ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ Е.А. Молокова, ГБОУ СО ?Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы?, г. Сухой Лог lena.molokova.2016@mail.ru Аннотация. Сегодня перед школой стоит важная задача - сохранение здоровья обучающихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. К здоровьесберегающим технологиям относятся методы и приемы, техники, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. В своей деятельности я применяю при работе с детьми следующие здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика, гимнастика для пальцев рук, гимнастика для глаз с представлением бегущей строки, динамизация рабочей позы, использование ?конторок?, смена видов деятельности и другие. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к обучению и воспитанию. У них наблюдаются временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии. Поэтому для их обучения нужно создавать специальные условия. Обучающиеся моего класса это дети, имеющие интеллектуальные нарушения – умственную отсталость. Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, одним из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность обучающегося. Сохранению здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья также способствуют технологии психокоррекционной работы, которая кроме всего направлена и на сенсорное развитие ребенка. У детей с ограниченными возможностями здоровья процессы становления сенсорного развития происходят значительно позже. Этим объясняется необходимость интенсивно заниматься сенсорным воспитанием детей – инвалидов на протяжении всего периода обучения в школе. Эффективным и результативным вариантом, который позволяет учесть как общие, так и специфические закономерности развития ребенка с ОВЗ, является использование материалов Марии Монтессори. Одной из ее разработок является – бизиборд (развивающая сенсорная панель), на которой закреплены все самые необходимые для развития мелкой моторики приспособления. Это всевозможные, включатели и выключатели, шпингалеты, прищепки, и многое другое. Сенсорную панель – бизиборд изготовили родители обучающихся моего класса. Создавая панели бизиборда, мы опирались на задачи рабочих программ педагога (классного руководителя и воспитателя группы продленного дня). Задачи программы Социальное направление: - развивать инициативу и самостоятельность (плетут косички, застегивают молнию, завязывают шнуровку, открывают замочки). Спортивно - оздоровительное направление: - прививать санитарно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания (застегивают пряжку ремня, кнопки, пуговицы). Нравственное направление: - воспитывать исполнительность, позитивное отношение к умению соблюдать правила поведения дома, в школе, в классе, в общественных местах (навыки безопасного обращения с бытовыми предметами, представление о форме, величине и цвете объекта) - воспитывать дружелюбие, заботливость, вежливость, готовность прийти на помощь (играть может не один ребенок а несколько, вежливо общаться, помогать друг другу) воспитывать чувство любви и гордости за свою школу, дом, семью, чувство гордости, что сделано совместно с родителями. Совершая с этими предметами определенные действия, они учатся: открывать дверцы, нажимать цветные кнопки, застегивать и расстегивать молнию, завязывать шнурки. Эти, на первый взгляд, незаметные навыки развивают мелкую пальчиковую моторику, а также учат пользоваться настоящими предметами в быту. Ребенок получает возможность выбрать для игры тот предмет, который ему больше нравится в данный момент. В процессе занятия с бизибордом, ребенок самостоятельно решает задачи, различной сложности, находит свои ошибки, вносит исправления. При осуществлении игровых действий, у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая пальчиковая моторика, формируются понятия цвета, размера, формы. Все это вместе взятое способствует формированию мотивации к обучению. В процессе решения практических задач у школьника с ОВЗ формируются важные личностные качества – усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.
Применение здоровьесберегающих технологий в школе