* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} h3 {color: #4F81BD; font-weight: bold;} .ConsPlusNormal {font-family: 'Arial'; font-size: 10pt;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .TOC Heading {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .toc 2 {margin-bottom: 5pt;} .toc 1 {margin-bottom: 5pt;} .toc 3 {margin-bottom: 5pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .FollowedHyperlink {color: #800080; text-decoration: underline ;} .footnote text {font-size: 10pt;} .Текст сноски Знак {font-size: 10pt;} .footnote reference {vertical-align: super;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Strong {font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;}

Принятие христианства на Руси

Во всем мире существует большой интерес к принятию христианства Киевской Русью. Обусловлено это тем бесспорным историческим значением, которое оказало православие на развитие русского государства и его международные связи, тем авторитетом, который приобрела русская православная церковь, борясь за упрочнение мира.

Крещение Руси имеет давние корни. Так, первыми крещеными князьями были Аскольд и Дир еще в IX веке. Вместе с ними христианство приняли также некоторые бояре. В 957 в Византии официально крестится княгиня Ольга, которая хотела вывести державу в ранг «цивилизованных» и «не варварских». Сын Ольги — Святослав, не отверг христианство и культивировал в своем окружении язычество.

После длительной междоусобной войны в 980 году на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980–1015). При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства. В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого он принял христианство.1

История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства.

Несомненно, принятие православия для Руси определило всю ее последующую историю, развитие государственности, самобытной культуры, особенности национального характера русского народа.

Цель работы – изучить исторические причины Крещения Руси и раскрыть его значение для истории России.

П

ричины принятия христианства на Руси

Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге – 957 г.; второй – при Владимире 988 г.

После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по некоторым причинам: это нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира.

Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом. Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль. Способствовало развитию культуры – философии, богословской литературы.

Социальное расслоение требовало новой идеологии. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом следует учитывать, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Надежды Владимира в данном случае возлагались, видимо, на том, что бог молний считался главным в дружинной среде. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

Да и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.

Став Великим князем, Владимир значительно расширил и упрочил Русь как государство всех восточных славян. Но на пути дальнейшего укрепления государства стояло ряд причин, решить которые могла только новая религия – нужно было избежать изоляции от цивилизованного мира, единобожие помогло бы создать единое государство во главе с монархом, укрепить семью, как опору власти, развить культуру – философию, литературу.2

С принятием христианства на Руси может стать возможным развитие культуры народа: грамотность, летописание, зодчество и храмовое строительство; все это во многом могло бы обусловить становление собственно русской христианской культуры.

Нараставшая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы высших слоев общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.

Такие причины не могли не заставить Владимира думать о принятии какой-то одной веры для Руси.

Выбор веры

Важной проблемой перед Владимиром стала «выбора веры», от решения которого зависел весь ход развития русской истории.

Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец помещает рассказ о следующем событии. Владимир после похода на ятвягов возвратился в Киев и приносил жертву кумирам вместе со своими людьми; старцы и бояре сказали: «Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву богам». В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и держал христианскую веру. Был у него сын, прекрасный лицом и душою; на этого-то молодого варяга и пал жребий. Посланные от народа люди пришли к старому варягу и сказали ему: «Пал жребий на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву». Варяг отвечал: «У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? сами деланные; не дам сына своего бесам!» Посланные рассказали эти речи народу. Толпа взяла оружие, пошла к дому варягов и разломала забор вокруг него; варяг стоял на сенях с сыном. Народ кричал ему: «Дай сына своего богам». Он отвечал: «Если они боги, то пусть пошлют какого-нибудь одного бога взять моего сына, а вы о чем хлопочете?» Яростный клик был ответом толпы, которая бросилась к варягам, подсекла под ними сени и убила их. Несмотря на то, что смелый варяг пал жертвою торжествующего язычества, событие это не могло не произвести сильного впечатления. Язычеству, кумирам сделан был торжественный вызов, над ними торжественно наругались; проповедь была произнесена громко; народ в пылу ярости убил проповедника, но ярость прошла, а страшные слова остались: «ваши боги – дерево; бог – один, которому кланяются греки, который сотворил все», – и безответны стояли кумиры Владимира перед этими словами, и что могла в самом деле славянская религия сказать в свою пользу, что могла отвечать на высокие запросы, заданные ей проповедниками других религий?

К Владимиру в Киев явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не бытии», – так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Он рассказал Владимиру все содержание Библии и в заключение показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Увиденное очень впечатлило и напугало Владимира, и подтолкнуло к выбору религии. После разговора с ним Владимир, по преданию, созывает бояр и городских старцев и говорит им, что приходили проповедники от разных народов, каждый хвалил свою веру.

Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми.3

За всем этим скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.

Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины. Кроме того, учитывалась международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые особенности различных религий. Так, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был одновременно главой религиозного культа. Православие была более терпимо к местным традициям, да и Византия в то время казалась центром цивилизации,

_______________________________________________________________________

3Народы и религии мира /В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 543

наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства.

Процветающая Византия демонстрировала пример тому, что может сделать монотеистическая религия для развития государства. Как важно идеологическое единство народа, живущего в нем.

Крещение Руси

После сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь решился принять православие. Но при существовавших тогда правилах принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии. Владимир подчинятся не хотел.4

В 987 году Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II – принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Помощь империи со стороны Руси была обговорена двумя важными условиями. Во-первых, императоры обязались отдать в жены князю свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это был весьма редкий случай, когда гордые императоры согласились выдать византийскую принцессу за «варвара», каковым в их глазах был Владимир.

Киевский Князь отправил в Византию своих воинов, восстание было подавлено, но Василий II не торопился с выполнением своей части договора. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму – Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Херсонес

был взят и Владимир послал в Константинополь гонцов с требованием выдать

за него Анну. В послании он обещал принять крещение. Здесь он его и принял, получив христианское имя – Василий. Владимир вышел из Херсонеса с царицею, взял с собою священников, мощи св. Клиента и Фива, сосуды

_____________________________________________________________________________________________________________________________

4. История России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/ (Дата обращения 16.12.23)

церковные, иконы, взял два медных истукана и четыре медных коня. По возвращению в Киев Владимир приказал повергнуть и уничтожить статуи языческих богов. Идол Перуна был привязан к конскому хвосту и проволочен к Днепру.5

Затем приступили к крещению киевского народа. Митрополит и священники ходили по городу с проповедью – но желающих сменить веру было немного. Князь употребил средство посильнее: он послал оповестить по всему городу, чтоб на другой день все некрещеные шли к реке, кто не явится, будет противником князю. Услыхав этот приказ, многие пошли охотою, некоторые шли к реке по принуждению, некоторые же ожесточенные приверженцы старой веры, слыша строгий приказ Владимира, бежали в степи и леса.

Согласно русской летописи «Повесть временных лет», князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

 

«Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!»6

Тотчас после крещения Владимир велит заменить языческие святилища христианскими церквями. Первый киевский каменный собор – Успение Богородицы, также известной как «Десятинная церковь».7 Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации.

____________________________________________________________________________________

5 История России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/ (Дата обращения 16.12.23)

6Нестор Летописец Повесть временных лет. 3-е изд. / Пер. со ст. славян. Лихачев Д. – Л., Наука, 2007. – С. 672.

7Народы и религии мира /В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 544

Распространение христианской веры

Тотчас после крещения Владимир велит строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. Так, поставлена была церковь св. Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов. Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и селам.

Есть известия, что митрополит с епископами, присланными из Царьграда, с Добрынею, дядею Владимировым, и со священником Анастасом ходили на север и крестили народ. Естественно, что они шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру, волоком и Ловатью, до северного конца этого пути – Новгорода Великого. Здесь были крещены многие люди, построена церковь для новых христиан. Но с первого раза христианство было распространено далеко не между всеми жителями. Из Новгорода, по всем вероятностям, водным путем, проповедники отправились к востоку, до Ростова. Этим кончилась деятельность первого митрополита Михаила в 990 году. В 991 он умер и из Царя-града был призван новый митрополит – Леон. С помощью поставленного в Новгород митрополитом Леоном епископа Иоакима Корсунянина язычество здесь было сокрушено окончательно.

Таким образом, христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже в самом Ростове, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо. Впоследствии, иноки Печерского монастыря будут проповедниками христианства у вятичей и мери и будут мучениками там; летописец прямо говорит, что в его время вятичи сохраняли еще языческие обычаи. Наконец, Иларион, современник сына Владимирова, называет русских христиан малым стадом Христовым. Самому князю принадлежит распространение христианства на запад от Днепра, в странах, которые он должен был посещать по отношениям своим к Польше; есть известие, что в 992 году он ходил с епископами на юго-запад, учил, крестил людей и в земле Червенской построил в свое имя город Владимир и деревянную церковь Богородицы.

Митрополита и епископов прислали из Царя-града. В Киеве, если прежде были христиане и церковь, то были, разумеется, и священники. Владимир также привел из Херсонеса священников. Но все этого числа было недостаточно для крещения и научения людей в Киеве и других местах.

И вот есть известие, что присланы были священники из Болгарии, которые были способны учить народ на понятном для него языке. Но сколько бы ни пришло священников греческих и болгарских, все их было мало для настоящей потребности. Нужно было умножить число своих русских священников, что не могло произойти иначе, как чрез распространение книжного учения. Такое распространение было предпринято немедленно после всенародного крещения в Киеве, ибо в нем митрополит и князь видели единственное средство утвердить веру. Отцы и матери были мало утверждены, поэтому Владимир велел отбирать детей у лучших граждан и отдавать их в книжное ученье. Детей роздали учиться по церквам к священникам и причту.

Новая вера - обновленное государство

Переход к христианству имел огромное историческое значение для Древнерусского государства.

Крещение помогло преодолеть политическую изоляцию восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, способствовало духовному развитию человека. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против рабства.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой культуре.

Языческая Русь знала разные виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении.

Христианская церковь внесла в них совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели — воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви.

В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты, относящиеся к XI-XII вв. Среди них - частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи.8

В Киеве при соборе Святой Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях.

На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Центром сосредоточения культуры становились монастыри. Они становились центрами книжности, где трудолюбивые монахи переписывали летописи и древние манускрипты. Монастыри отличал и высокий эстетический уровень религиозной деятельности: церковного пения, литургического слова. Именно в монастырях процветали живопись, особенно иконописная, архитектурное творчество.8

Именно в эпоху средневековья на Руси были достигнуты значительные успехи и в развитии научной, инженерно-технической мысли, особенно

_________________________________________________________________________________________

7 История России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/ (Дата обращения 16.12.23)

связанной с зодчеством, строительным искусством. Высокие образцы средневекового искусства составили эпоху в развитии мировой культуры, неповторимую, дарственною всем последующим поколениям.

Государственная реформа Владимира пробудила огромный духовный потенциал народа, и дала толчок бурному развитию страны. Вместе с христианством на Русь пришли письменность и книжное просвещение на доступном для всех славянском языке. С принятием новой веры изменился гражданский и семейный быт, появились новые нравственные понятия и правила поведения в обществе. Церковь и ее служители стремились укрепить политический авторитет князей и предать их власти сакральный «священный» характер. Это так же способствовало объединению страны и дальнейшему ее развитию.

Значение крещения Руси

Принятие христианства позволило укрепить государственную власть, повысить авторитет киевского князя. Крещение имело большое международное значение. Теперь Древнерусское государство встало наравне с другими христианскими странами, связи с которыми значительно расширились. Укрепились взаимоотношения с Византийской империей. На Руси появился новый институт — церковь. Ее возглавил митрополит, которого назначали в Константинополе.

Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Утверждались христианские принципы милосердия, запрещались кровная месть, жертвоприношения, многожёнство.

  Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. На Руси появились новые техники живописи: мозаика (рисунок, выложенный из цветных камней или стекла), фреска (роспись на стене, выполненная по сырой штукатурке) и икона (изображение бога, святого или святых).

_______________________________________________________________________________

8 Пушнова Ю. Б. История мировых религий: краткий курс лекций. – М.: Владос, 2005. С. 137

Из Византии были заимствованы основы церковной архитектуры (строительство крестово-купольных храмов). Благодаря принятию христианства на Руси появилась письменность, стало развиваться образование. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

В народе стали принимать христианские имена, которые были распространены у византийцев: Александр, Андрей, Алексей, Василий, Пётр, Сергей, Анастасия, Екатерина, Елена, Зоя, Софья, Татьяна и другие.

Древнерусское государство крещением упрочило свои экономические, политические и культурные связи, расширило дипломатические контакты, сформировало новую социальную систему, являвшуюся большим шагом вперед по сравнению с предшествующим этапом общественного развития.

С христианством пришла письменность на славянском языке, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Но, не смотря на положительные моменты, после крещения Руси возникли и трудности. Так, например, христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку же от Днепра, по Оке и верхней Волге, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо9. И еще предстояло пройти через многие проблемы, что бы христианство распространилось на всю Киевскую Русь, принеся с собой богатую культуру и нравственность. Вслед за Киевом православие начали принимать и другие русские города. Постепенно христианство распространилось на все восточнославянские земли. Русская культурная и религиозная идентичность получила направление развития на тысячелетие вперед. Русь вошла в европейскую христианскую цивилизацию и позднее принесла эту культуру в Азию.

Архитектурный облик городов восточной Европы после принятия христианства определяется именно религиозной логикой. Центром поселения становится величественный храм или собор. Церкви выполняют не только культовую функцию, они являются объектами мирового художественного наследия, служат узнаваемыми по всему миру символами города. Эстетическое совершенство храма в православии считается подтверждением истинности веры. Эмоции от созерцания красоты должны очищать душу человека, настраивать на общение с Богом, поэтому к работе над церквями, иконами и мозаиками привлекали лучших мастеров своего времени. Важнейшим этапом становления русской христианской культуры стало появление кириллической письменности. Кириллица создавалась именно для перевода на древнерусский язык религиозных текстов Византии. Впоследствии азбука стала основой для всей русской словесности, именно на кириллице написаны первые известные нам памятники русской литературы.

________________________________________________________________________________

9 Пушнова Ю. Б. История мировых религий: краткий курс лекций. – М.: Владос, 2005. С. 134.

Благодаря православному духовенству возрастает грамотность, ведутся летописи. Христианство, таким образом, помогло не только сформировать, но и сохранить культуру Руси.

Разные этапы становления были у нашего государства, но в суровые годы, когда опасность поражения и даже уничтожения нашей страны казались неоспоримым фактом, только обращение к Богу и возвращение к Православию спасало нас. И в настоящее время, когда мы повернулись лицом к нашей религии, России вернулась былая мощь, уважение и сила, которая спасает не только наше государство, но и многие другие.

Заключение

Считается, что принятие христианства на Руси в православной традиции стало одним из основных и определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Но у нас нет возможности оценить, как сказалось бы на историческом развитии Руси дальнейшее утверждение язычества. Можно только поблагодарить Владимира, что он не стал внедрять мусульманство на русской земле. Самый главный плюс, который приписывается принятию христианства на Руси – это объединение Руси, т.е. образование Киевского государства и укрепление государственного аппарата.

Православие явилось тем цементом, благодаря которому крупицы древнерусской культуры, укрепленные и приумноженные, стали фундаментом великой Русской культуры, Русской нации и великого Русского государства, название которому – Россия.

Список литературы

1.История России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/ (Дата обращения 16.12.2023)

2. Народы и религии мира /В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 928 с.

3. Нестор Летописец Повесть временных лет. 3-е изд. / Пер. со ст. славян. Лихачев Д. – Л., Наука, 2007. – С. 672.

4. Пушнова Ю. Б. История мировых религий: краткий курс лекций. – М.: Владос, 2005. 240 с.

История России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/ (Дата обращения 16.12.2023)

История России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/ (Дата обращения 16.12.2023)