Игра - это одно из наиболее древних методов воспитания и обучения детей. Она переводит требования окружающей среды в потребности ребенка и является важным инструментом для исследования мира в школьном возрасте. Игра - это организованное мероприятие, которое требует не только умственных усилий, но и эмоциональной активности. Она всегда занимает значимое место в человеческой жизни, так как способствует успешному развитию личности и ее способностей. Многие педагоги считают, что игра возникла как результат исторического развития из потребностей общества. Одной из ролей игры является передача опыта от старшего поколения к младшему. Во время игры дети используют свой собственный опыт и представления о роли, которую они играют. Игра позволяет им не просто копировать взрослых, а действовать в соответствии со своим видением. Главное в игре - это способность изменять реальность. На каждом этапе обучения игра выполняет свою уникальную функцию, связанную с определенным возрастным и психологическим этапом развития ребенка. Задачей учителя является вовлечение ребенка в учебную игру, учитывая его возрастные особенности.
Рассматривая вопрос об обучении через игру, следует отметить важный возраст старших школьников (16-17 лет), который психологи называют ранней юностью. Этот период интересен тем, что у учащихся начинают формироваться планы на будущее. Одной из ключевых особенностей этого возраста является качественное развитие интеллекта и познавательных способностей. Важно не только то, что старшие школьники учатся решать задачи, но и каким образом они это делают. Эти изменения в структуре мыслительных процессов способствуют формированию личности, самоопределению, установке ценностей и интересов. На этом этапе старшеклассники начинают интересоваться своей будущей профессией и своей ролью в обществе. В этом возрасте они участвуют в различных играх, которые развивают их память, логическое мышление, а также активно развивают речь, такие как брифинг, пресс-конференция, телемост и многое другое. Игра в различные сценарии, разработанные учителем, помогает ориентировать старшеклассников в своей профессиональной жизни.
Задача учителя, работающего с профильными классами, заключается не только в том, чтобы передать знания по своему предмету, но и в том, чтобы помочь старшекласснику выбрать свой будущий профессиональный путь. Учитель английского языка должен показать важность этого предмета в обществе и его значимость в выбранной профессиональной области.
Формирование профессиональной направленности у старшеклассников происходит через решение проблем, поиск объяснений различных процессов и выбор методов действий. На уроках английского языка в старших классах он используется как инструмент для обмена информацией. Поэтому выделение времени для самостоятельной работы старшеклассников позволяет им самостоятельно находить решения и разбираться в игровых учебных ситуациях.
Игра на уроке английского языка помогает разнообразить урок и сделать его более интересным, особенно при необходимости повторения материала в условиях, приближенных к реальной общении, с учетом эмоциональности, спонтанности и целенаправленности речи.
Создание игровой ситуации на уроке английского языка с профессиональной направленностью позволяет выполнять следующие важные методические задачи:
-
Заставлять учеников многократно повторять языковой материал;
-
Тренировать их в выборе необходимого языкового образца, что развивает ситуативную спонтанность в речи;
-
Создавать благоприятное психологическое окружение в классе, что способствует развитию коммуникативных навыков.