объявлено праздничным днём, то пару лет спустя И. В. Сталин изменил своё отношение к ветеранам (имевшим очень высокий статус в обществе), и праздник Победы отодвинули на второй план, а приоритет был отдан празднованию 1 Мая.

С середины 1960-х гг., с приходом к власти Л. И. Брежнева День Победы вновь провозглашается первым по значению государственным праздником. Подчёркиваются военные заслуги самого генерального секретаря КПСС, вновь вспоминают героев и ветеранов войны. В политике М. С. Горбачёва, при сохранении уважения к празднику Победы, её (прежде, безусловно, позитивное) значение для стран Восточной Европы меняется в соответствии с новой международной политикой КПСС. Либерализация общественного сознания времен Б. Н. Ельцина позволила увидеть свет публикациям, материалам, содержащим прямо противоположные прежним, интерпретации войны и Победы. Эти колебания политического курса не могли не отразиться как на трактовках войны в учебниках истории и литературы, а также на самосознании общества.

Историческая память связана с коллективной памятью, она помогает людям определить свое место в обществе, идентифицировать себя и свою культуру. Французский социолог Морис Хальбвакс предложил разделять память на индивидуальную и коллективную. Коллективная память рассматривается им как залог идентичности обществ, позволяя человеку приблизиться к ответу на вопрос: «Кто мы такие?». Без социального контекста невозможно складывание и сохранение индивидуальной памяти, поскольку она формируется коллективом и развивается у индивида в процессе его социализации. Она не только передает информацию о прошлом, но и формирует сознание людей, их ценности и представления о мире. Память о прошлом обусловлена культурными и социальными факторами, и именно через призму таких понятий как коллективная и историческая память мы можем лучше понять механизмы формирования нашего сознания и идентичности [8].

В научной среде всё чаще начинает обсуждаться вопрос сохранения исторической памяти, более того вопрос сохранения исторической памяти стал вопросом национальной безопасности страны. Историческая память – набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, опыта прошлого, в том числе и негативного, такого как угнетение, война или несправедливость в отношении народа. Главной отличительной чертой исторической памяти от истории как науки – эмоциональный аспект первой. Историческая память – это прежде всего переживания народа того или иного события. История же, как и любая наука, обязана непредвзято и безэмоционально рассматривать события прошлого [1].

Историческая память также может быть использована для укрепления общественной солидарности и национального единства. Государству необходимо сохранять историческую память, поскольку она является одним из способов самоидентификации общества и осмысления себя как единого народа, а также способом объединения народа, на основе формирования патриотических начал общества [3].

Вопрос о сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне рассматривается российским руководством как один из основных, что особо подчеркивается вниманием, которое уделяется данному направлению президентом РФ В.В. Путиным. Следует уделить внимание наиболее важному событию из «плановой» политической жизни России, т.е. посланию Президента Федеральному собранию. В ходе своего выступления в 2020 г. президент заявил о необходимости «защитить правду о Победе», подчеркнув важность противодействия распространению лживой информации и «попыткам переиначить историю» путем противопоставления фактов. Речь идет об использовании PR-технологий, что в настоящий момент активно реализуется государством через современные информационные технологии, составляющие основу инструментария для организации связей с общественностью [5].

В настоящее время в Российской Федерации организуется ряд направлений, которые ставят перед собой задачу сохранить память об исторических событиях и именах. В 80-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне организованна огромная работа, направленная на формирование патриотизма, развитие коллективной памяти и многие другие.  Распоряжение об утверждении плана мероприятий в рамках подготовки и проведения празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин (Распоряжение от 17 мая 2024 года №1174-р) [6].

Однако необходимо внедрять изменения и в саму систему образования на всех уровнях, повышать историческую грамотность именно у обучающихся. История Великой Отечественной войны демонстрирует невиданный ранее пример массового героизма и самопожертвования советских людей, вставших на защиту своей Родины. «Героизм — это экстраординарное для истории поведение, которое сохраняется в памяти поколений данного социума (этноса, народа, государства). Некоторые из исторических героев остаются в памяти народов на века и тысячелетия, превращаясь в образцы поведения в экстремальных ситуациях, формируя национальный характер». Память о Великой Отечественной войне, о героизме наших предков обладает огромным символическим потенциалом. В общественном сознании россиян героизм советского народа в годы войны стал объединяющей и возвышающей идеей.

Примеры формирования коллективной исторической памяти на примере ГПОУ ТО «Богородицкий политехнический колледж»:

Бинарные уроки (история и литература, информатика и история, электротехника и история, математика и история).

Примерные темы:

- «Юные герои Великой отечественной войны» (Богомолов В.О. «Иван Зося», Ильина Е. Я. «Четвёртая высота», Кассиль, Л.А. «Улица младшего сына», Катаев В.П. «Сын полка», Морозов Н. А. «Юта», Солодов А.С. «Девочка с косичками» и т.д.).

- "По дорогам ВОВ" (составление презентации, онлайн квизов и игр).

- «Великая Отечественная война в фактах и цифрах».

Профессиональный модуль в контексте рабочей программе по истории.

Примеры тем:

- «Вклад Советских математиков, физиков и механиков в Победу над Германией в Великой Отечественной войне».

- «Особенности работы финансовой системы СССР в годы ВОВ».

- «Эвакуация промышленных предприятий» (анализ информации, анализ состояния промышленности, технологии производства).

- «Медицина в годы ВОВ».

- «Разработка и применение робототехники в военных целях».

- «Военные связисты в годы Великой Отечественной войны».

Воспитание молодого поколения начинается с самой первой ячейки общества – семьи. Именно на нее необходимо направить государственную политику для взращивания молодых патриотов. Карл Густав Маннергейм сказал: «Прежде чем тратить огромные деньги на оборону, нужно создать для людей тот уровень жизни, который они захотят защищать». Сложно не согласиться с данным утверждением, однако стоит помнить, что к уровню жизни относится, не только материальная составляющая, но и духовная. Именно поэтому, развивая духовные ценности, мы формируем будущее. Возвращаясь к теме семьи важно сказать, что Отечество – это не государство, не режим, не партия, не лидер, это мать, отец, друзья и, для многих, что-то не материальное [7].

Великая Отечественная война стала, пожалуй, самым страшным испытанием для нашей страны. Людям, никогда не державшим оружия в руках, приходилось бороться наравне с солдатами, чтобы отстоять свою жизнь и свободу своей страны и народа. Примеры героизма, когда простой человек ценой собственной жизни защищал товарищей, были не единичными в военное время.

Президенту Российской Федерации В.В. Путину, на встрече с общественностью в Усмани 22 января 2020 года предложили ввести уроки краеведенья для школьников, на что президент пошутил: «Мне кажется, что я каждый день занимаюсь уроками краеведения» [7]. Но при этом отметил: «Нельзя, чтобы у нас в общественном сознании, особенно у молодёжи, складывалось впечатление, что можно рассчитывать на хорошее будущее, не зная прошлого. Это заблуждение, такого никогда нигде не было. Если мы хотим просто жить хорошо, хотим думать о будущем — конечно, нужно знать всё о прошлом. Не зная этого, не понимаешь, куда идти. У людей пропадает самоидентификация — чем всегда славилась наша страна, и чем всегда она была крепка изнутри. Мы единый российский народ, и это придаёт нам огромную внутреннюю силу» [7].

Список используемой литературы:

Алешина, М.Н. Формирование гражданско-патриотического мировоззрения студенческой молодежи / М.Н. Алешина // Гражданско-патриотическое воспитание в образовательной организации: проблемы, опыт, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, Брянск, 16–18 мая 2018 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018. – С. 145-148.

Артюхин

О.А.,

Змановский

В.В. Политические коммуникации и государственная информационная политика в условиях перехода к

информационному обществу // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017.№ 6 (85). С. 128-131.

Дробижева

Л.М. «Государственная и гражданская идентичность в общероссийском пространстве» // Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра.

М.:

Российская

политическая

энциклопедия

, 2013.

С. 39

–50.

Минжаева

, А. М. Воспитательная работа с заключенными в годы Великой Отечественной войны // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=20594 (дата обращения: 03.05.2024 г.)

Послание Президента Федеральному Собранию в 2020 году. Доступ

: http://kremlin.ru/ events/president/news/62582#sel=109:23:hha,109:25:ahh (

дата

обращения

: 03.04.2025

г

.).

План мероприятий по подготовке и проведению празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов [Электронный ресурс] / Режим доступа:

http://government.ru/docs/51624/

(дата обращения: 04.04.2025 г.).

«Путин: без знания истории люди теряют самоидентификацию» [Электронный ресурс] / Режим доступа:

https

://

regnum

.

ru

/

news

/2836733.

html

(дата обращения: 04.04.2025 г.).

Хальбвакс

М. Коллективная и историческая память // // Неприкосновенный запас. 2005. № 2.

URL

:

https

://

magazines

.

gorky

.

media

/

nz

/2005/2/

kollektivnaya

-

i

-

istoricheskaya

-

pamyat

.

html

(дата обращения: 03.04.2025 г.).