Преемственность учителей-логопедов ДОУ и школы

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. 
Вопрос ?преемственности ?детский сад – школа? возник с 1938 года с момента разработки ?программы детского сада, которая была оформлена в виде ?Руководства для воспитателей детского сада? и актуален по настоящее время.
В настоящее время наиболее остро возникает необходимость?HYPER13 HYPERLINK "https://www.google.com/url?q=http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2012/12-2112012/uud/323-preemstvennost-uchitelej-logopedov-v-sisteme-doshkolnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-obshcheobrazovatelnaya-shkola&sa=D&ust=1600616694531000&usg=AOvVaw38N8UnpZ-TERPouuLFURtY" преемственности учителей–логопедов в системе ?дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа?HYPER15.
Преемственность учителей-логопедов ДОУ и школы - это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольного уровня образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Актуальность проблемы?преемственности в работе учителей-логопедов детского сада и школы заключается в том, что для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ. Именно тогда, когда ребенок уже посещает школу, происходит интенсивная перестройка, как в физическом, так и в психологическом плане. И если у ребенка в детстве были проблемы с речью, и их удалось исправить до поступления в школу, то с началом обучения некоторые нарушения могут вернуться. А некоторые дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза. С ними требуется продолжение коррекционно-логопедической работы, но уже на ином уровне. Дальнейшая логопедическая работа с такими детьми должна строиться дифференцированно, с учётом проведённого ранее специального обучения. Дифференцированной должна быть и практика педагогического сопровождения. 
Работа школьного логопеда должна опираться на результаты коррекционных мероприятий, проводимых в детском саду, в одних случаях, или начинаться с первичных этапов коррекции, в других. Поэтому преемственность в работе логопедов играет важную  роль для достижения наилучшего результата и его закрепления впоследствии. 
Взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы учителя-логопеда школы.  А с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.?
?К сожалению, тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе осуществляется не всеми дошкольными ?и школьными учреждениями. Это вызвано следующими причинами:
1. Часто дети из одной группы компенсирующей направленности идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
 2. ?Не каждая школа имеет в своем штате учителя-логопеда, а также происходит частая смена данных специалистов.
3. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, логопеды детского сада мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных учителей-логопедов.   Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.?
С введением 1 сентября 2023г  ФОП и ФАОП ДО в дошкольных образовательных учреждениях стали больше внимания  уделять формированию предпосылок учебной деятельности у дошкольников, в частности развитию речи обучающихся.  В содержании ФОП ДО пункт 20.5 дети от 4-5 и пункт 20.7. дети от 6 лет до 7 лет  в области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являют: 
1) Развитие словаря: обогащение словаря: вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток, характеризовать состояние и настроение людей…;
2)  Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. ..
3)  Грамматический строй речи: продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении. 
4) Связная речь: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать развивать коммуникативно-речевые умения. Продолжать учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картинок. Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала. Закреплять умение составлять рассказы и небольшие сказки. Формировать умения строить разные типы высказывания (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания.
5) Подготовка детей к обучению грамоте: упражнять в составлении предложений из 3-6 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.
6) Интерес к художественной литературе: формировать отношение детей к книге как эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей (радость, удовольствие при слушании произведений)…
Все это поможет ребенку без особых условий адоптироваться к условиям школьного обучения, но одному ребенку с этим не справиться, для этого нужна поддержка взрослых: учителей, воспитателей, родителей.  Обучающимся с ОВЗ помощь психолога и  учителя-логопеда.
Для организации преемственности в работе учителя-логопеда ДОУ и школы важно:
проводить совместные семинары-практикумы по проблеме коррекции речевых нарушений;
 взаимопосещение занятий;
проводить обмен опытом по применению различных форм взаимодействия с родителями;
ознакомление со списочным составом детей;
ознакомление с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;
составление плана работы по устранению речевых нарушений;
посещение непосредственно?образовательной деятельности в ДОУ учителем-логопедом школы;
участие в проведении родительского?собрания, онлайн или офлайн консультировании будущих первоклассников;   
проведение совместного логопедического обследования;
ознакомление с планом сопровождения учеников-логопатов.
Таким образом, тесное взаимодействие даст четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника, целостное видение проблем будущего ученика, экономию времени в диагностировании ребенка. Поможет выбрать действенные педагогические технологий обучения и успешного сопровождения обучающихся, осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала.