Мастер – класс учителя истории и обществознания Герасимова Наталья Геннадьевна Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания» Цели: демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды; разработка авторской модели урока в режиме демонстрируемой педагогической технологии. Задачи: передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совместно отработать методические подходы и приемы решения поставленной проблемы; . Вступительное слово, постановка целей, раскрытие технологии Современная ориентация образования на формирование готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: • уметь самостоятельно приобретать знания; • применять их на практике для решения разнообразных проблем; • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Специфика работы в школе заставила пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы я задаю себе постоянно. И в каком бы 1 классе я ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании – человек, не боящийся мыслить. Решение многих проблем я вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников. Одна из современных педагогических технологий, которые я использую на уроках истории и обществознания, - это – постерная технология. Само слово пришло из полиграфии (от англ. poster) - обозначает плакат или афишу рекламного характера. Сейчас под постерами понимают не только рекламные плакаты, но и произведения искусства, тем или иным образом оформленные для использования в интерьере. Постерная технология - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В процессе построения знаний технология может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — постановка новых задач — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д. Особенностью данной технологии является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками творческой группы, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Результатом работы становится не только сам постер, реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные. Из действующих педагогических методов данная технология приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается по крайней мере в двух особенностях: Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в ходе создания постера основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. 2 Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе постерной технологии все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы. Принципы и правила работы в творческой группе 1. Ценностно-смысловое равенство всех участников. 2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине. 3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника группы создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. 4. Предоставление свободы в рамках принятых правил (реализуется в праве участников творческой группы (далее «творцов») самостоятельно определять объем своей работы; не участвовать в работе на стадии «предъявления продукта», в праве действовать по своему усмотрению). 5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. 6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Диалог создает в творческой группе атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура. 7. Организация и перестройка реального пространства, в котором работает группа, в зависимости от задачи каждого этапа. Такая организация содействует появлению чувства свободы. 8. Решительное ограничение участия, практической деятельности руководителя, руководителя как авторитета на всех этапах создания постера. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Учитель не ставит вопросы и не отвечает на них. Алгоритм работы над постером 1. Определение тематики постера. 2. Постановка задач. 3. Выбор материалов. 3 4. Создание творческого продукта 5. Презентация продукта. Правила создания постера Можно использовать: картинки, слова, словосочетания, знаки, символы, лозунг. Содержание постера (расположение может изменяться) Задачи Тема Факты Методы Гипотезы Разрыв. Психологическое состояние участника творческой группы, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. «Разрыв» — необходимый и важнейший элемент технологии, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется учителем. Технологии создания условий для «разрыва» состоит я подборе парадоксального содержания, предлагаемого «творцам» для осмысления. Рефлексия. «В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...» В ходе работы над постером происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры. Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности. Творческий процесс в группе является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция выбранного участниками группы материала: слов, текстов, красок, образов, символов, фактов, явлений, любого материала 4 в зависимости от темы и типа постера. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое. Типы постеров: Постер – ассоциативный Ассоциации — это «спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам,противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию» (см. словарное определение). Ассоциации в данной методике используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Такую работу сообразно использовать на начальном этапе изучения значимой темы учебного курса. Она не требует от ребят специальной подготовки. В ходе работы ребята могут высказывать любые, даже самые абсурдные и парадоксальные идеи, мысли, гипотезы, трактовки и фиксировать их на «полотне». Создание постера-ассоциации позволит ребятам оценить багаж уже имеющихся знаний и сравнить его с тем, что они будут знать и уметь по итогам изучения темы. Постер – аналитический Аналитика (др.-греч. άναλυτικά — буквально: «искусство анализа» ) — часть искусства рассуждения — логики, рассматривающая учение об анализе — операции мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека Создание аналитического постера требует специальной подготовки. Ребята «разбиваются» на творческие группы, выбирают тему, распределяют направления поиска объектов анализа (процессов, явлений, событий). Учитель предлагает возможные темы, выполняет роль консультанта. Фрагмент урока обществознания по теме "Выборы 2012 " Цели: 5 1. Продолжить знакомство учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; 2. Содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; 3. Развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы. Форма урока – работа творческих групп. Оборудование: мультимедийная установка, презентации, постеры творческих групп. Подготовительный этап. За неделю ребята «разбиваются» на творческие группы, выбирают тему, распределяют направления поиска объектов анализа (процессов, явлений, событий). Учитель предлагает возможные темы, выполняет роль консультанта. Ход урока I. Оргмомент. Учащиеся занимают места, соответствующие их местам: II. Вступительное слово учителя. На уроках обществознания мы часто затрагиваем актуальные, социально-значимые темы. Сегодня мы находимся в преддверии очень важного события в жизни страны – выборов президента РФ. На предыдущих уроках мы говорили об избирательном праве, избирательных системах, конституционно-правовом статусе Президента РФ. Сегодня мы подведем своеобразный итог. III. Работа творческих групп. Вам было предложено «разбиться» на творческие группы, выбрать тему исследования, выбрать материалы. А сейчас я предлагаю каждой группе создать свой постер. Правила создания постера Можно использовать: картинки, слова, словосочетания, знаки, символы, лозунг. Содержание постера (расположение может изменяться) Задачи Тема Факты Методы Гипотезы На работу вам дается 15 минут.

Герасимова Наталья Геннадьевна

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,

Отличник образования Республики Саха Якутия