?Проблемы, педагогические находки при подготовке к итоговой аттестации? Подготовка к ЕГЭ – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы на уроках и во внеурочное время. Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков химии в 8 классе. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала 9-ого и 11-ого классов необходимо переходить к детальному повторению. Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит в 8 класс с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание химических процессов. Для устранения этого недостатка и следует использовать методы, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся. В 8 классе, начиная с первых уроков, я использую самые простые формы заданий: ?Верно-неверно?, ?Выбери верное утверждение?, ?Найди ошибку в предложении?. Затем перехожу к заданиям тестового характера ?Найди один верный ответ из двух предложенных?, ?Найди верный ответ из четырёх?. Во втором полугодии 8 класса начинаю использовать тесты ?Установи соответствие? при изучении тем ?Соединения химических элементов?, ?Изменения, происходящие с веществами?. Результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим. Учу выполнять подобные задания следующим образом: сначала учащиеся должны выбрать те варианты ответов, которые у них не вызывают сомнений; остальные ответы, по которым имеются сомнения, можно сортировать по различным критериям: классификация соединения, его химические свойства с учетом всех особенностей. Такой анализ позволит определить логические пары, из которых можно выбрать уже правильные ответы. Задания ?мысленного эксперимента? также традиционно вызывают затруднения, т.к. требуют учета особенностей проведения эксперимента, агрегатного состояния веществ, правильной интерпретации визуальных эффектов реакций. Решению химических задач также уделяю большое внимание, начиная с 8 класса, так как считаю это умение важнейшим критерием эффективности усвоения химических знаний. В 9 классе начинаю использовать задания ?Выбери три ответа из шести?, а также разнообразные задания по теме ?Теория электролитической диссоциации? и ?Окислительно-восстановительные реакции?. Уже с 8 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и ГИА в 9 классе. Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала. В КИМах ГИА в 9 классе используются текстовые задания С3, которые требуют узнавания вещества и описания его химических свойств в виде уравнений химических реакций. Подобное задание проверяет следующие умения: - быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из незнакомого текста, представленную в скрытом или явном виде, - проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения; - отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тесте информацию; - соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста. В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Особое внимание следует обратить на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. Сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию. В старших классах я практикую зачёты, где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания). В системе подготовки к ЕГЭ большое значение имеет самостоятельная домашняя работа с тестовыми заданиями. Все задания обязательно проверяем и разбираем. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ я более широко стала применять тестовые формы контроля по всем курсам химии. Большинство текущих и тематических контрольных работ провожу в тестовой форме, приближенной к ЕГЭ. В контрольные работы включаю и задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения. Перед тематической контрольной работой на обобщающем уроке провожу фронтальную работу по тренировочному тестированию (вопросы, подобные контрольной работе). Считаю очень важным научить учащихся распределять время на выполнение работы, научить технологии работы с тестами, умению делать выбор: при рассмотрении предложенных вариантов ответов отбирать заведомо неверные, а затем осуществлять окончательный выбор, а во избежание случайной ошибки процедуру поиска правильного ответа повторить несколько раз и только после этого записать ответ. Опыт проведения контрольных работ в виде тестов доказывает, что опасения о возможности случайного угадывания ответов несостоятельны, и без хорошей подготовки хорошую оценку ещё никто не получил. Если такую работу проводить в системе, школьники быстро привыкают к ней, такие контрольные становятся для них привычными, и у ребят уже нет страха перед тестами и ЕГЭ. В сентябре выявляю учащихся 11-ого и 9-ого класса, выбравших химию для ЕГЭ или ГИА. Далее составляю примерный тематический план повторения учебного материала. Считаю, что не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной химии. С КИМами работаем только в конце учебного года, когда все темы повторим, и знания будут приведены в систему. В 11 классе провожу три внутришкольных ?пробных экзамена? (в октябре, декабре-январе и в марте-апреле) с использованием бланков ЕГЭ. 9 класс – до 2016 года – ГИА без троек. Средний балл ЕГЭ с 2010 года – 75. Наши выпускники… В основном мотивированные обучающиеся, работа с ними доставляет большое удовольствие. Но есть и те, особенно девятиклассники, которым лишь бы сдать. 10 баллов. Для каждого выбираем 10 заданий, которые по силам и отшлифовываем, не оставляя без внимания остальные. Даже самые слабые, вызывающие тревогу и опасение, у которых было за 8 класс почти ?2?, сдают. Результат ?на лицо? - за все время одна ?2?, которая была пересдана в дополнительные сроки (абсолютно ничего не делающий). 11 класс – была ?2?. Мое отношение… Я сделала все, что могла…
Проблемы, педагогические находки при подготовке к итоговой аттестации по химии