Вареник Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 13»
высшей квалификационной категории
г. Славгород, Алтайский край
1. Введение
«Добиться успеха не означает, что вы
должны сделать что-либо исключительное.
Это означает, что вы должны делать то же,
что и все, только исключительно хорошо».
Колин Тёрнер
Тема моей методической разработки: «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы». Почему я выбрала именно эту тему и в чем ее актуальность?
Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии. Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления через чтение и письмо, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Технология РКМЧП выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.
На протяжении всей педагогической деятельности ищу ответ на вопрос: как сделать так, чтобы и школьнику, и его родителям, и учителям было интересно общаться друг с другом? Чтобы дети видели, что взрослым интересны не только их отметки, но и то, как они смогли своим умом, талантами достичь успехов, чтобы родители, учителя и школьники учились принимать равную ответственность и за успехи, и за неудачи. Чтобы изменить что-то глобально, совершенно не обязательно ждать, что это сделает кто-то другой. Размышления над этими вопросами заставили меня осваивать новые средства обучения.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Помочь в решении этих проблем, в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
На мой взгляд, технология критического мышления – это попытка преодоления формального подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика к творчеству, попытка гуманизации обучения. Мне представляется убедительной эта технология, в которой организуется обучение, актуализирующее познавательную, эмоциональную и волевую сферы обучаемых. Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию ФГОС, использование инновационных моделей обучения, имеющих поисковую направленность, то есть организацию интегративной надпредметной поисковой учебной деятельности, цель которой заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.
Как организовать на уроке процесс поиска? Как научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться полученному результату?
На эти вопросы я нашла ответы, обратившись к приемам технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Поэтому цель моей работы: рассмотреть методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, способствующих развитию самостоятельной активности учащихся, раскрытию их творческого потенциала.
2.1.Теоретические основы темы и сравнительный анализ изложения ее в различных источниках
Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце 20 века Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких результатов как:
-умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
-умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
-умение решать проблемы;
-способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
-умение сотрудничать и работать в группе;
-способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо известна в России уже более 10 лет. Это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997г при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и еще 11 странах центральной и Восточной Европы и Азии. В нашей стране первыми стали Москва, Санкт – Петербург, Самара, Нижний Новгород, постепенно география расширялась, и сегодня эти идеи воплощают в жизнь педагоги многих регионов. Эта программа охватывает более 30 стран во всем мире – в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Океании.
Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания А.Ковальчукова и творческого саморазвития личности Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори, деятельностного подхода к обучению А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковых, а способность пользоваться приобретенным знанием; не объем информации, а умение получать ее и моделировать. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему образования дает возможность личностного роста. Ведь такая работа обращена, прежде всего, лицом к ребенку, к его индивидуальности.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
2.2. Методическая проблема
Анализ психолого-педагогической литературы, научных исследований, результатов изучения практики работы учителей, а также анализ результатов собственной педагогической деятельности позволили сформулировать основную идею и цель опыта: использование технологии РКМЧП для развития критического мышления на уроках русского языка и литературы будет идти успешно, если: дифференциация учебной программы по русскому языку и литературе будет соответствовать потребностям и возможностям детей; в образовательной деятельности учащихся будут доминировать задания творческого и исследовательского характера.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что достичь хороших результатов можно только через активную самостоятельную деятельность ученика. Много различных подходов и технологий перепробовала в своей многолетней практике и остановила свой выбор на одном из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании критического мышления школьников - на технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Она как никакая другая подходит к нашей классно-урочной системе, не требует глобальной перестройки урока. Её применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Человеческое восприятие устроено таким образом, что ему сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, подумать, для чего ему понадобятся полученные знания, и как их можно применить. А технология РКМЧП, в полной мере отвечает этим этапам. Эта технология хороша ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. Технология развития критического мышления через чтение и письмо – один из способов превращения учения в личностно - ориентированное. Технология предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования знания. Работая в режиме ТРКМЧП, учитель перестает быть главным источником информации, а создает условия для реализации заложенных в ученике задатков. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности. Технология развития критического мышления через чтение и письмо ставит целью воспитание свободной, критически мыслящей личности, дает возможность личностного роста, развитию индивидуальности. Используемые сегодня на уроке педагогические технологии, методические приёмы должны обеспечивать формирование умения поиска и выделения необходимой информации. Это активная деятельность учащихся, взаимодействие их друг с другом в учебной работе, участие в проведении экспериментов, постановке опытов, проектной и исследовательской деятельности.
Существует большое число исследований, посвященных данной проблеме (Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Бутенко А.В., Ходос Е.А. Загашев И.О., Муштавинская И.В. и др.). Целями данной технологии является 1. Мотивация к учению. 2. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений 3. Развитие рефлексивного умения. 4. Формирование обобщений.
2.3. Структура урока технологии РКМЧП
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, я строю в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
-актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
-вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
-сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
-побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
-получить новую информацию, осмыслить ее;
-соотнести с уже имеющимися знаниями;
-искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
-целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-присвоение нового знания, новой информации учеником;
-формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.
В технологии РКМЧП я использую разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом. Рассмотрю те приемы, которые эффективно использую на уроках русского языка и литературы.
2.4.Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.
В основе технологии лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета. Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Она решает задачи:
1.Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.
2.Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.
3.Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
4.Социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления через чтение и письмо? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации. В-третьих, технология позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Это не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения.
На каждом из этапов использую свои методические приёмы, которых в технологии достаточно много: «Корзина идей, понятий, имён...», «Составление кластера», «Чтение с остановками», «Совместный поиск», «Написание синквейна», широко использую электронный образовательный ресурс и учебное оборудование. Некоторым учащимся нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все в классе могут работать в одном и том же темпе. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся. На стадии вызова важно свободное высказывание своей точки зрения; фиксация всех высказываний. Ученик вспоминает всё, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Эта стадия похожа на актуализацию знаний в традиционном уроке, но приёмы и методы организации деятельности другие. Приёмы стадии «ВЫЗОВ» «Ассоциации», «Покопаемся в памяти», «Кластеры», таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнаю» (З – Х – У), «Логические цепочки», «Верные и неверные утверждения», « Подсказка», «Мозговой штурм» «Лови ошибку» «Согласен - Не согласен», «Наводящие вопросы», «Проанализируйте факты», «Проблемные ситуации» позволяют каждому активно включиться в работу.
Например, при изучении в 7 классе темы «Закрепление и обобщение по теме «Причастие» использую прием «Ромашка Блума». Прием представляет систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов: простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?); уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?); интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?); творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);
оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?); практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?). «Ромашку Блума» использую на стадии рефлексии, когда нужно осмыслить материал, сделать выводы. Прием способствует развитию критического мышления.
Интересный приём «Верные - неверные утверждения». Например, при изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» использую этот прием на стадии осмысления. Предлагаю следующее задание: «По ходу изучения повести мы не акцентировали внимание на времени написания произведения. Давайте попробуем предположить сейчас, когда мы уже многое знаем и о повести, и об авторе, и об истории создания произведения. Как вы думаете, когда была написана автором повесть? Я вам предлагаю утверждения, а вы выберите, на ваш взгляд, верные и обоснуйте, используя материал, который вам уже известен:1)Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным сразу после окончания Царскосельского лицея.2)Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным после окончания Отечественной войны с Наполеоном.3)Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным в последние годы жизни писателя. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Часто использую прием “Корзина идей”. Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Он позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляю значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). Обмениваются информацией в парах или группах. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. При успешной реализации стадии вызова у учащихся должен возникнуть стимул для работы на этапе получения новой информации. На стадии осмысления учащийся вступает в контакт с новой информацией, самостоятельно и активно участвует в работе. Здесь актуальны такие приёмы, как: чтение текста с маркировкой по типу Инсерт, ведение записей двойных дневников и бортовых журналов, составление таблиц «ЗХУ», работа с кластером, приём «Карусель». Эти приёмы можно использовать при любом способе подачи нового материала: чтении текста, просмотре видеофильма, объяснении учителя, сообщении обучающегося с демонстрацией презентации и т.д. Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.
Основным приемом ТРКМЧП является маркировка текста по типу Инсерт. Например, при изучении темы «Причастие как часть речи» в 7 классе, ученики используют прием «маркировка». Они читают изучаемый материал и делают в нем соответствующие пометки:
«V» - отмечают то, что известно;
«+» - то, что не знал, но узнал из текста;
«-» - то, чего не знал;
«?» - то, чего не понял.
Время на работу отводится в соответствии с объемом текста. Затем материал обсуждается, и информация заносится в кластер.
Для организации групповой работы, чаще на уроках обобщения и систематизации материала, использую приём «Разработка мини - проектов» иди «Учебник на доске». В результате групповой работы у каждой группы появляется свой «продукт» деятельности, который она представляет во второй половине урока. У каждой группы своё задание, которое нужно выполнить, а по возвращении - отчитаться. Записи ребята делают в своих бортовых журналах. Выбирают спикера группы, который будет выступать с результатами работы. При разработке мини-проекта «Имя существительное » в 5 классе,
каждая группа получает задание: выявить общее грамматическое значение, постоянные и непостоянные морфологические признаки, словообразование и синтаксическую функцию.
1 группа
-Прочитайте правило параграфа 88.
-Подготовьте рассказ об имени существительном как части речи.
-Составьте небольшой рассказ на тему «Моя любимая книга». Расскажите о персонажах и событиях, использую как можно больше имен существительных.
2 группа
-Прочитайте правило параграфа 90, 91.
-Подготовьте рассказ об одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных именах существительных.
-Составьте небольшой диалог с обращениями, используя одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные.
3 группа
-Прочитайте правило параграфа 93,93.
-Подготовьте рассказ о роде имен существительных.
-Составьте распространенные предложения, где подлежащими были бы существительные только единственного или множественного числа.
4 группа
-Прочитайте правило параграфа 95,96,97.
-Сформулируйте и запишите определение «Склонение-это…».
-Подготовьте рассказ о правописании гласных в падежных окончаниях существительных.
5группа - Прочитайте правило параграфа 98,99.
-Подготовьте рассказ о склонении существительных во множественном числе.
-Сформулируйте правило о правописании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Спикер каждой команды отчитывается, все слушают и делают записи в свои бортовые журналы, то есть в тетради.
Приём педагогической техники «Учебник на доске». Каждая группа отчитывается по заданиям. В процессе работы учащиеся производят отбор наиболее значимой информации, выражают ее своими словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Обучающиеся анализируют и систематизируют учебный материал в виде синквейна. Обучающиеся в группах или парах в течение 3-5 минут составляют синквейн по определенным правилам. Затем по желанию учащихся прослушиваем их результат творчества. Например, в 5 классе по теме «Синонимы» ребята составили синквейн. Получилось следующее: Синоним. Разные, но близкие. Обогащают, заменяют, помогают. Позволяют избежать повторов в речи. Слова-заменители. Обучающиеся анализируют свою работу на уроке. Сегодня урок: Трудный – лёгкий; интересный – не интересный; полезный – ненужный. Я на уроке: старался – ленился; был внимателен на уроке – был невнимателен; урок усвоил – не усвоил; узнал новое – все знал (ничего не узнал нового); моя поставленная цель достигнута – не достигнута; трудности были – не были.
Заключение
В заключение хочу отметить, что технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному пространству. Главная роль на уроке отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
ТРКМЧП позволяет сделать урок более продуктивным, помогает ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с с информационными источниками разных типов. Появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения: «Учитель-ученик», «Ученик-группа», и «Ученик- ученик». Повышается ответственность учащихся за качество собственного образования. Раскрывается творческий потенциал школьников, повышается интерес к изучаемому материалу. В классе создаётся атмосфера открытости и ответственного сотрудничества.
Литература:
1.Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил. 2.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. 3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически.- С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003. 4.Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003. 5. Иванова Е. Формируя критическое мышление // Школьная библиотека. 2000. № 3 6.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига М.: Эксперимент, 2008. 7.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 2007. 8.Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004. 9. Станиславчик В.К. Технологии развития критического мышления: перспективы их применения в вузе. М.: НП Центр, РРИЧП, 2007. 10.Фишбоун. Технология развития критического мышления. // Новое образование. – 2006. № 4, с.19
Приложение
Технологическая карта конструирования урока русского языка в 7классе
по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Вареник Ирины Александровны МБОУ СОШ №13 г. Славгорода Алтайского края
Тема |
Деепричастия совершенного вида. |
||||
Тип урока |
открытие нового знания. |
||||
Форма урока |
урок-путешествие «Мы – альпинисты». |
||||
Методы обучения |
1) проблемный 2) частично - поисковый 3) интерактивный |
||||
Цель |
создание условий для ознакомления учащихся с условиями выбора способа образования деепричастий совершенного вида, написанию гласной перед -в, -вши; |
||||
Задачи |
1)образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; писать гласную перед суффиксами –в, -вши; делать выводы, работать самостоятельно. 2) обобщение и систематизация знаний по повторению признаков деепричастия; закрепить умения правильно писать деепричастия, расставлять знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах, выработать умения правильно использовать деепричастия в речи; правописание глаголов и причастий прошедшего времени. 3)содействовать развитию информационной, учебно-познавательной компетентности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 4)создание условий для формирования коммуникативной компетенции. |
||||
Основное содержание темы, термины и понятия |
признаки деепричастия совершенного вида, деепричастный оборот; правописание глаголов и причастий прошедшего времени, использование деепричастий в речи; |
||||
Планируемые результаты |
|||||
Личностные - формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него |
Метапредметные - создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения); - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности); - создать условия для формирования познавательных универсальных действий
|
Предметные формировать умение образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; формировать умение писать гласную перед суффиксами –в, -вши; формировать умение расставлять знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте; формировать умение использовать деепричастия в речи.
|
|||
Универсальные учебные действия |
|||||
Личностные - самоопределение - смыслообразование - нравственно-эстетическое оценивание;
|
Регулятивные - целеполагание - прогнозирование - планирование, -самостоятельное принятие решений - самооценка - самоконтроль |
Познавательные - умение структурировать знания - поиск и выделение необходимой информации, -логика изложения, -умение делать выводы; - анализ |
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение вести диалог - сотрудничество в поиске информации, -умение работать в группе, - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль; |
||
Организация образовательного пространства
|
|||||
Межпредметные связи |
Ресурсы |
Формы работы |
|||
Литература |
Учебник М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова «Русский язык». 7 класс. М.: Просвещение, 2017г. таблица-фиксация знаний, лист контроля (маршрутный лист), распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся, электронное приложение; критерии оценивания; |
- фронтальная - индивидуальная - групповая |
|||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Самоопределение к деятельности |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||
I.Организационный этап. Психологический настрой.
|
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Здравствуйте. Я рада всех вас видеть! У каждого из нас по две полоски (красная и синяя). С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Возьмите в руки и поднимите ту полоску, которая соответствует вашему настроению. Поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки, хорошее настроение. У нас замечательное настроение, мы рады друг друга видеть, и мы готовы работать. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Чего вы пожелаете друг другу на уроке? Я надеюсь, что у нас все получится. Садитесь. Откроем тетради и запишем сегодняшнее число. |
Приветствует учащихся. Учащимся предлагает выбрать полоску, которая соответствует их настроению.
|
Отвечают на приветствие учителя. Выбирают полоску, которая соответствует их настроению. Ребята желают друг другу удачи, хорошего настроения, веры в свои силы, дружной работы. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. |
Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные - умение вести диалог |
||||||||
ВЫЗОВ |
||||||||||||
II.Мотивация к учебной деятельности
|
Внимание на слайд 1. Прочитаем слова: «С малой удачи начинается большой успех». Я предлагаю вам сделать эти слова сегодня нашим девизом. Как понимаем эти слова? Что пригодится для успешной работы нам на уроке? Слайд 2: Вот наша Лесенка успеха, по которой мы будем двигаться к новым знаниям. Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, её заполним в течение урока. Слайд 3
Сегодня у нас урок-игра: пойдем в горы штурмовать высоту «Деепричастия совершенного вида». Слайд 4.У каждого есть маршрутный лист, куда будете заносить свои результаты покорения высоты. |
Обобщает сказанное.
|
Объясняют смысл девиза. Для успешной работы пригодится наше желание познавать новое, внимание, слушать, что говорит учитель и ребята, дружная работа в команде. Быть успешным человеком!
|
Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные - умение вести диалог |
||||||||
III. Определение целей и задач учащимися.
|
Какова цель урока? И что мы должны вспомнить, чтобы добиться поставленной цели? -Что мы знаем по этой теме? Какая трудность возникает? (Будем учиться образовывать деепричастия совершенного вида, находить их в предложении, тексте, правильно писать деепричастия совершенного вида, повторять изученное о деепричастии, деепричастном обороте. Будем учиться делать выводы, работать над своей монологической речью, работать совместно и самостоятельно.) Запишите в таблицу - фиксации, что знаю и что хочу знать. - А теперь, опираясь на эти наблюдения, попробуем сформулировать тему урока. Записываем тему в тетрадь. Слайд 5 Учитель: Но покорение горных вершин – дело трудное. Альпинисты тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением, слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают. Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине? Конечно, с медосмотра. Предлагаю перед штурмом 1-ой высоты проверить «здорова» ли память наших альпинистов. Это будет наш старт. |
Обобщает высказывания:
|
Фиксируют в таблице «Знаю» и «Хочу узнать»
Формулируют тему и цели урока.
|
Регулятивные: -высказывать предположения на основе наблюдений; -формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения; -соотносить цели и результаты своей деятельности; -определять степень успешности работы.
|
||||||||
IV. Актуализация знаний на теоретическом уровне по теме. Игра «Верите ли вы..?»
|
Я читаю утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку «+», если нет – «-». Слайд 6 1.Деепричастие – это служебная часть речи. 2.Деепричастие обозначает добавочное действие. 3.Деепричастие образуется от глагола. 4.Деепричастие – неизменяемая часть речи. 5.Деепричастие изменяется по лицам и временам. 6.Деепричастие в предложении является определением. 7.Деепричастие бывают совершенного и несовершенного вида. 8.Не с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех, которые без не не употребляются. 9.Деепричастный оборот на письме выделяется запятыми. 10.Деепричастия несовершенного вида имеют суффиксы а-я Самопроверка. Слайд 7 с правильными ответами. Оценивание работы по критериям: 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Больше 5 ошибок – «2» Поднимите руки, кто написал на «5», «4»? Назовите номера вопросов, где допустили ошибки? О чем это говорит? |
Обобщение сказанного |
Фиксируют ответы в листе контроля
|
Познавательные: -выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий; -искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения; Регулятивные: -соотносить цели и результаты своей деятельности; -определять степень успешности работы.
|
||||||||
V. Актуализация знаний на практическом уровне по теме.
|
Мы получаем право на штурм первой высоты в 1000 метров. Слайд 8. Даны словосочетания: Минуя препятствие, слегка объегорив, деля поровну, объединив участки, на ходу съязвив, объявляя номер. Учитель. Прочитайте данные словосочетания. Какая орфограмма объединяет некоторые из них? Орфограмма Ъ. (Устно правило) Найдите в словосочетаниях общее. (В состав каждого словосочетания входит деепричастие.) Что такое деепричастие? Назовите его грамматические признаки. Расскажите о деепричастиях несовершенного вида? Как образуются деепричастия несовершенного вида? Учитель. Выпишите сначала словосочетания с деепричастиями несовершенного вида и графически обозначьте в них суффиксы. Затем выписать словосочетания совершенного вида и обратить внимание, как образуются деепричастия совершенного вида. Попробуем сделать вывод и сформулировать правило. |
Обобщает сказанное
Проверили учеников у доски. |
Самостоятельно выполняют исследовательскую работу доски и в тетрадях. Взаимопроверка. Обменялись тетрадями и оценили работу. Дети формулируют правило. Записывают в маршрутный лист результат (поставить оценку).
|
Регулятивные: -высказывать предположения на основе наблюдений; Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение вести диалог - сотрудничество в поиске информации, -учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль; |
||||||||
Физминутка «Дождь в лесу» |
||||||||||||
ОСМЫСЛЕНИЕ |
||||||||||||
VI. Инструктаж. Изучение нового материала. «Мозговой штурм».
|
1.Вспомним тему урока. Отталкиваясь от темы, сформулируйте еще раз цель. Цель урока: узнать, что обозначают, на какой вопрос отвечают и как образуются деепричастия совершенного вида; учиться находить и использовать в устной и письменной речи деепричастия совершенного вида. Самостоятельные наблюдения над деепричастиями совершенного вида (те же словосочетания). Выводы учащихся. Работа с учебником стр.84. прочитать и подготовиться отвечать на вопросы. Слайд 9. Фронтальный опрос. 3.Работа с таблицей «Написание глагольного суффикса перед –л, -вш, -в, -вши, -нн-(-н). Слайд 10. Теперь давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали правило. Читаем самостоятельно Чтение правила вслух. Расскажите друг другу правило. Поработайте в парах. Рассказывают правило вслух 2-3 человека. А теперь составим алгоритм применения правила: 1)определим часть речи; 2)определить вид деепричастия; 3)определим морфему; 4)вспомним правило. |
Наблюдает за работой учащихся
Фиксирует на доске алгоритм применения правила.
|
Делают выводы
Работа с учебником самостоятельно.
Работа в парах по теории. Формулируют правило.
Составляют алгоритм применения правила, записывают его в тетрадь.
|
Познавательные УУД: - Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную из различных источников информацию. -Анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - уметь строить совместную работу на единый результат в паре, анализировать, строить логические рассуждения, -выделять в учебном материале главное. Регулятивные УУД: -умение планировать работу -уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы |
||||||||
Физминутка музыкальная для глаз Слайд 11 |
||||||||||||
VII. Закрепление нового материала.
|
1.Штурмуем высоту в 2000 метров. Выберите себе задание. Слайд 12. Читают задания. 1)Образовать от данных глаголов деепричастия совершенного вида. Выделить суффиксы. Начать, исчерпать, распорядиться, заметить. ( начав, исчерпав, распорядившись, заметив (заметя). 2)Записать деепричастия совершенного вида и глаголы в неопределенной форме, от которых образованы деепричастия. Выделить суффиксы. Обнявшись, испекши, уйдя, выскочив. (Обняться, испечь, уйти, выскочить).
|
Обобщает сказанное |
Разноуровневые задания. Двое работают у доски, остальные самостоятельно. У доски записывают слова и во время проверки объясняют правило написания суффиксов деепричастий.
Самопроверка с записями на доске.
Записать в маршрутный лист результат (поставить оценку). |
Регулятивные УУД: - Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
|
||||||||
VIII. Закрепление нового материала.
|
2.Штурмуем высоту в 3000 метров. Употребление деепричастия с учетом его грамматического значения. Разбушевавшаяся вьюга швырнула наземь охапки снега и тотчас же вновь подхватила их, закрутила белыми вихрями. Почему нельзя сделать замену в 3 предложении? |
Напоминает, что при проведении самостоятельной работы в классе каждый проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новое правило.
|
Работают в группах. Выполняют задание. Отчет каждой группы. Оценивают себя, результат –в маршрутный лист. Используют критерии оценивания.
Делают выводы
|
Коммуникативные УУД: - уметь строить совместную работу на единый результат в группе, анализировать, строить логические рассуждения, -выделять в учебном материале |
||||||||
IX.Домашнее задание
|
Слайд.14 Мини- сочинение «Случай в горах», с использованием деепричастий совершенного вида. |
Комментирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Регулятивные УУД: -умение планировать работу -уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы |
||||||||
X. РЕФЛЕКСИЯ учебной деятельности на уроке
|
Ребята, и в конце путешествия я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Заполните последнюю графу в таблице-фиксации знаний «Закончи предложение» Слайд 15 Сегодня на уроке я … было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я попробую… урок дал мне для жизни… мне захотелось… |
Организовывает оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.
Благодарит за урок. Слайд 15
|
Высказывают свои мнения, пожелания. Заполняют последнюю графу в таблице-фиксации знаний
|
Личностные: смыслообразование, Познавательные – анализ, вывод Коммуникативные –взаимоконтроль, умение вести диалог; Регулятивные – самооценка, самоконтроль |