ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ

Бабчинецкая Н.В.,

учитель биологии и географии первой категории

В эпоху информационных технологий всё больше и больше идет осознание того, что динамично развивающемуся обществу нужны грамотные специалисты, умеющие лавировать в огромном потоке знаний.

Окружающий мир эволюционирует, а вместе с ним развивается и совершенствуется человек, общество, ноосфера. Для того, чтобы улавливать новые тенденции в развитии общества, обеспечивать преемственность между поколениями и качественное развитие новых поколений, должна совершенствоваться и сама система образования, которая должна закладывать такие качества, которые нужны современному обществу.

В современном мире недостаточно быть «человеком знающим». Любому государству необходим человек, способный творчески мыслить, действовать, саморазвиваться, самосовершенствоваться.

Перед современным учителем стоит задача: повышение качества знаний учащихся, воспитание целостного человека через применение современных методов преподавания.

Сегодня образование вступило в стадию фундаментальных реформ, основу которых составляет принципиально новое мышление.

Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений человека, успешного в XXI веке это:

навыки работы в команде;

лидерские качества;

инициативность;

IT-комп

етентность и многие другие.

Современное образование отказывается от традиционных подходов в обучении, а принципиальные изменения в деятельности учителя связываются с переходом к обновлённой образовательной парадигме. Также изменяются и технологии обучения. Современные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией.

В результате использования современных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении способствуют развитию творческих способностей учащихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

Использование учителем современных методов обучения в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к практическим ситуациям, развитию творческих способностей учащихся. На пути формирования научной функциональной грамотности учащихся учителю необходимо выбирать новые методы обучения из предложенных современных технологий обучения.

В классической модели обучения деятельность учителя ставится на первое место. Когда учитель сам всему обучает, то обучение уже не даёт необходимых результатов, а тем более высоких показателей качества знаний. Уход от традиционных методов к современным технологиям позволяет устранить однообразие, монотонность, скуку.

Сегодня необходимо выбирать модульное обучение, рефлексивное обучение, проектное обучение и т. д

В условиях реализации требований новых стандартов наиболее актуальными становятся технология развития критического мышления, проблемное обучение, педагогика сотрудничества и т.д. Сегодня повсеместно активно внедряется технология развития критического мышления.

Критическое мышление (с англ. – critical thinking) – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Критическое мышление – это ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения. Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учётом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений.

Основу технологии критического мышления составляет базовая модель из трёх этапов организации урока:

1 этап –

вызов

– актуализация знаний и представлений об изучаемом, определение целей;

2 этап –

осмысление

– изучение нового, формирование собственной позиции понимания материала;

3 этап –

рефлексия

– построение умозаключений и доказательств, выражение своих мыслей, представление кластеров, построение вопросов сложного порядка.

В процессе работы активно используются общеизвестные приёмы, практикуемые многими учителями: кластер (постер), мозговой штурм, корзина идей, синквейн, да-нет, взаимоопрос, взаимообучение, и т. д. Всё это даёт хороший положительный отклик в работе с учащимися. Как результат, повышается качество знаний по географии и биологии, увеличивается число детей, которые ищут новые знания за пределами учебника и активно делятся информацией с другими детьми.

Появляется, так называемый, «дух соревновательности». А то, что в процессе соревнования (взаимообучения, передачи информации, которую никто не знает) повторяется неоднократно, остаётся у учащихся прочными знаниями, что опять же способствует повышению качества знаний.

Уроки географии и биологии, организованные с использованием технологии развития критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ:

цель и задачи урока, в соответствии с таксономией

Блума

, формулируются вместе с учащимися, при их активном участии, а не просто транслируются учителем;

новые знания «наращиваются» через активную мыслительную деятельность, как правило в групповой работе;

рефлексия проводится совместно учащимися с учителем, при координирующей роли последнего;

оценка знаний проводится в перспективе самими учащимися по определённым критериям, причём как самооценка, так и в последствие, адекватная

взаимооценка

, без примесей симпатии и антипатии.

Подобная работа на уроках даёт хорошую основу для развития таких ценностей, как самостоятельность, инициативность, независимость, толерантность, ответственность; развиваются лидерские качества, умение работать в команде и отвечать за свою работу и т. д.

На сегодняшний день применение современных технологии даёт хороший результат в повышении качества знаний учащихся. Существует много разных технологий, и здесь каждый педагог волен выбирать ту, которая даст именно ему и его учащимся нужный результат, так как выбор зависит от очень многих факторов.