Иринцеева Зухра Ильсуровна
Учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 97
Г. Иркутск, Иркутская область
Аннотация: в статье рассматриваются приемы и методы использования сказок в логопедической работе.
Ключевые слова: сказка, сказкотерапия, развитие речи.
«Применение сказок в логопедической работе при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое творчество –
верная дорога к сердцу ребенка»
(В.А. Сухомлинский)
С древних времён сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько великого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Сказка – неисчерпаемый источник народной мудрости. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. «Проживая» сюжет сказки, ребёнок развивается эмоционально, учится радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Сказки настолько сильно влияют на сознание ребенка, что в психологии появилось целое направление «Сказкотерапия» Сказки с терапевтическим эффектом способны направлять, формировать изменять и корректировать детское поведение.
Сказки бывают фольклорные (жанр письменного и устного народного творчества) и литературные. Литературные сказки имеют одного или несколько авторов. Фольклорные сказки – это творчество самого народа. В основе большинства народных и литературных сказок лежат очень простые и так необходимые современному обществу идеалы гуманизма добра, взаимовыручки.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с волшебными сказками, литературными авторскими сказками. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно человеческими персонажами: принцев, принцессами, солдатами, богатырями и т.д.
Правильное произношение звуков в словах и самостоятельной речи, их артикуляция и различение на слух – обязательные условия для успешного овладения грамотой. Все этапы коррекционной работы над исправлением нарушенного звукопроизношения и устранением таких речевых недостатков, как ограниченный словарный запас, аграмматичное построение фразы, фонематическое несовершенство, трудности овладения связной речью с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи II – III уровня, как правило, имеют длительный период. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, дошкольники с речевыми нарушениями часто нестабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал.
Для того чтобы повысить эффективность коррекционной работы с детьми с ТНР, мотивацию на логопедических занятиях, я использую логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста. Дети с удовольствием выстраивают диалог со сказочными персонажами. Герои сказок вместе с детьми знакомятся со звуками и буквами, делают артикуляционную зарядку, автоматизируют звуки, рассказывают, пересказывают.
При отборе сказок учитываются речевые, физиологические и психологические особенности детей группы. Нередко логопеду приходится адаптировать сюжет сказки с учётом вербальных и невербальных возможностей детей.
В качестве методов и приемов со сказкой использую:
- логопедическую артикуляционную гимнастику
- чтение сказок
- беседы
- пальчиковые игры
- рассказывание
- групповое рассказывание
- придумывание сказок
- игры – инсценировки
- творческие задания
- проблемные ситуации и вопросы
- сюжетно-ролевые игры
- театральные представления
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип системности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип наглядности.
Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
При формировании у детей дошкольного возраста представления о родном крае использую сказки о Байкале. Байкальские сказки сложены о животных – обитателях озера, волшебстве, рассказывают про быт местного населения. «Богатырь Байкал», «Тайга».
Таким образом, сказка побуждает детей участвовать в различных формах монологической и диалогической речи, способствует развитию коммуникативной функции. Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка.
Литература:
Кочанская И.Б. Полезные сказки. Беседы с детьми о хороших привычках. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. – (Сказки-подсказки).
Куликовская Т. А. Тренинги по сказкам для формирования связной речи детей 5-7 лет. ФГОС. – СПб.: ООО «Издательство. Детство – Пресс», 2021.
Нищева Н.В. Развивающие сказки. Занятия с использованием приемов сенсорной интеграции для детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Издательство. Детство-Пресс», 2022.
Нищева Н. В. Алгоритмические схемы для рассказывания сказок. 3-8 лет. – СПб.: «Издательство. Детство – Пресс», 2021.
Стародумов В.П.: сказки озера Байкал –BHV, 2016г.
Федорова Е. И. Родные сказки. Беседы с детьми о родной земле. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. (сказки-подсказки).
Шорыгина Т.А. Серия «Сказки-подсказки. – М.: Сфера.