МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 54 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Инновации в обучении: проблемы и опыт»
ТЕМА: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки»
Автор:
Куликовская Наталия Геннадьевна,
Учитель музыки МБОУ «Школа № 54 города Донецка»
Специалист 9 разряд
Г. Донецк, 2021
Содержание
I.Введение………………………………………………………………………………3стр.
II.Использование информационно-коммуникативных технологий
на уроках музыки……………………………………………………………………....4стр.
III.Практическая часть (Примеры применения ИКТ на уроках музыки)…………...5-8стр.
IV.Заключение………………………………………………………………………….9стр. V.Литература…………………………………………………………………………...10стр.
Приложение
Введение
Двадцать первый век - это век информационно-коммуникативных технологий. Информационно-коммуникативные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в систему образования. В настоящее время большое количество информационно - коммуникативных технологий применяется в учебном процессе. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно сделает урок более увлекательным, запоминающимся и повысить мотивацию ученика, активизацию познавательной и творческой деятельности . А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка - есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.
Актуальность заключается в необходимости применения современных технических средств обучения, способствующих повышению качества музыкального образования, развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, расширению художественного кругозора школьников.
Изучив опыт ведущих ученых, педагогов, я наметила свой путь использования ИКТ на уроках музыки и во внеурочной деятельности. И перед собой поставила цель:
Цель использования ИКТ на уроках музыки – повышение мотивации, активизация познавательной и творческой деятельности учащихся.
Задачи:
- повысить интерес учащихся к предмету, делая процесс обучения более увлекательным и запоминающимся;
- увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке;
- обеспечить оптимальное музыкальное восприятие учащихся;
- активизировать организацию процесса познавательной деятельности;
- активизировать умственную деятельность учащихся.
II.Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки
Я работаю в школе в учителем музыки давно. И меня всегда занимали вопросы: как сделать свои уроки более запоминающимися, эмоциональными? Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля . В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать познавательную и творческую деятельность обучающихся.
Личность учителя, остается направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, а компьютер выступает как средство, помогающее в решении поставленных задач.
Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к предмету Музыка.
В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются более новые и новые технологии. И одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио - и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Одним из способов решения этих задач могут стать современные информационные технологии:
1 Технология развития ассоциативно – образного мышления учашихся.
2.Использование технологии проблемного обучения на уроках музыки.
3. Технология проектной деятельности.
4. Технология развития критического мышления.
5. Информационно- коммуникативные технологии.
6. Использование игровых технологий.
7. Технология формирования певческой культуры учащихся.
Применение нескольких технологий на уроке помогает сделать урок занимательнее, расширить кругозор учащихся, горизонты исполнительской деятельности, развивать музыкальные способности детей, формировать навыки активного восприятия музыки, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.
III.Опыт использования ИКТ на уроках музыки .
При проведении уроков музыки я использую ряд цифровых средств обучения:
1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;
2.Презентация музыки на уроках в видеоформате – это гарантированный эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал. Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов - П.И. Чайковского, А. Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время 6 года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению.
3. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
4.Зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства материалы из музеев ,документальные фотографии, видовые художественные фотографии .
Изучение учебного материала может быть организовано преподавателем в нетрадиционных формах организации урока музыки например:
У
рок-воспоминание (15-20 мин.) – например, «Великие композиторы о творчестве М. П. Мусоргского»;
Урок-путешествие (20-25 мин.) – например, «С. В. Рахманинов в эмиграции», «М. И. Глинка в Италии», «Премьера оперы «Иван Сусанин» в Мариинском театре»;
Урок-экскурсия (15-20 мин.) – например, «В доме-музее П. И. Чайковского».
5. Фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом. Так же огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах, композиторах.
6. Литературный ряд: информативные тексты раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.
7. Творческие задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.
Насколько эффективным оказалось внедрение информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки показывают результаты деятельности обучающихся, мониторинг качества знаний по предмету, уровень мотивации обучающихся. Итоговая диагностика проводилась с 4 классом в количестве 9 человек.
Цель диагностики - установить уровень качества знаний по предмету, как следствие сформированности познавательного интереса и творческой активности обучающихся на уроках музыки.
Для контрольной диагностики была разработана анкета (Приложение 1), результаты которой показали, как относятся обучающиеся к уроку музыки, какие музыкальные стили предпочитают, какой вид музыкальной деятельности их привлекает больше, вызывает ли интерес к уроку музыки с применением ИКТ технологий. Проводилась беседа с детьми о предпочтительной музыке, которая их глубоко трогает, влияет на их чувства и настроение. Так же для реализации данной цели были подобраны следующие методики:
1. «Открой себя через музыку» (автор Л. В. Школяр) (Приложение 2)
2. «Хочу дослушать произведение» (автор В. И. Петрушин) (Приложение 3).
Качественный анализ содержания первой методики осуществляется по следующим критериям развития музыкально-слуховых представлений, представленным в таблице1 В процессе проведения итоговой диагностики были получены следующие данные:
Дети с высоким уровнем музыкально-слуховых представлений характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например, в методике «Открой себя через музыку» (интерпретация результатов по таблице) Приложение 1, некоторые обучающиеся абсолютно точно определили лад произведения, практически дословно дали ему название, передали услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом, можно сделать вывод, что они прочувствовали произведение, увидели всю его глубину, а значит, проявили интерес и откликнулись на музыку творчески в своих рисунках. Некоторые из ребят были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Дети стараются вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор, но не всем это удается.
Критерии, по которым мы решили оценивать уровень интереса детей к музыкальной деятельности, следующие:
• проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребенка, интерес к музыкальной деятельности;
• отрицательное отношение интерпретируется как несформированная мотивация, слабый интерес к музыкальной деятельности.
Для сравнения я взяла результаты диагностики 4 класса 2019 г.
Результаты диагностики познавательного интереса по методике «Открой себя через музыку» обучающихся 4 класса.
Таблица1.
Уровни познавательного интереса
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
2019г.
2021г.
2019г.
2021г.
2019г.
2021г.
Количество обучающихся
3
2
5
3
1
2
Процентное содержание
33%
28%
55%
42%
11%
28%
При проведении анкетирования по методике «Хочу дослушать произведение» В качестве музыкального материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов произведений разных жанров. Чтобы ситуация приобрела статус эксперимента, мы намеренно прерывали музыку на кульминационном моменте звучания. Незавершенность музыкального образа вызывает у детей, по мнению психологов, с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность, ярко выраженную реакцию желания завершения прослушиваемой музыки. Результаты анкетирования в таблице 2
Результаты диагностики по методике «Хочу дослушать произведение» Тестовое задание.
Таблица2.
Хочу дослушать произведение
Не хочу дослушать произведение
2019г.
2021г.
2019г.
2021г.
Народная музыка:
1.Р.н.п. «Калинка»
2
6
7
-
2. р.н.п. « Маков цвет»
4
7
5
-
Классическая музыка:
3. А. Моцарт Симфония №40
2
5
7
2
4. Ф.Шуберт. «AveMaria»
1
4
8
3
5. С.Рахманинов « Вокализ»
1
6
8
1
6. М.Глинка «Марш Черномора»
2
7
7
-
Итого человек
(в среднем показателе)
2
6
7
1
Результаты контрольного диагностирования обозначены в таблице3 и в таблице 4. и диаграмме:
Сравнительные результаты вводного и контрольного диагностирования
4 класса 2021г.
Таблица3.
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Вводный
Контрольный
Вводный
Контрольный
Вводный
Контрольный
32 %
15%
36 %
40 %
15%
28%
Сравнительные результаты вводного и контрольного диагностирования
4 класс 2019г.
Таблица 4
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Вводный
Контрольный
Вводный
Контрольный
Вводный
Контрольный
40 %
30%
20 %
26%
15%
20%
Сравнительные результаты вводного и контрольного диагностирования
4-х классов.
Вывод: Если сравнить эти результаты с результатами прошлых лет то видна разница. В процессе проведения контрольного диагностирования было выявлено, что применение информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки, мотивирует обучающихся к занятиям по музыке, развивает познавательный интерес и творческую активность, повышая качество знаний обучающихся и их музыкальную культуру. Из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения. Тему, содержание и материалы урока дети запоминают надолго, уровень знаний повышается, усиливается интерес к предмету, желание учиться.
Заключение
Анализируя опыт использования информационно-коммуникативных технологий на уроках в школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки позволяет:
1. обеспечить положительную мотивацию обучения;
2. проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
3.обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
4. повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;
5. усовершенствовать контроль знаний;
6. рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Информационно - коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно - ориентированные параметры учебного процесса.
Литература
4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 1960 г.
5. Зотов Ю.Б. / Под редакцией Пидкасистого П.И./ Организация современного урока М.: Просвещение, 1989 г.
6. Кротова Н.В. Новые образовательные технологии в формировании интеллектуального человеческого капитала культуры - М., 2000 г.
7. Сухомлинский В.А. О воспитании - М.: Просвещение, 1975 г.
8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987 г
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкетирование
Анкетирование
2019г. 4класс (9человек)
2021г.
4 класс
(9 человек)
1.Как ты относишься к музыке?:
а) люблю слушать музыку, люблю петь;
20%
63%
б) равнодушно отношусь к музыке;
8 %
12%
в) не нравится слушать музыку и петь;
1 - %
-
2.Нужна ли музыка в жизни? Для чего
а) нужна
83%
91%
б) не знаю
13 %
2%
В) не нужна
3%
-
3.Какие классические музыкальные произведения ты знаешь?
А) знаю больше 5 произведений
-
10 %
б) знаю 2-5 произведений
5 %
48%
в) не знаю
31 %
8 %
4.Где ты слушаешь музыку?
в) концерты;
6 %
10 %
а) телевидение
6 %
9%
б) телефон
66%
83%
5. Известны ли тебе имена таких композиторов, как: Михаил Глинка, Римский-Корсаков, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Роберт Шуман, Фридерик Шопен, Эдвард Григ, Франц Шуберт;
а) известны почти все композиторы
-
26%
б) известны некоторые
22%
46%
в) не известны
28%
8 %
6. Какой вид деятельности на уроке музыки ты предпочитаешь?
а) беседовать о прослушанной музыке
4 %
12%
б) играть на детских музыкальных инструментах;
47%
72%
в) играть или петь в ансамбле с учителем;
34%
42%
г) слушать;
26%
48%
д) петь;
58%
71%
е) рисовать полюбившиеся образы в прослушанной музыке;
47%
51%
ж) двигаться под музыку;
43%
58%
8. Занимаешься ли ты музыкой вне школы?
а) занимаюсь в музыкальной школе
4%
10%
б) не занимаюсь музыкой вне школы, то хотел бы;
10%
17 %
в) не хочу заниматься музыкой
12%
5%
10.Какую музыку предпочитаешь слушать?
б) народные песни;
-
2%
в) классическую;
-
2%
а) эстрадную;
98%
95%
г) джазовую;
-
-
д) рок-музыку;
-
1%
11. Ты был на представлении в Музыкальном театре? Что ты слушал в Музыкальном театре?
а) балет;
-
-%
б) оперу;
-
2%
в) концерт, концерт музыкальной школы
-
-
11.Нравятся ли тебе уроки с применением ИКТ?
а) нравятся
60%
97%
б) не знаю
14%
3%
в) не нравятся
1- %
-
Приложение 2
Методика «Открой себя через музыку»Л.В.Школяр
Цель методики: Выявление родственной по содержанию музыки, умение понять чувства других людей.
Инструкция: Предлагаемая музыка должна быть похожей по внешним признакам: динамика звучания, схожесть фактуры. Варианты фрагментов музыки: П. Чайковский «Утреннее размышление», Э.Григ «Одинокий странник», Э.Григ «Смерть Озе».
После прослушивания учащиеся должны определить, какие из этих произведений родственные по «духу» музыки, по музыкально-образному строю и рассказать, по каким признакам они определили общность.
Интерпретация результатов в таблице.
Критерии развития музыкально-слуховых представлений
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
-когда ребёнок может достаточно содержательно рассказать, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции;
- адекватное, эстетически-активное восприятие музыки, единство эмоционального и интеллектуального;
-точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах;
- стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;
-умение и желание анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;
- ициативность в оценивании самого процесса и результата восприятия музыкальных образов,способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.
- Опираются только на свои эмоции;
- не эмоциональное восприятие музыки, понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер;
- осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы;
- стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;
- анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности;
- при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.
- если опираются только на средства;
отсутствует интерес к восприятию музыкального образа;
- восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное;
- способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью;
- в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.
Приложение 3
Тест «Хочу дослушать произведение».
Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве музыкального материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов произведений разных жанров. Чтобы ситуация приобрела статус эксперимента, мы намеренно прерывали музыку на кульминационном моменте звучания. Незавершенность музыкального образа вызывает у детей, по мнению психологов, с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность, ярко выраженную реакцию желания завершения прослушиваемой музыки. Поэтому, после остановки музыки на кульминации, дети должны были пометить знаком «+» тот фрагмент, который хочется дослушать до конца.
Тестовое задание «Хочу дослушать произведение»
Хочу дослушать произведение
Не хочу дослушать произведение
Народная музыка:
1.Р.н.п. «Калинка»
2. р.н.п. «Маков цвет»
Классическая музыка:
3. А. Моцарт Симфония №40
4. Ф.Шуберт. «Ave Maria»
5. С.Рахманинов « Вокализ»
6. М.Глинка «Марш Черномора»
Итого человек
(в среднем показателе)