Научная статья
Корогодина О.В.
Бакалавр
(Азовский государственный педагогический университет)
Проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 304 города Донецка», Донецкая Народная Республика, Донецк, korogodinaov304@mail.ru, +7949-411-51-46, https://orcid.org/0009-0009-9816-0566
Аннотация: В статье представлены особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Проведено исследование уровня связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Представлена экспериментальная программа, которая может быть использована на занятиях со старшими дошкольниками с ОНРIII уровня с целью формирования у них связной речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста, связная речь.
Для цитирования: Корогодина О.В. Проблема формирования связной контекстной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
The problemoftheformationofcoherentspeechinolderpreschoolchildrenwithgeneralunderdevelopmentofspeechofthe III level
OlgaVladimirovnaKorogodina
Municipalbudgetarypreschooleducationalinstitution «NurseryGardenNo. 304 ofthecityofDonetsk»,DonetskPeople'sRepublic, Donetsk, korogodinaov304@mail.ru, +7949-411-51-46, https://orcid.org/0009-0009-9816-0566
Abstract.The articlepresentsfeaturesoftheformationofcoherentspeechinchildrenofolderpreschoolagewith a generalunderdevelopmentofspeechatthe III level. A studyofthelevelofcoherentspeechinchildrenwithgeneralunderdevelopmentofspeechof III levelwasconducted. Anexperimentalprogramispresented, whichcanbeusedinclasseswithseniorpreschoolerswith ONR ofthe III levelinordertoform a coherentspeechinthem.
Keywords:generalunderdevelopmentofspeech, childrenofolderpreschoolage, coherentspeech.
Forcitation: Korogodina O.V. The problemoftheformationofcoherentcontextualspeechinchildrenofolderpreschoolagewith a generalunderdevelopmentofspeechofthe III level.
Введение.Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством, которое выражено в нарушении развития всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и сохранном интеллекте. У детей данной категории отмечается позднее начало развития речи, наблюдается скудность словарного запаса, наличие аграмматизмов, дефекты произношения и фонемообразования [1,2].
Общее недоразвитие речи (далее –ОНР) имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речи до развернутой речи с фонематическим и лексическим недоразвитием [3].
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, потому как формируется на основе тесного взаимодействия развитой речевой и умственной деятельности детей, их мышления и восприятия, наблюдательности. Для того, чтобы связно рассказывать что-то, нужно ясно представить предмет рассказа, знать анализ, выбрать основные качества и свойства, установить причинную, временную и иную связь между предметом и явлением. Но при ОНР наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушается формирование всем компонентов связной речи[4].
Изучением формирования связной речи у дошкольников с ОНР занималось большое количество отечественных педагогов и ученых: В.П. Глуховым, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховскойбыло установлено, что старшие дошкольники с ОНР, имеющие третий уровень речевого развития значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи; В.П. Глуховым были выявлены своеобразные особенности, которые характеризуют высказывания детей с ОНР: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи[5,6]; Н.С. Жукова говорила, что при соединении слов в предложения дети данной категории не соблюдают грамматическую связь между словами, используют их в какой-либо одной форм, у них отмечаются признаки существования грамматически неправильно оформленных предложений[7, 8]; В.К. Воробьева, С.Н. Шаховская считают, что самостоятельная связная контекстная речь детей, имеющих ОНР является несовершенной по своей структурно-семантической организации, а в речи таких детей наблюдаются нарушения логики связности изложения мысли[9,10]; Р.Е. Левина отмечала, что, несмотря на достаточный уровень развернутой речи у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений; Т.Б. Филичева доказывала, что в устном речевом общении дети с ОНР стараются избегать трудные для них слова и выражения[11,12].; Т.А. Ткаченко отмечала, что развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, как правило, они состоят из простых распространенных предложений.
Также связная речи дошкольников с общим недоразвитием речи существенно отличается от связной речи нормально развивающихся сверстников. В активной лексике детей с ОНР преобладают существительные и глаголы, наблюдаются нарушения логики и смысла изложения, пропуски главных событий и повторы отдельных; рассказы на свободные темы мало информативны, рассказы-описание практически недоступны и, как правило, напоминают отдельные перечисления объектов и их частей [13,14].
Материал и методы. Исходя из вышесказанного ис целью изучения специфики связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня было проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 304 города Донецка».Сформирована выборка из 14 воспитанников, которым по заключению ПМПК поставлен диагноз − общее недоразвитие речи III уровня (ОНР Ⅲ уровня).
Для определения уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня была применена методика Н.С. Жуковой «Методика исследования лексики у детей», которая включает в себя следующие направления: [15].
Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.
Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.
Сочинение рассказа на основе личного опыта.
Составление рассказа-описания.
Оценка индивидуальных особенностей речи и анализ системности нарушений у обследованных детей с ОНР III уровня позволил выявить следующие результаты.
Результаты исследования умения детей составлять предложения по отдельным ситуационным картинкам показали, что: ошибок в неправильном употреблении глаголов – 2% (пишет- шпишет); замен глагола на прилагательные (сердится- сердитая) – 4%; отказ от ответа – 30%; полный фразовый ответ дали 3-е детей (21%); выполнили задания с помощью вспомогательных вопросов – 6 детей (42%); 5 человек (35%) – не смогли самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.
Результаты исследования по выявлению способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами, показали, что: наблюдаются замены прилагательных на существительные– 5% (шляпа из соломы – солома, суп из грибов – из грибов, варенье из яблок – из яблок, лапа кошки – кошки, лапа зайца –зайца); изменение образовательных суффиксов – 20% (суп из грибов –грибовный, варенье из сливы – сливеное, варенье из вишни – вишнее); не знали ответа – 3%.
Справились с заданием, используя фразы, адекватны предложенному заданию – 3 ребенка (21%); 7 детей (49%) – справились с заданием с помощью педагога; не смогли справиться с предложенным заданием и построить предложение – 4 ребенка (28%).
Результаты по определению уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей показали, что: 3-е детей (21%) – пересказали текст сказки, передали всю его полноту без смысловых пропусков, безошибочно выбрали предметные картинки; справились с заданием с помощью педагога, допуская смысловые пропуски, повторы – 8 детей (56%); 3-е детей (21%) испытывали большие затруднения в составлении пересказа и делали ошибки в выборе картинок.
Результаты диагностики пересказа текста (знакомой сказки или короткого рассказа) показали, что: 3-е детей (21%) пересказали текст сказки, передали всю его полноту без смысловых пропусков, безошибочно выбрали предметные картинки; 8 детей (56%) – справились с заданием с помощью педагога, допуская смысловые пропуски, повторы; имели большие затруднения в составлении пересказа, путались в выборе картинок– 3-е детей (21%).
Результаты диагностики умения составлять рассказ по картинке или
серии сюжетных картинок показали, что: полностью справились с заданием, логически правильно описали картинки и составили связный рассказ – 3-е детей (21%); справились с заданием с помощью наводящих вопросов педагога – 7 детей (50%); не смогли составить рассказ – 4 ребенка (28%).
Результаты методики «Составление рассказа на основе личного опыта» показали, что: 2-е детей (14%) полностью справились с заданием, логически правильно составили связный рассказ; 4 ребенка(28%) справились с заданием с помощью наводящих вопросов педагога, рассказ неполно отражал тему сообщения; 8 детей (56%) – не смогли составить рассказ.
Результаты оценки составления рассказа-описания показали, что: 3-е детей (21%) –полностью справились с заданием, логически правильно составили связный рассказ-описание; 4 ребенка (28%) справились с заданием с помощью наводящих вопросов педагога и составили короткий описательный рассказ по образцу; 7 детей (49%) не смогли составить рассказ.
Групповой анализ исходя из выбранной диагностической методики показывает, что связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР Ⅲ уровня в основном сформирована на среднем и низком уровнях и имеет отклонения от возрастных норм.
Результаты исследования. Именно поэтому с целью развития связной речи у детей с ОНР Ⅲ уровня существует необходимость разработки экспериментальной программы занятий по обучению их составлению разных типов рассказов.
При составлении экспериментальной программы использованы практические разработки творческих заданий и речевых игр Сидорчук Т.А., Кузнецовой А.Б., Ушаковой О.С., Юртайкиной Т.М., Мурашковской И.Н., Нестеренко А.А. и других [16,17,18].
Цель экспериментальной программы− развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Формирование у них умений составления рассказов по картине с помощью творческих заданий.
Задачи экспериментальной программы:
– обучить детей составлению описательных рассказов по картине в соответствии с обще дидактическими требованиями;
– учить детей составлять творческие рассказы по картине фантастического плана по мотивам изображенного;
– развитие творческого воображения и диалектического мышления.
Программа направлена на обучение детей двум типам рассказов по картине: описательный рассказ по картине и творческое рассказывание по картине.
Программа включает в себя 14 занятий на 2,5 месяца. Занятия нацелены на обучение детей составлению описательных рассказов по картине и творческих рассказов по картине фантастического плана.
Обучение детей составлению описательных рассказов по картине включает в себя различные творческие задания и игры:
для обучения детей умению выделять конкретные объекты, изображенные на картине («Подзорная труба», «Кружок, в котором живет…» и др.);
для установления взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, по различным параметрам («Ищу друзей», «Живые картинки», «На что это похоже» и др.);
для описания картины с помощью восприятия изображенного объекта различными анализаторами («К нам пришел волшебник», «Я слышу», «Я ощущаю лицом и руками», «Я пробую на вкус» и др.);
для обогащения активного словаря детей образными выражениями («Составь загадку о…», «На что похоже?» и др.)
[
19,20
]
.
На занятиях по обучению детей составлению творческих рассказов по картине фантастического плана будут применяться различные творческие задания:
для создания рассказа по картине с использованием перемещения объектов во времени («Расскажи, что было с данным объектом вчера вечером», «Расскажи, что было бы с изображенными объектами весной», «Перемещение объекта в будущее» и др.);
для составления творческого рассказа от имени какого-либо героя, изображенного на картине необходимо превратиться в кого-нибудь или во что-нибудь, и с точки зрения героя, описать картину.
Кроме творческих заданий на занятиях применяются различные игры и игровые упражнения для развития всех сторон речи дошкольников: образование смысловых оттенков значений существительных с помощью суффиксов увеличительности, уменьшительности, ласкательности, подбор антонимов, подбор эпитетов к существительным, подбор слов-действий [21,22,23].
Успешно используются речевые игры: «Узнай по описанию», «Что делает Буратино?», «Кто больше вспомнит», «Помоги выбрать слово», «Как сказать по-другому?» и др.
После реализации экспериментальной программы с детьми будет проведена повторная диагностика по определению уровня развития связной речи Н. С. Жуковой.
Выводы. Таким образом, результатами нашего исследования подтвердилось, что дошкольники старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют отставание в формировании связной речи, что показывает необходимость проведения с ними целенаправленной коррекционно-развивающей работы.
Результаты первичного обследования по состоянию связной речи старших дошкольников с ОНР Ⅲ уровня обусловили разработку экспериментальной программы занятий по обучению дошкольников составлению различных типов рассказов.
Для подтверждения успешности проведенного исследования требуется повторная диагностика, которая будет проведена по окончанию коррекционно-развивающей работы с экспериментальной программой и надеемся подтвердит свою эффективность.
Список источников
1. Выготский, Л.C. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. – М.: Просвещение, 2005 – 320 с.
2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1991. – 300 с.
3. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
4. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина М., 1968. – 198с.
5. Глухов, В.П. Нарушения речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.П. Глухов. – М.: Олма-пресс, 2008. – 320 с.
6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. и доп. / В. П. Глухов. – Москва: АРКТИ, 2004. – 168 с.
7. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 2003. – 231с.
8. Шереметьева Е.В. Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте. Cистема занятий с детьми и их родителями: Учебно-методическое пособие. – М.: НКЦ Образование, 2021. – 166 с.
9. Стерликова, В.В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы) [Текст] / В.В. Стерликова. – М.: Флинта. – 2014. – С. 48-49.
10. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студентов / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
11. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232с.
12. Болыпакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения) / С.Е. Болыпакова – М., 2006. – 345 с.
13. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод, рекомендаций. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 395 с.
14. Бойкова, С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7лет): в помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям / С.В. Бойкова. – СПб.: КАРО, 2010. – 176 с.
15. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст]: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 56 с.
16. Деревяго, Т.Н. Система организации логопедической работы с детьми с диагнозом ОНР I-Ⅲ, обусловленным алалией [Текст] / Т.Н. Деревяго, Т.Н. Макеева // Логопед в детском саду. – 2013. – № 1. – С. 28-29.
17. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 128 с.
18. Река, Л.О занятиях по развитию речи. / Дошкольное воспитание 1990. –№3. – 126 с.
19. Ромусник, М.Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М.Н. Ромусник // Логопед в дет. саду. – 2006. – № 1. – С. 39-43.
20. Синцова, А.А. Занятия по развитию речи / А.А. Синцова. – Москва: Чистые пруды, 2006. – 359 с.
21. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 147 c.
22. Семенович, А.В. Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи / А.В. Семенович [и др.] // Дефектология. – 2004. – № 5. – С. 55-60.
23. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. –193 c.
References
1. Vygotsky, L.C. Problemsofdefectology, Comp., aut. entry. Art. andbibliogr. T. M. Lifanova; Auth. comment. M.A. Stepanova. – Moscow, EnlightenmentPubl.2005. – 320 p.(In Russ.)
2. Gvozdev, A.N. Questionsofstudyingchildren'sspeech, A.N. Gvozdev. Moscow, Publishing Houseofthe Academy ofPed. Sciencesofthe RSFSRPubl.1991. – 300 p.(In Russ.)
3. Efimenkova, L.N. Formationofspeechamongpreschoolers: (Childrenwithgeneralunderdevelopmentofspeech). Bookforspeechtherapist, L.N. Efimenkov–Moscow, EnlightenmentPubl.1985. – 112 p.(In Russ.)
4. Levina, R.E. Fundamentalsofthetheoryandpracticeofspeechtherapy, R. E. LevinaMoscow, Publ.1968. – 1980 p.(In Russ.)
5. Glukhov, V.P. Speechdisordersinpreschoolchildren [Text], V.P. Glukhov. –Moscow, Olma-pressPubl.2008. – 320 p.(In Russ.)
6. Glukhov, V.P. Formationofcoherentspeechofpreschoolchildrenwithgeneralunderdevelopmentofspeech. – 2nd ed., rev. andadditional, V.P. Glukhov. –Moscow: ARCTICPubl. 2004. –168 p.(In Russ.)
7. Zhukova, E.M. Mastyukova, T.B. Filicheva. – Moscow, Publ.2003. – 231 p.(In Russ.)
8. Sheremetyeva E.V. Correctiveandpreventiveeffectatanearlyage. Systemofactivitieswithchildrenandtheirparents: Educationalandmethodologicalmanual. –Moscow, NCC EducationPubl.2021. – 166 p.(In Russ.)
9. Sterlikova, V.V. Theoryandmethodologyforthedevelopmentofspeechofchildren (structuralandlogicalschemes) [Text], V.V. Sterlikova. –Moscow, FlintPubl. – 2014. –pp. 48-49.(In Russ.)
10. Starodubova, N.A. Theoryandmethodologyforthedevelopmentofpreschoolspeech: textbooks. Manualforstudents, N.A. Starodubova. –Moscow, AcademyPubl. 2006. – 256 p.(In Russ.)
11. Filicheva, T.B. Speechdisordersinchildren: Manualforpreschooleducators, T. B. Filicheva, N.A. Cheveleva, G.V. Chirkina–Moscow, VocationaleducationPubl. 1993. – 232 p.(In Russ.)
12. S.E. The workof a speechtherapistwithpreschoolers (gamesandexercises), S.E. Bolypakova–Moscow, Publ.2006. – 345 p.(In Russ.)
13. Diagnosisofspeechdisordersinchildrenandtheorganizationofspeechtherapyintheconditionsof a preschooleducationalinstitution: Sat. method, recommendations. St. Petersburg: CHILDHOOD – PRESSPubl.2001. – 395 p.(In Russ.)
14. Boykova, S.V. Classeswith a speechtherapistonthedevelopmentofcoherentspeechinchildren (5-7 yearsold): tohelpspeechtherapyteachers, teachersofspeechgroupsandparents, S.V. Boykova. –St. Petersburg: KARO Publ.2010. – 176 p.(In Russ.)
15. Gerbova, V.V. Developmentofspeechinkindergarten [Text]: programandmethod. recommendations: forclasseswithchildren 2-7 yearsold, V.V. Gerbova. –Moscow, Mosaic-SynthesisPubl.2005. – 56 p.(In Russ.)
16. Derevyago, T. N. The systemoforganizingspeechtherapyworkwithchildrendiagnosedwith ONR I-IV duetoalalia [Text] /T. N. Derevyago, T. N. Makeeva. Speechtherapistinkindergarten. – 2013. – № 1. –pp. 28-29.(In Russ.)
17. Correctionalandpedagogicalworkinpreschoolinstitutionsforchildrenwithspeechdisorders [Text], ed. Yu. F. Garkushi. –Moscow, Shoppingcenter «Sphere»Publ.2008. – 128 p.(In Russ.)
18. Reka, L.Onspeechdevelopmentclasses. Preschooleducation 1990. –№3. –126 p.(In Russ.)
19. Romusnik, M.N. Anintegratedapproachtoworkingwithpreschoolchildrenwithgeneralunderdevelopmentofspeech, M.N. Romusnik. Speechtherapistinchildhoodthegarden. – 2006. – № 1. –pp. 39-43.
20. Sintsova, A.A. ClassesinSpeechDevelopment, A.A. Sintsova. –Moscow: Chistye PrudyPubl. 2006. – 359 p.(In Russ.)
21. Sokhin, F.A. Psychologicalandpedagogicalfoundationsforthedevelopmentofthespeechofpreschoolers. –Moscow, MPSI; Voronezh: MODEKPubl.2002. – 147 p.(In Russ.)
22. Semenovich, A.V. Patternsofformationof a sensorimotorlevelofimplementationof a coherentstatementinpreschoolerswithunderdevelopmentofspeech, A.V. Semenovich [andothers]. Defectology. – 2004. – № 5. –pp. 55-60.(In Russ.)
23. Soldatova, E.L. Psychologyofdevelopmentandagepsychology. Ontogenesisanddizontogenesis, E.L. Soldatova, G.N. Lavrov. –Rostovn/D: PhoenixPubl. 2004. –193 p.(In Russ.)
Информация об авторе (авторах)
Ольга Владимировна Корогодина
Informationabouttheauthor (authors)
OlgaVladimirovnaKorogodina
Статья поступила в редакцию; одобрена после рецензирования; принята к публикации.
The articlewassubmitted;approvedafterreviewing; acceptedforpublication.