Применение интерактивных форм обучения на уроках общественных дисциплин.

Шаг за шагом школа готовит обучающихся к взрослой жизни. Каждый педагог постоянно задумывается над проблемой, каким должен быть современный урок, как его организовать? А что такое отдача? И будут ли полезны выпускнику в жизни полученные в школе знания.

Современное общество ожидает от школы выпускников, которые работают над развитием личной моральности, интеллекта, культурного уровня, имеют богатый словарный запас, грамотно работают с информацией, коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, способны самостоятельно учиться, чтобы в дальнейшем, реализовав эти умения, стать работниками, умеющими думать самостоятельно, решать различные проблемы, владеть критическим и творческим мышлением, быть ответственными за результаты своей деятельности.

Мы действительно стремимся дать ученику как можно больший объем знаний по всем предметам и очень хотим, чтобы эти знания были максимально качественными. Учитель должен тренировать мышление обучающегося, учить его мыслить критически. Управляя учебным процессом быть не только каналом передачи информации, но и обучить учеников понимать и уметь критически осмысливать то, что они познают.

Главной задачей учителя общественных дисциплин является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, вызывать интерес к изучению своего предмета, чтобы каждый стал не наблюдателем, а активным участником каждого урока.

Уроки с применением интерактивных технологий дают возможность создать позитивную мотивацию учебной деятельности, стимулируют мыслительные действия, способствуют формированию стойкого познавательного интереса к предмету. Когда дети активно включены в процесс обучения, они ощущают удовольствие от этого, а их возможности осмысливать и усваивать учебный материал повышаются.

Интерактивное обучение необходимо использовать почти на всех уроках. Чаще применять групповые формы обучения. Например, класс заранее делится на группы по четыре члена в команде. В каждой команде обязательно есть капитан и штурман. После изучения нового материала капитан опрашивает членов своей команды и самостоятельно оценивает их. В конце учитель проводит опрос. На столе лежат карточки с названиями: «Все обо всем», «Делегат», «Доверие», «Выбор», «Экзаменатор», которые вытаскивает капитан. Повезет тому, кому достанется карточка «Доверие» - учитель выставляет выставленные капитаном оценки, не проверяя учеников. Если карточка «Выбор», то учитель сам выбирает кого из команды опросить. Если «Все про все», то учитель опрашивает всех членов команды по теме. Карточка «Делегат» дает команде право выбрать того, кто будет отвечать на вопросы. Карточка «Экзаменатор» уполномочивает команду доставшую данную карточку опросить команду другой команды по заданию.

Интерактивные методы предусматривают совместное обучение (обучение в сотрудничестве): учитель и ученик выступают субъектами обучения. Учитель выступает в классе как куратор, тренер, организатор процесса обучения. Ученики и учитель обмениваются мыслями, где все равны между собой, учатся слушать, сдерживаться от поспешных суждений.

В старших классах на уроках истории и обществознания очень эффективен метод деловой игры. На котором учащиеся учатся вести дискуссии, выступают перед классом, оглашают групповое решение. Этот метод приближает участников учебного процесса к реальным жизненным ситуациям. Ученики закрепляют изученный материал, развивают творчество, формируют функциональные умения, обучаются деловому общению.

Метод «Круглого стола» - это встреча со специалистами определенной проблемы, обсуждение которой осуществляется за «круглым столом» с представителями общественных организаций, государственных органов.

Метод проектов – это объединение теории и практики, где не только ставят определенные теоретические задачи, но и практически их выполняют. Например, подбирают и изучают необходимую литературу, проводят социальный опрос, берут интервью у населения и др.

Метод «Мозгового штурма» способствует динамичности мыслительных процессов, формирует умение сосредотачиваться на узкой актуальной проблеме. Нередко этот метод используют при проведении деловых игр як составную часть.

Можно повторительно-обобщающий урок проводить в виде «Семинара-кроссворда»

Для активизации мыслительной деятельности во время повторения и закрепления материала можно применять графические пособия, наборы схем и таблиц, которые готовят сами учащиеся.

Для обучающихся 5-6 классов можно предложить такой вид творческой работы, как составление сенкан. Его суть– составление свободного стиха из 5 строк, которые синтезируют информацию, кратко описывая тему. Учащимся объясняют правила, согласно которым это делается. Первая строка состоит из одного слова – существительного, которое обозначает название темы; вторая строка состоит из двух слов, чаще – прилагательных, с помощью которых описывается название; третья строка состоит из трех слов, которые указывают на действие, связанное с темой; четвертая строка состоит из четырех слов, которые указывают на связь с темой; пятая строка сложена из одного синонима, которым передается суть темы. В сенкане рифма не обязательна, это свободный стих, ритмическое единство которого базируется лишь на интонации.

Формула составления сенкан:

тема (существительное);

описание (два прилагательного);

действие (три слова);

отношение (фраза из четырех слов);

сущность темы (одно слово синоним)

Хорошо использовать метод гронирования (ассоциативный куст) можно использовать на всех этапах урока как метод, направленный на стимулирование мышления о связях между отдельными историческими и обществоведческими явлениями.

Хорошо зарекомендовал себя при изучении общественных дисциплин урок – суд.

Использование интерактивных форм обучения позволяет максимально активизировать обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности что, конечно же способствует выполнению учебной задачи. Уроки с применением интерактивных технологий способствуют увеличению интереса обучающихся к изучению истории и обществознания.