В давние времена, когда должники могли быть отправлены в тюрьму, жил купец, который задолжал большую сумму денег ростовщику. Ростовщик, старый и уродливый, был влюблен в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст ему свою дочь в жены. Отец был шокирован таким предложением. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребий: положить в пустую сумку два камня, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то она станет женой ростовщика, а если белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей. Купец и его дочь согласились на это предложение. Когда ростовщик наклонился за камешками, дочь купца заметила, что он положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить ее судьбу и судьбу ее отца.
Теперь представьте, что вам нужно тянуть жребий. Что бы вы сделали, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или что бы вы посоветовали ей?
Каждый из вас может высказать свое предположение, но вы пришли к нему через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Однако существует другой вид мышления - нешаблонное мышление.
Итак, первое задание для вас: в течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класса?».
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как можно воспитать личность, которая умеет легко решать возникающие проблемы? Педагоги знают, что любой ребенок может стать творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение могут уничтожить этот талант.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном возрасте творческое мышление, способность нестандартно мыслить и видеть мир вокруг себя.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поделиться своими ответами на мой вопрос.
Я предполагаю, что после окончания мастер-класса вы сможете:
- объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика;
- увидеть возможности использования приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада.
Давайте для начала определим, что такое ТРИЗ-педагогика. Это инновационная педагогическая система, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) и ТРТЛ, которая является самой молодой и популярной из известных систем. Она была создана российским ученым и фантастом Генрихом Альтшуллером и называется современно "прикладной диалектикой". Цель ТРИЗ заключается не только в развитии фантазии детей, но и в обучении системному мышлению с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев гласит "Можно говорить все!". Теперь вопрос, как можно ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада? Я предлагаю провести данную работу поэтапно. На первом этапе мы научим детей находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые их окружают, развивая системное мышление, то есть умение видеть окружающий мир во взаимосвязи всех компонентов. На втором этапе мы научим детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами, например новую игрушку, необычное платье или подарок. На третьем этапе мы будем решать сказочные задачи и придумывать новые сказки. А на четвертом этапе мы будем обучать детей находить выход из любой сложной ситуации, используя игры и игровые упражнения, которые вы найдете в приготовленных для вас памятках. Я также предлагаю вам поиграть, чтобы более полно представить себе приемы ТРИЗ.
Давайте начнем с игры "Полиномы фантазии". Загадайте любое слово из трех букв, например "ДОМ". Под "Д" пишем слова, обозначающие предметы (существительные), под "О" - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие), а под "М" - слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос "что делает?". Составьте предложение из слов, например в комбинации 2, 3, 1. Затем вы можете придумывать фантастические рассказы с детьми, отталкиваясь от этих сочетаний.
Далее предлагаю игру "Создание лимерика". Лимерик - это английский вариант организованной нелепицы. В течение 5 минут вы должны придумать лимерик, который будет сказочным и загадочным. Вы можете даже использовать непонятные слова, но главное, чтобы рифма сохранялась. Первая строка должна содержать выбор героя (например, красно-синий медвежонок), вторая строчка - его характеристику или действия (например, по небу летал), третья строчка - реализацию действия(например, собирал звезды на лету), четвертая строка - неожиданный поворот (например, вдруг превратился в дракона), а пятая строка - заключительная строка, которая должна завершать лимерик.
Еще одна игра, которую можно использовать для введения элементов ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада, это "Изобретение новой игрушки". Вы можете предложить детям задание придумать новую игрушку с необычными свойствами и функциями. Например, игрушка может быть мягкой и гибкой, чтобы она могла изменять свою форму, или иметь специальные световые эффекты, которые будут меняться, когда ребенок будет играть с ней. Это упражнение поможет детям развить свою фантазию и умение находить нестандартные решения.
Наконец, вы можете использовать "Сказочные задачи" для того, чтобы помочь детям развить свое системное мышление и умение находить выход из сложных ситуаций. Вы можете предложить детям задание рассказать сказку, в которой главный герой сталкивается с проблемой, которую ему нужно решить. Например, герой может попасть в ловушку или потерять свой домашний питомец, и дети должны придумать, как герой найдет выход из своей ситуации, используя свои умения и ресурсы.
Используя данные игры и упражнения, вы можете помочь детям развивать свои творческие и креативные способности, а также научить их решать сложные задачи, используя системное мышление и элементы ТРИЗ.