«Применение технологии проектного обучения для развития творческих способностей детей с ОВЗ на коррекционно – развивающих воспитательных занятиях»
Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что – либо новое»
Л.С.Выготский
Я считаю, что дети и подростки с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью. Только для развития способностей им требуется специальная помощь и поддержка, способная обрести уверенность в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений.
Подбор видов деятельности, содержание занятий выстраиваю так, чтобы формировать и развивать творческий потенциал детей. Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Например, создание самодельных игрушек, поделок стимулирует развитие креативного мышления. Занятия творческой деятельностью приносят ребятам огромное удовольствие. Подарок, сделанный своими руками, в который ребенок вкладывает не только тепло своих рук, но и частичку своей души.
В своей работе использую новые педагогические технологии, активные методы обучения, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС, в том числе и метод проектов.
Проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основе современного понимания проектной методики, как отмечает Е. С. Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ребёнка». «Чтобы добиться такого, результата», — продолжает Е. С. Полат, «необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей».
Целью метода проектов является стимулирование интереса ребят к определенным проблемам, и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Это комплексный метод обучения, позволяющий детям с ограниченными возможностями здоровья проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.
Внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повышает инициативу и активность воспитанников в жизни группы, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способности.
Для меня, плюсы метода проектов в следующем:
1. Нет ограничений временными рамками. Собирать материал можно при посещении библиотеки, из книг, энциклопедий, бесед, во время наблюдений.
2.Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла, или гипотезы, решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т. е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Вся деятельность детей сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты или вывод, оценка результатов и процесса, иногда перспектива на будущее.
При использовании проектных технологий в воспитательном процессе всегда важен особый такт, деликатность, поэтому стараюсь не «навязать» информацию, а направить их на самостоятельный поиск, например: Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?
В процессе работы над проектом организую экскурсии, прогулки-наблюдения, опросы, интервьюирование. Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Чтобы помочь детям произвести самооценку проекта, нужно оценить процесс проектирования с помощью вопросов и помочь ученикам подготовить презентацию.
Анализируя свою деятельность в использовании проектных технологий в воспитательном процессе, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов:
-Низкий уровень самостоятельности;
-Неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
Поэтому темы проектов выбираю такие, чтобы ребёнку было интересно и доступно получать информацию, например «Родной край», «Лекарственные растения», «Для чего нужны витамины?», «Что мы знаем о спорте»,
Проектная деятельность позволяет воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые в будущем. В процессе проектной деятельности у воспитанников формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, учатся взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что проектная деятельность необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности.
Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образовательных отношений. Применительно к ребенку проективные методики позволяют реализовать одну из основных стратегий образования — создание ситуации успеха для каждого из детей в образовательном процессе,
формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей.
Дети с ОВЗ, также как все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.