Вахрушева Е.О.

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ (УДМУРТСКОМУ) ЯЗЫКУ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: Статья посвящена проблемам обучению родного (удмуртского языка) в национальной школе. Выделены проблемы обучения родного языка. А также продвижение и развитие родного языка.

Abstract: The article is devoted to the problems of teaching the native (Udmurt language) in the national school. The problems of teaching the native language are highlighted. As well as the promotion and development of the native language.

Ключевые слова: родной (удмуртский) язык, национальная школа, обучение.

Keywords: Native (Udmurt) language, national school, education.

Родной язык один из важных этнических элементов культуры народа. На основании родного языка формируются первичные навыки речевого взаимодействия.

В Удмуртской Республике закреплены два государственных языка: русский и удмуртский. Школьное обучение ведется на русском языке, родной (удмуртский) язык преподается в качестве учебного предмета. Таким образом, наблюдается явление предметного двуязычного образования, когда ряд одних дисциплин преподается на одном языке, а ряд других – на втором. В связи с этим для Удмуртской Республики актуальна проблема сохранения и развития удмуртского языка в условиях преобладания русского.

Использование русского языка во всех сферах жизнедеятельности общества, пожалуй, не является как таковой проблемой для изучения удмуртского языка, так как владение двумя и более языками имеет целый ряд положительных моментов: способствует достижению хорошей межкультурной и языковой компетенции; воспитывает умственную подвижность, развивает память; позволяет комфортно чувствовать себя в многоязычном мире; и, как следствие, владение языками дает дополнительный шанс конкурировать на рынке специалистов.

Проблемы изучения родного(удмуртского) языка и литературы:

Ассимиляция языка (обрусевшее поколение);

Нет мотивации в изучении, так как при поступлении в ВУЗы не дают

дополнительного балла, по удмуртскому языку не сдают экзамен;

Нет чувства гордости и уважения за свой язык;

Общение в школе и дома на русском языке;

Непрестижность, ненужность языка

;

Для

удмуртской

молодежи

переход

на

русский

язык

является

актуальным

и

перспективным,

так

как

он

язык

межнационального

общения,

язык

науки

и

обучения

[5,

с.

9];

Н

егативное

отношение

родителей

к билингвальному (русско-удмуртскому) образованию. Одни родители в

оспринимают родной язык как «не

нужный», и их дети копируют подобное отн

ошение к языку [5

, с. 12];

Влияние

бытующих стереотипов о том, что изучение двух языков снижает уровень интеллекта ребенка, или ребенок,

изучающий два языка, не будет чувствовать себя уверенно ни в одном из них; два языка – слишком большая

нагрузка

на ребенка и

др.

[4,

с.

2-4];

Закрываются национальные школы, в связи с оптимизацией;

Н

ехватка

дидактического материала,

методической помощи

;

Ограниченное количество интернет-ресурсов о нашем языке и о нашей культуре;

Роль учителя в образовании. Теперь учитель – это не человек, который авторитарно дает знания, теперь он должен организовать деятельность учащихся на уроке таким образом, чтобы дети сами искали ответы на поставленные вопросы. Он должен только направлять детей на получение знаний, должен стать учителем-тьютором. Его главная задача – замотивировать ученика на получение знаний, помочь осознать дефициты в собс

твенных знаниях и устранить их.

Но с наряду проблемами есть и продвижения и развитие родного языка.

Создаются различные организации и сообщества, которые организуют мероприятия с целью сохранения и пропаганды родного языка и культуры. Продолжают издаваться газеты и журналы на родном языке. Если ранее (90-е годы XX века) на удмуртском языке было только 3 издания («Ӟечбур!», «Удмурт дунне», «Вордскем кыл»), то впоследствии их количество возросло до 16, помимо республиканской газеты «Удмурт дунне», детской газеты «Ӟечбур!» и научно-методического журнала «Вордскем кыл», издаются журналы «Кенеш», «Инвожо», «Кизили», меж- районная газета «Иднакар» и приложения к 9 районным газетам на удмуртском языке [3, с. 318]. Родную (удмуртскую) речь можно услышать по радио и телевидению (ГТРК «Удмуртия» и ГУП ТРК «Моя Удмуртия»). Трансляции ведутся преимущественно на русском языке, но определенное количество часов в неделю отводится эфирам на удмуртском языке [3, с. 321-322]. Разрабатывается и издается учебная литература по удмуртскому языку. В русских школах открываются факультативы по изучению удмуртского языка.

Направления обучения родному языку сводятся к единой цели: научить грамотно и красиво общаться на удмуртском языке, так как формирование навыков связной устной речи в настоящее время актуально и рассматривается как ведущее направление обучения языку, а традиционное предпочтение к изучению языковых правил помогает в достижении цели обучения.

Таким образом, настоящие результаты указывают на существование хороших, на наш взгляд, возможностей обучения родному (удмуртскому) языку в Удмуртской Республике: наличие соответствующей современной учебной литературы; внедрение в школьную языковую практику двух предметных языковых линий («удмуртский язык как родной» и «удмуртский язык как неродной»); возможность функционирования билингвального образовательного процесса в некоторых школах Удмуртской Республики. Однако бытующие в обществе стереотипы об удмуртском языке как «ненужном», усугубляющем нагрузку учащихся и так далее зачастую препятствуют выбору родного (удмуртского) языка учащимися и их родителями в качестве предмета изучения в школе [9, с. 5].

Список источников

Бородина А. Е., Николаева Е. А.

«Зарни бугор». Нылпи садын удмуртлыкез ази

нтонъя программа (проект) [Элек

тронный

ресурс].

URL:

http://www.udmniino.ru/docs/Nikolajeva_Borodina_zarni%20bugor.pdf

(дата

обращения:

28.10.2022

).

Булатова Е. А., Протасова Е. Ю.

Языковые и этнокультурные установки соврем

енных жителей Удмуртии // Псков

ский

регионологический журнал.

2010.

10.

С.

78-89.

Васильев С. Ф.

Национально-региональные СМИ: история, современность, перс

пективы // Проблемы и перспекти

вы функционирования

родных языков:

материалы Международной научно-практической

конференции.

Ижевск:

Удмуртия, 2006.

С.

318-323.

Волкова Т. Г.

Родителям

о

билингвизме

[Электронный

ресурс].

URL:

https://docplayer.ru/28690342-T-g-volkova-

kandidat-filologicheskih-nauk-roditelyam-o-bilingvizme.html

(дата

обращения:

25.10.2022

).

Кондрашкина Е. А.

Языковая ситуация в Удмуртской Республике [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/

77209710-Yazykovaya-situaciya-v-udmurtskoy-respublike.html

(дата

обращения:

25.10.2022

).

Примерная программа учебного предмета «Удмуртский язык» (родной) для уровня основного общего образования

[Электронный ресурс]. URL:

http://www.udmniino.ru/docs/primernaja%20programma_5-9kl_UK11.doc

(дата об-

ращения:

31.10.2022

).

Примерная рабочая программа учебного предмета «Удмуртский язык» (родной) дл

я уровня начального обще

го образования

[Электронный ресурс]. URL:

http://www.udmniino.ru/docs/primernaja%20programma_1-4kl_UK.docx

(дата

обращения: 21.10.2022

).

Ураськина Н. И., Бусыгина Л. В.

Особенности организации билингвального обр

азовательного процесса в образо

вательных

организациях

Удмуртской

Республики: информ.-аналит. сб. Ижевск, 2018.

Вып.

2.

68 с.

Чернова С. Н.

Возможности обучения родному (удмуртскому) языку в

Удмуртской Республике

[Электронный ресурс]. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_2500-0039_2019_2_06.pdf

(дата обращения: 31.10.2022).

http://udmniino.ru/index.php/napravleniya-deyatelnosti/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost/elektronnye-posobiya

(дата обращения: 21.10.2022).