Применение Базовых Учебных Действий (БУД) для младших школьников с расстройством аутистического спектра
Современные подходы к повышению эффективности образования детей с ограниченными возможностями здоровья предполагают формирование мотивации, умения учиться и использовать полученные знания в жизни. Важная роль для достижения этих целей принадлежит базовым учебным действиям у младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Базовые учебные действия – элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с нарушениями в развитии.
Выделяются следующие виды БУД:
личностные учебные действия;
коммуникативные учебные действия;
регулятивные учебные действия;
познавательные учебные действия.
Практически все БУД формируются в процессе всего школьного обучения, в процессе учебной и внеучебной деятельности.
На начальном этапе обучения детей с РАС особое внимание важно уделять формированию базовых регулятивных учебных действий.
К таким регулятивным БУД относятся умения адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения:
-входить и выходить из класса со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса, школы;
-пользоваться учебной мебелью;
-поднимать руку, вставать и выходить из парты;
-работать с учебными принадлежностями, организовывать свое рабочее место;
-принимать цели, произвольно включаться в деятельность и следовать предложенному плану;
-активно участвовать в деятельности;
И учитывая особые образовательные потребности детей с аутизмом, в период начального этапа обучения и формирования БУД коррекционная работа направлена, на:
-установление контакта;
-формирования положительного настроя на контакт со средой;
-коррекцию поведенческой дезадаптированности;
-коррекцию страхов;
-коррекцию агрессивности;
-развитию когнитивных способностей.
При организации учебного процесса для детей данной категории используются специальные приемы работы:
Создание четко организованного и упорядоченного пространства; отдельные шкафчики с визуальной подсказкой, свое рабочее место, зона отдыха, зона релакса.
Постепенное и индивидуальное дозирование введения ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии возможностями ребенка справляться с тревогой, пресыщением, перевозбуждением. По мере привыкания к ситуации обучения, оно должно приближаться к полному включению в процесс школьного обучения; в начале это были 2 -3 урока с продолжительностью 20 минут.
Выбор уроков, который начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным. Поэтому мы начинали с творческих уроков, так как занятия творчеством содействуют созданию ощущения наибольшего комфорта у детей с РАС.
Очень важна визуализация всего пребывания ребенка в школе, обеспечивающее предсказуемость событий; Используем визуальное расписание уроков, расписание учебного дня, визуализацию действий, визуальный таймер со звуковым сигналом.
Согласованность действий педагогов и родителей. Наибольшая эффективность при обучении детей с РАС достигается при скоординированных действиях всех участников образовательного процесса. Педагогам и родителям необходимо выработать единое понимание и стратегию действий в отношении того, чему обучать ребенка, как его обучать, и как преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения..
У большинства детей с РАС значительная задержка в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей
Ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
Непредвиденные изменения в привычном распорядке или деятельности часто вызывают у детей с РАС чрезмерный стресс, который часто выражается в виде дезадаптивного поведения. Они не мотивированы на обучение в школе и испытывают значительную сенсорную перегрузку находясь в классе, что обычно приводит к выраженным поведенческим нарушениям. В таких ситуациях, мы отводим детей в сенсорную комнату или в зону отдыха, где после снятия тревожности, дальше включаем в совместную деятельность.
Поэтому для формирования школьного поведения на начальных этапах обучения мы использовали поведенческие методы. В основном это были пищевые мотивации. Потом постепенно перешли к жетонам. Мотивацией может быть любой интерес ребенка. Поэтому мы также использовали как мотивацию – посещение бассейна. Применение этих методов позволило в значительной степени соблюдению норм школьного поведения, с последующей автоматизацией этих регулятивных действий.
Также родителями были изготовлены визуальные расписания дня ребенка, где включались поощрения (это могут быть походы в кафе, бассейн, магазин), которые будут при зарабатывании определенного количества жетонов. Формирование социально приемлемых форм поведения, коммуникативных и социальных навыков у обучающихся с РАС осуществляется в ходе целенаправленного обучения на основе их социального опыта. Ребенок с РАС, уже в период начального образования, нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства в пределах и за пределами образовательного учреждения. Мы регулярно вместе с родителями посещаем различные мероприятия.
Таким образом, базовые учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению, приобретению нового опыта деятельности и поведения обучающихся с ОВЗ.
С одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.