На данный момент актуальной является задача формирования у человека прочной системы моральных ценностей, которая включает уважение к истории и настоящему своей страны, а также чувство ответственности за свои поступки [1]. Это означает необходимость развития у людей нравственно-патриотических убеждений.
В Российской Федерации приоритетной задачей в области воспитания детей является формирование высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности России, обладающей актуальными знаниями и навыками, способной реализовать свой потенциал в современном обществе и готовой к мирному творческому труду и защите Родины [4, C. 1].
Период дошкольного возраста является особенным этапом формирования личности, который предоставляет потенциальные возможности для развития патриотических чувств. Именно в этом возрасте происходит формирование духовных начал, эмоций, мышления и процессов социальной адаптации в обществе. Ребенок уже способен почувствовать и осознать свою культурную принадлежность, именно в этом возрасте заложены основы патриотического сознания.
Патриотическое воспитание означает освоение традиций родной культуры, формирование отношения к своей стране и государству, где проживает человек [3].
Законодательные и нормативно-управленческие документы, определяющие деятельность дошкольных образовательных учреждений, уделяют серьезное внимание вопросам патриотического воспитания молодого поколения. Дети являются будущим нашей страны, поэтому взрослые несут ответственность за воспитание у них любви к Родине, уважение к ее традициям и истории. Одной из задач "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" является "создание условий для объединения усилий социальных институтов по воспитанию молодого поколения" [4, C. 2].
Однако сейчас существует проблема недооценки важности воспитания духовных и моральных ценностей у людей, а также недостаточного уровня психолого-педагогической компетентности взрослых, которые занимаются воспитанием детей.
В нашем дошкольном учреждении возник вопрос о создании условий, способствующих успешному формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста и стимулирующих родителей к осознанному развитию этих качеств у себя и своих детей, формированию гражданской позиции, пониманию общечеловеческих ценностей и идеалов новой России.
Для решения этой задачи педагогами нашего детского сада был выбран проектный метод, который предполагает организацию образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми и ориентирован на интересы и возможности каждого ребенка.
Общая идея проекта заключалась в объединении усилий педагогов детского сада, семьи и социальных партнеров для формирования у детей гражданских чувств, любви к родному краю и уважения к людям разных национальностей, проживающим на Урале, а также их культуре.
Условия реализации целей и задач проекта включали:
- введение материала о родном крае в работу с детьми, учитывая принцип постепенного перехода от более близкого к ребенку, значимого для него, к менее близкому - культурно-историческим фактам, сохраняя хронологический порядок исторических событий и явлений и связывая их с прошлым, настоящим и будущим.
-
Реализация активного подхода к погружению детей в культуру и традиции своего родного края. Дети сами выбирали вид деятельности, в котором хотели отразить свои чувства и представления о местной культуре [2].
-
Создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых, направленной на развитие личности ребенка на основе народной культуры. Использовались предметы и предметно-пространственные элементы связанные с бытом и искусством уральских народов [2].
-
Расширение предметно-пространственной среды путем создания мини-музея промыслов и быта жителей Урала. Инициативу создания музея поддержали дети, принеся в группу предметы из деревни, такие как колотушка и вышитый рушник. Это стимулировало создание уникальной коллекции народных костюмов Урала [2].
-
Включение музыкально-фольклорного репертуара, включающего песни, танцы и игры народов Урала, отражающие обряды, мифологию и фольклорные традиции этого региона. Это помогло сохранить память многих поколений уральского народа [2].
-
Дети имели возможность участвовать в городских и региональных праздниках благодаря коллекции народных костюмов и музыкально-фольклорному репертуару. Родители также активно участвовали в мероприятиях и становились примером творчества и активности [2].
-
Проект способствовал пробуждению интереса детей к народной культуре Урала, развитию гражданско-патриотического сознания у детей и их родителей. Участие в различных мероприятиях с коллекцией народных костюмов стимулировало позитивную социализацию и индивидуализацию детей. Проект также направил детей к толерантному общению и позитивному взаимодействию с представителями разных этнических групп [2].
-
Проект также способствовал сохранению и передаче основных культурных ценностей через традиции, обычаи и ритуалы. Это имело социальную значимость и способствовало патриотическому воспитанию подрастающего поколения [2].