Приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запаса литературно – художественных впечатлений.

Этап дошкольного детства – в это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней или равнодушие. Хорошая книга вводит ребенка в мир художественных образов, дает первые и наиболее сильные впечатления о прекрасном.

Высокохудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение высокохудожественной литературы, так как расширяя знания детей об окружающем мире, она воздействует на их личность, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы.

Необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается изобразительное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

Восприятие высокохудожественной литературы должно проходить как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмыслением ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, что связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание.

Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение обычно дается помимо занятия.

В старшем возрасте систематически расширяется литературный багаж за счет чтения программных и внепрограммных произведений русской и мировой литературы.

Особый интерес представляет чтение книг в течение длительного времени (чтение с продолжением), таких, как “Приключения Незнайки и его друзей” Н. Носова, “Золотой ключик” А. Толстого и др.

Помимо занятий возможно планирование чтения с целью натолкнуть детей на игру.

Часто дети сами просят педагога почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. Такие просьбы стоит поддерживать. Правда, с содержанием книги следует ознакомиться заранее.

Закреплению прочитанного способствует беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание героев художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов. Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге. Таким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы книга заняла почетное место в жизни детей.

В целях формирования у детей интереса к высокохудожественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в благоприятной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

- удобное расположение (спокойное место);

хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

эстетичность

оформления

.

Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно – образовательной работой в группе.

Необходимо беседовать с детьми о книгах, о писателях и художниках. Содержанием беседы о книгах может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии и пр.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими – то интересными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению.

Литературному развитию детей способствуют утренники, организация книжных выставок, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей).

Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

В круг детского чтения и рассказывания входит несколько групп произведений:

1.

Произведения русского народного творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки,

пестушки

, небылицы и перевертыши; сказки.

2

. Произведения русской и зарубежной классической литературы;

3.

Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается иного новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотеку.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок и рассказов. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы.

Все формы работы по знакомству детей с высокохудожественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.