Л.Н. РУСИНОВА учитель физической культуры МАОУ СОШ №131

ПРИМЕНЕНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Здоровье молодого поколения – значимый критерий благосостояния общества и государства, который не только отражает текущее положение, но и позволяет предсказать будущее развитие. Поскольку значительную часть жизни человек проводит в стенах учебных заведений, осознанное отношение к здоровью не может складываться без влияния педагогов. Современные дети мало двигаются, заменяя активность долгими часами перед экранами телевизоров, компьютеров и смартфонов. Поэтому нельзя воспитать ответственное отношение к здоровью у учащихся, ограничиваясь только передачей знаний – нужны практические механизмы. Я начала применять ТРИЗ — методику, построенную на проблемно-поисковом методе. Она помогает эффективно решать самые разные задачи.

Современное образование требует внедрения инновационных методов и технологий, которые способствуют развитию у учащихся не только предметных знаний и навыков, но и универсальных учебных действий, таких как креативное мышление, умение решать нестандартные задачи, сотрудничать в команде и самостоятельно принимать решения. Также стоит остро задача воспитания всесторонне-развитой личности, творческой ,подготовленной к решению нестандартных задач в разных областях, особенно в спортивной. В наше время воспитательный и образовательный процессы невозможно представить без использования современных технологий, которые позволяют традиционный способ обучения, перевести в деятельностный ,идущий на смену только обьяснению; учитывают и используют закономерности и развития нового поколения, позволяют приспосабливаться к уровню и особенностям индивидума. Одним из таких эффективных инструментов является ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач).

Что такое ТРИЗ?

Данная технология была придумана и разработана в 1956 году Генрихом Сауловичем Альтшуллером –советским изобретателем ,писателем- -фантастом.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - это система методик и алгоритмов, направленных на развитие творческого мышления и способности находить нестандартные решения в различных сферах деятельности. Изначально ТРИЗ была разработана для инженерных задач, но сегодня она активно применяется и в педагогике, в том числе на уроках физической культуры.

Физическая культура играет важную роль в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей. Поэтому физическая культура должна стать образом жизни детей.

Актуальность применения ТРИЗ в начальной школе.

Начальная школа - период активного формирования личности ребёнка, его интересов и отношения к обучению. Именно в это время важно не просто формировать физические качества, но и развивать умственные способности, интерес к поиску, открытию нового. Уроки физической культуры могут стать не только средством оздоровления, но и площадкой для интеллектуального и личностного развития детей. Здесь и проявляется потенциал ТРИЗ.

ТРИЗ-технологии на уроках физической культуры .

Применение ТРИЗ на уроках физкультуры позволяет: развивать у детей творческое мышление; учить анализировать игровые и спортивные ситуации; формировать умение находить несколько вариантов решения задач; вовлекать в учебный процесс даже тех учеников, которые не проявляют активного интереса к традиционным видам физической активности.

Целью использования ТРИЗ технологии в начальной школе являются развитие поисковой активности, стремления к новизне. Применение на уроках физической культуры технологии ТРИЗ позволяет создавать необычные, интересные загадочные задания. Выполняя задания, учащийся вынужден искать новые, нестандартные пути решения технология ТРИЗ помогает повысить эффективность любого урока ,как главной единицей образовательного процесса в начальной школе. Использование ТРИЗ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление ,самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания. ТРИЗ- технология обучает творчеству ,раскрывает потенциальную одаренность,в том числе и творческую одаренность.

Триз-технология в младшей школе помогает превратить физическую культуру в увлекательный процесс, где каждый ребенок находит удовольствие в движении самовыражении .Через методы ТРИЗ мы стремимся показать младшим школьникам ,что физкультура не просто упражнения ,а веселая игра ,полная открытий и радостных моментов.

Ключевая задача ТРИЗ на занятиях- зажечь в детях внутреннюю мотивацию ,показав ,что спорт может быть захватывающим ,творческим процессом. ТРИЗ –подход в начальной школе создает ситуацию успеха,где физическая активность ассоциируется у детей с положительными эмоциями и желанием совершенствоваваться. Для достижения этой цели необходимо стремиться :

-Создавать учебные ситуации, гормонично сочетающихся с повседневной активностью учащихся

-Встраивать физкультурные занятия в естественный ритм детской жизни

-Создавать условия, при которых образовательная деятельность становится естественным продолжением их обычных занятий.

Реализуя эту задачу ,необходимо :

-выстравивать образовательный процесс в соответствии с природными потребностями детей

-интегрировать физическую культуру в их привычный образ жизни

-создавать условия, где занятия будут восприниматься как естественная и желанная активность.

Достижение этой цели требует:

-Гибкой организации уроков ,созвучной детскому восприятию мира.

-Естественного включения физической активности в повседневные занятия.

оздание среды ,где движение становится неотъемлимой частью жизни.

Для этого необходимо :

-Проектировать занятия как продолжение естественной детской активности.

-Строить процесс обучения, учитывая природную динамику детского развития .

Примеры применения: Изобретательские игровые задания, например, предложить ученикам придумать новую игру с мячом, соблюдая определённые условия (игра должна быть командной, использовать только один мяч и включать минимум три различных действия: передача, бросок, ловля). Таким образом, дети сами становятся «изобретателями» игровых упражнений.

Урок в технологии ТРИЗ.

Что такой урок дает детям? Помогает находить решения проблемного вопроса, генерировать оригинальные дизайнерские идеи. Регулярная тренировка творческого мышления. Вырабатывается способность применять знания в реальных ситуациях.

Что дает такой урок учителю? Обеспечивает профессиональный рост. Воспитывает готовность к восприятию нового. Развивает творческие способности учителя, гибкость, системность мышления. Знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем.

Решение спортивных парадоксов .

Ученикам предлагается ситуация: «Как перебросить мяч через препятствие, не используя рук?» - и они должны найти возможные решения, пробуя разные варианты, включая работу ног, головы, использование инвентаря.

Моделирование задач.

Например, учитель ставит перед классом задачу: «Нам нужно быстро переместить команду из одной части зала в другую, не касаясь пола». Учащиеся обсуждают, пробуют разные стратегии, используют доступные материалы (обручи, маты и т.д.), моделируя решение.

Ролевое решение задач .

Ребёнок играет роль тренера и предлагает способ улучшения результатов своей команды в эстафете. Это развивает не только креатив, но и коммуникативные навыки.

Преимущества ТРИЗ на уроках физкультуры

Повышается мотивация к участию в уроке; Усиливается вовлечённость всех учеников, независимо от уровня физической подготовки; Создаётся атмосфера сотрудничества и взаимопомощи; Развиваются мыслительные процессы параллельно с двигательными навыками.

Заключение.

В завершающей части урока организуется рефлексивная деятельность ,направленная на развитие у учащихся способности к самоанализу; осмысление содержания занятий ,выделение новых знаний и навыков, оценку наиболее продуктивных моментов и выявление вопроса ,требующих дополнительного изучения; анализ содержания ,фиксация новых знаний ,оценка интереса и выявление трудностей.

Интеграция ТРИЗ в учебный процесс на уроках физической культуры открывает новые горизонты для развития младших школьников. Она делает физкультуру не только полезной, но и увлекательной, умной, направленной на всестороннее развитие ребёнка. Современный учитель физкультуры, владеющий ТРИЗ технологиями, может стать не просто наставником по спорту, но и проводником в мир творчества и нестандартного мышления.

В.Петров ,Учебник «Основы ТРИЗ»., 2- издание,2023

Г. С. Альтшуллер, Творчество как точная наука. - М.: Сов. радио, 1979.- Кибернетика.