Статья по теме:
«Применение схем и модулей, в познавательном и коммуникативном развитии дошкольников».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 г. Томска высшая квалификационная категория воспитатель Яшина Надежда Анатольевна.
С большим объемом образовательного материала, необходимого для всестороннего развития ребенка и требований стандартов, перед воспитателем встает проблема как «Помочь научиться овладевать этой технологией и уметь ее применять ребенку». Все более актуальным становится выбор методов обучения ребенка. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством обучения ребенка. При изучении различных техник нас привлекла мнемотехника и техника схем - таблиц. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Цель в мнемотехнике –памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Схема – таблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы со схемой- таблицей значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – образного мышления, внимания памяти;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Дошкольный возраст — это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию – мнемотаблицы и мнемосхемы.
Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица. Данная технология может быть применима во всех образовательных областях, и поможет ребенку лучше освоить новый материал. Все хорошо знают, что у детей хорошо развито – наглядно – образное мышление. А модель позволяет ребенку самостоятельно кодировать и декодировать информацию о предмете, окружающей действительности с помощью знаков, символов, мнемотаблиц. использование мнемотаблиц помогает детям при овладении навыков составления предложений, связных рассказов, сказок, загадок. У детей развивается воображение, активизируется мыслительная деятельность в связи с необходимостью проведения анализа и синтеза схематической карточки, расширяется и активизируется словарный запас. Дети стали более активны, у них пропал страх высказывать свои предположения, они учатся отстаивать и доказывать свою точку зрения.
Знакомить ребенка с мнемотаблицами можно с первой младшей группы, когда знакомишь с формой, величиной, цветом предмета.
При ознакомлении ребенка, например, с живым объектом природы, педагог совместно с ребенком устанавливает его отличительные особенности, перечисляли, что присуще только этому объекту и все это отражали в виде небольшого чертежа, схемы. В дальнейшем организовывать игры на закрепление полученных ребенком знаний. «Узнай по описанию», «Отгадай животное» и т.д.
Без картинок наглядных у детей это получалось редко, тогда педагог предлагает им составленные ими схемы признаков и дети с интересом сами начинали наперебой рассказывать об этом объекте. В дальнейшем эту технику применяли и в ознакомлении с признаками предметов, речевой активности.
В старшей группе в обучении моделированию смысловой стороны текста можно использовать русские народные сказки. В дошкольной методике, где накоплен некоторый опыт подобной работы, рекомендуется использовать в обучении пересказу художественных произведений несколько моделей. В начале обучения моделированию и пересказу художественных произведений разумно предложить детям предметную модель, которая может быть представлена в виде серии сюжетных картин, книжных иллюстраций, набора открыток, детских рисунков (панно или «кинофильма»), изображений на магнитной доске или в плоскостном театре и т.п., последовательно отражающих движение сюжета.
В дальнейшем, усложняя методику обучения, вводим схематическое моделирование, где, как известно, вместо конкретного, наглядного изображения предметов и явлений используются условные, символические или схематические обозначения. Наиболее упрощенные модели смысловых отношений в сказке представляют собой схематические изображения персонажей каждого эпизода. В этом случае последовательность основных событий произведения передается пространственным расположением их отображений (заместителей). При этом главная задача педагога – научить детей замещают. (рекомендуют воспользоваться для этого плоскостными изображениями геометрических фигур разной величины и разного цвета).
О.М. Дьченко назвала данную модель сериационным рядом. Она соответствует кумулятивным сказкам, в которых происходят многократные, нарастающие повторения, по сути, одних и тех же действий, и представляет собой постепенно увеличивающиеся (или уменьшающиеся) полоски или кружки.
Дальнейший шаг в обучении может быть связан с освоением, по выражению О.М. Дьяченко, двигательного моделирования. Оно может быть использовано при ознакомлении детей с бытовыми сказками и сказками о животных и заключается в воспроизведении основной последовательности действий сказки.
Овладевая двигательной моделью, дети учатся подбирать заместителей героев сказки по заданному признаку (например, по цвету) и создавать схематическую модель по ходу изложения сказочного сюжета.
Данная модель рекомендуется также в работе с детьми младших и средних групп детского сада и учит детей самостоятельно разыгрывать сказку, пересказывать ее, гибко сочетая «логику» сказки с эмоциональной и художественной выразительностью.
Использование временно-пространственной модели возможно в работе со старшими дошкольниками. Слушая рассказ воспитателя, дети находят у себя соответствующую карточку и выкладывают ее на стол в соответствии с содержанием эпизода.
Однако, знакомя детей со сказкой, важно учить их не только видеть и передавать «логику» основных ее событий, но и выражать свое оценочное отношение к ним, свои переживания. При организации ознакомления с математическими представлениями так же используем схемы - таблицы, мнемотаблицы. К ним можно отнести лабиринты, карточки – схемы предметов для сравнения «Сравни по размеру», «Какой домик выше?», «Найди по схеме, где спряталась кукла?» и т.д. детям предлагается свойство предмета отразить в схеме. Во время этих действий ребенок активизирует все полученные ранее знания, учится применять их на практике. Принцип работы при формировании математических представлений такой же, как и при обучении, рассказыванию, используют прием замещения, сериационный ряд и т.д.,
Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.
Литература:
1. О.М. Дьченко Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение ,1989. - 127 С
2.Давай поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн.для воспитателей дет.сада и родителей/Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред.А.А. Столяра. - М.: Просвящение , 1991.-80 с.: ил.- ISBN 5-09-003272-6
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн.для воспитателя дет.сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвящение,1990. - 94.сл.-ISBN 5-09-001638-0