Приёмы технологии развития критического мышления на уроках географии
Существуют определённые правила проведения уроков по формированию критического мышления. В работу должны быть вовлечены все учащиеся. Применяется дифференцированный подход. Используют методический прием – индивидуальная работа по карточкам-заданиям для обучающихся с низким уровнем знаний, «разминка на географической карте», фронтальная беседа, решение тестовых заданий.
Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся, поощрять учеников за активное участие в работе. При проверке письменных тестовых заданий используется прием взаимопроверка. Важен этап мотивации. Подведение учащихся к определению темы урока и выведению целей.
Использование стратегии развития критического мышления учащихся, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. На уроках мы работаем с двумя основными типами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приемы технологии одинаково «работают» на обоих типах текстов. Определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий.
Итак, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – осмысление – рефлексия и предлагает набор приемов и стратегий. Мы представляем описание основных наиболее часто применяемых приемов данной технологии.
Прием «Представление информации в кластерах»
Кластеры (блоки идей) или «грозди» - это графический способ организации учебного материала. Делая какие – то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. (Приложение 1)
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления, по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в «гроздьях».
Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии. Это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками. Очень важным моментом является презентация «новых» кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздьями». Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки: особенности региона и внутренняя политика.
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами. Например, дать ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием «верные и неверные утверждения»
В начале урока по какой - либо теме могут быть предложены определенные высказывания. Затем просят учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Прием «чтение с разметкой»
Для стимулирования более внимательного чтения можно использовать прием «ИНСЕРТ» (Воган и Эстес, модификация Мередита и Стил)
I interactive самоактивизирующая
N notinq
S system for системная разметка
E effective для эффективного
R reading and чтения
T thinking и размышления
«V» - уже знал
«+» - новое
« - » - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
Некоторые правила работы с использованием приема ИНСЕРТ:
1. Делайте пометки
а) значки «+» и «V»
б) значки «+», «V», «-», «?».
2. Ставьте значки по ходу чтения текста.
3. Прочитайте текст один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или считаете, что знали по данной теме раньше.
4. Прочитайте текст еще раз. Возможно, количество значков увеличится.
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу коротко заносятся сведения из текста. На чтение текста лучше отвести 10 – 15 минут. Чтение должно быть индивидуальным.
Таблица 4
Пример бланка для организации чтения с разметкой
«V»
«+»
«-»
«?»
После прочтения текста важно, чтобы учащиеся поняли, что изменилось в их представлении в результате знакомства с новым материалом, на все ли вопросы были найдены ответы, все ли противоречия разрешены.
Прием «мозговая атака»
«Мозговая атака» или «мозговой штурм» как метод был разработан Алексом Осборном в 50-х годах. «Мозговой штурм» служит для генерирования идей, их оценки для выбора наиболее эффективной идеи, а также разработки способов ее реализации на практике. Данный метод применим для рассмотрения любой проблемы, если она ясно сформулирована. Его также можно использовать для генерирования информации, а не идей. Мозговая атака годится не только для коллективных методов обучения, она может использоваться всякий раз, когда человек не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно и призывает на помощь других.
Считается, что мозговая атака как повышает качество, так и увеличивает количество идей. Наиболее разумный подход к мозговой атаке состоит в том, чтобы рассматривать ее как очень быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей, которое может служить обновой для серьезного поиска решения. Графические приемы
В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формах организации материала. Эти формы применяются как творческая рефлексия, но не только. Учащиеся с помощью предложенных приемов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приемы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.
Часто учащиеся испытывают затруднения при записи материала. В этой связи достаточно полезную роль может сыграть умение представлять материал в схематической, графической форме. Схемы, таблицы и графики систематизируют мысль, делают сложные конструкции более наглядными и понятными. Представление материала в графической форме позволяют учащемуся лучше классифицировать представленную информацию.
Дайана Халперн выделяет несколько видов графических систематизаторов, отмечая при этом, что использование каждого из них предполагает использование пространственных образов, помогающих осмыслить представленную информацию.
1. Линейная последовательность. Ее можно применить, если структура представленной информации близка к линейной.
2. Иерархии (или древовидная структура). Они могут быть использованы, например, для представления связей согласно принципам классификации.
3. Сети – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В сетях могут быть как иерархические, так и линейные или пучковые связи.
4. Матрицы – могут быть использованы для сравнения событий, предметов, процессов по ряду показателей.
5. Блок - схемы. Удобны тогда, когда информация включает в себя ряд последовательных логических и точных инструкций и команд. [9]
Ценность рисунков и схем на стадии вызова высока, и мы хотим вас познакомить с возможными графическими заданиями на этой стадии.
Прием «Выглядит, как… Звучит, как …»
Прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология».
Таблица 5
Выглядит как…
Звучит как…
- Часы
- Конвейер
- Ступеньки лестницы
- Яркая картинка
- «Это ново!»
- «Это интересно!»
- песня: куплет, припев
На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.
Прием «Плюс, минус, интересно»
Таблица 6
П
М
И
Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа заполняются соответствующие графы. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. Это способ активной работы с текстом.
1. В графе «Плюс» отмечаются те ключевые слова или фразы из текста, которые являются наиболее важными, существенными.
2. В графе «Минус» отмечаются те признаки изучаемого предмета, объекта или явления, которые свидетельствуют о его отрицательных сторонах.
3. В графе «Интересно» учащиеся могут отметить те факты, теоретические положения, которые для них являются интересными, неожиданными.
Подчеркнем, что особенностью работы со сводной таблицей ПМИ является то обстоятельство, что в нее заносятся только данные из изучаемого текста или цитаты из объяснения преподавателя без их интерпретации. Это способствует развитию у учащихся культуры корректной работы с информацией без искажения ее смысла.
Прием «Бортовой журнал»
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы
Таблица 7
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы своего бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.
Приём «Таблицы вопросов».
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», технология критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяют уровень нашего мышления. Начнем с простых приемов.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрации понимания пройденного.
Таблица 8
?
?
Дайте три объяснения, почему?
Объясните, почему?
Почему Вы думаете?
Почему Вы считаете?
В чем различие..?
Предположите, что будет, если..?
Что, если..?
Кто?
Что?
Когда?
Может?
Будет?
Как знать?
Согласны ли Вы?
По ходу работы с таблицей в первую колонку записываются вопросы, требующие односложного простого ответа. В левой колонке – вопросы, требующие подробного развернутого ответа.
На стадии рефлексии «работают» все вышеперечисленные приемы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы. Но возможно и отдельное применение приемов, например, после изучения материала мы просим учащихся составить кластеры, систематизировать материал.
После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.
Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая, элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием «Концептуальная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.
Приём «Групповая дискуссия».
Дискуссия от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
Прием «Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника. Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.
Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Прием «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив, верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты. (Приложение 2)
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление кластера», «Концептуальная таблица», «Фишбоун». Чтение с остановками - чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании.
Приём «Продуктивное чтение»
Выскажи предположения, о чем может говориться в тексте с
таким названием.
Чтобы проверить свое предположение, прочитай текст, ведя
диалог с автором:
В - задай вопрос к тексту -,
О -
предположи ответ;
П -
проверь себя по тексту.
После чтения текста сделай вывод по проблеме урока.
Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.
Приём «Чтение с остановками и Вопросы Блума»
- условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.
Подготовительная работа:
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
- Динамичный, событийный сюжет;
- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:
«перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);
память (формальный уровень) - узнавание и вызов полученной информации;
оценка - субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
синтез - логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;
анализ - фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;
применение - использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.
Приём «Синквейн».
Происходит от французского слова «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразителности.
Правила написания синквейна:
1. Первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;
2. Вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;
3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;
4. Четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. Пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Приём «Эссе».
Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.
Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.
10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Приём «Ключевые термины».
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия.
Приём «Перепутанные логические цепочки».
В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.
Приём «Взаимоопрос»
Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.
Прием «Покопаемся в памяти»
Какая тема? (назовите ее); Что вы уже знаете об этом? Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать?
Учитель объявляет тему урока.
Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос:
Что вы знаете о ……? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете?
Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.
После того как учащиеся записали все, что знаете о ……, необходимо это обсудить с партнером.
После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о…... По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги, прикрепленном к стене или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение.
Прием «Ассоциация»
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «………»?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске.
Прием «Инструкции»
На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока.
Правила работы в экспертной группе:
Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.
Ищите эффективные способы преподнесения информации.
Разъясните то, что другим осталось не понятным.
Составьте «Экспертный лист»
Прием «Лист решения проблем
»
Очень хорошие результаты дает использование приема «Лист решения проблем» при решении задач, особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.
ПРОБЛЕМА
ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ
РЕШЕНИЕ
Так же этот прием целесообразно использовать на практических работах.
Прием «Таблица аргументов»
Составляется следующим образом: учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или при работе с учебником.
АРГУМЕНТ
Почему «ДА», Почему «НЕТ»
Прием «Самоанализ»
Тренинг навыков рефлексии собственных состояний «знаю - не знаю».
Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются словосочетания, содержащие конкретный позитивный смысл –«знаю уверенно», «надо повторить» как движение в сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что ученик уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить, учителем демонстрируется доверие к ученику.
Прием «Шесть шляп критического мышления»
Это задание используется на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
«Белая шляпа»—> АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);
«Желтая шляпа» —> ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);
«Черная шляпа» —> НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
«Синяя шляпа» —> АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);
«Зеленая шляпа» —> ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые «бредовые идеи и предположения»);
«Красная шляпа» —> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)
Приём «Взаимообучение»
Легче всего научиться, обучая других. Взаимообучение происходит в группах из четырёх-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя, выполняя определённые действия:
1) «учитель» суммирует содержание абзаца;
2) он придумывает вопрос к тексту и просит других учащихся на него ответить;
3) «учитель» растолковывает то, что для других осталось неясным;
4) он даёт задание на чтение следующего абзаца, а затем передаёт бразды правления в руки следующего ученика.
Подводя промежуточные итоги своей работы, хочется сказать, что на одном уроке можно применять разные методические приемы, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом и активизировать деятельность учащихся на уроке.
Опытным путем можно составить план построения уроков по технологии критического мышления с использованием нескольких приемов. (Приложение 6)
В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно «переходят в руки» самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе. Результаты диагностики позволяют утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе. Критериями эффективности развития навыков критического мышления были выбраны:
Владение
навыками
поиска,
трактовки,
анализа
различных
видов
информации;
Умение
формулировать
корректные
вопросы;
Интерес
к
творческой
деятельности;
Самостоятельность
учащихся
в
изучении
предмета
географии;
Умение
аргументировано
отстаивать
свою
позицию;
Умение
найти
выход
в
новой
(нетрадиционной)
ситуации;
Положительная
мотивация
к
учебному
предмету.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования от 30.03.2022 № 22-НП: [зарегистрирован в Минюсте ДНР 05.04.2022 № 3034]. – URL: https://clck.ru/348L2x (дата обращения: 05.04.2023).
2. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - Москва: Просвещение, 2011. - 223 с.
3. Иванова, А. Учим критически мыслить / А. Иванова // Открытый урок: разработки, технологии, опыт. – 2019. – № 2. – С. 8–16.
4. Вишнякова Е. Е. Вызываю вас … на мысль! / Е. В. Зачесова, О. А. Родионова // Опыт включения ООТ в структуру повышения квалификации педагогических кадров. – Москва : МИОО, 2017. – 160 с.
5. Овчаренко, В. А. Технология развития критического мышления. [Электронный ресурс] / В. А. Овчаренко, И. А. Репина // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2019. - № 27. - С. 47. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21511399 (дата обращения: 13.02.2021).
6. Сергеева Б В. Теоретические основы развития критического мышления младших школьников / Б. В. Сергеева, В. А. Оганесян // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. - № 2. - с. 99.
7. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. метод. пособие / И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2019.
8. Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки [Электронный ресурс]. - Режим доступа. http://evolkov.iatp.ru/critical_think/ Volkov_E_Critical_think_principles_introduction.htm
Заир
-Бек С. И.
Развитие
критического
мышления на
уроке
:
пособие
для
учителей
общеобразовательных
учреждений
/
Заир
-Бек, И. В.
Муштавинская
. – 2-е изд.,
дораб
. – М.:
Просвещение
, 2011 – 223с.
Приложение 1
Графическое представление размещения информации в кластере
Приложение 2