Проблемы современного образования.

 

XXI век ознаменовался переходом в качественно иное состояние жизни, так как человечество вступило в новую эру – информационную. Для стран ранее входивших в СССР это означало кардинальное изменение всех сфер жизнедеятельности. Помимо экономики, политики и финансов, модернизация широко затронула и систему образования. Россия в числе первых стран в СНГ присоединилась к Болонскому процессу и приняла программу непрерывного образования, а это означало, что образование продолжается в течение всей жизни. Дело не в том, что старая советская система образования была плоха, напротив – в своё время она была лучшей в мире. Но в условиях XXI века, перехода к рыночной экономике и новых вызовов глобализирующегося мира, эта система оказалась нежизнеспособной. Старой модели подготовки специалистов с определенным набором конкретных знаний, умений и навыков, пришла компетентностная модель. Знания становятся инструментом к действию в самых различных жизненных ситуациях, прогнозировать которые не всегда представляется возможным.

Образование играет важную роль в жизни каждого человека. Именно в процессе обучения человек получает многие знания, которые впоследствии сможет применить в жизни. В школьные годы молодые люди определяются с профессией, которую будут получать в будущем. От их выбора зависит также и будущее России, которой просто необходимы квалифицированные специалисты.

Особенно остро сейчас стоит вопрос о качестве современного образования. Как сделать процесс обучения не только удобным, но и интересным, чтобы мотивировать учеников на получение знаний. Низкая заинтересованность учащихся приводит к удручающим результатам. Как это произошло, например, в Екатеринбурге. По результатам прошлого учебного года школьники показали результаты на государственной итоговой аттестации, в особенности по математике.

Другой сложной проблемой для всех учеников остается подготовка к Всероссийским проверочным работам. Результат, который получается в итоге совсем не соответствует ожиданиям не только самих учеников, но и ожиданиям их родителей. Несмотря на выполнение всех домашних заданий и посещение всех уроков не всегда удается успешно достичь заветной хорошей оценки. Хочется уделять больше времени и подготовке к олимпиадам. Так почему ситуация в образовании складывается именно таким образом? Почему ученики не всегда довольны качеством школьного образования? Возможно ли сделать учебный процесс интереснее и эффективнее? Поиск ответов на эти вопросы послужил основой для выбора темы моего исследования.

Объектом моего исследования стали школьники, обучающиеся на уровне основного общего образования, разделенные на три возрастные категории: 10-11 лет (обучающиеся 5 класса), 13-14 лет (обучающиеся 7 класса), 15-16 лет (обучающиеся 9 класса), а также учителя-предметники МАОУ Гимназии № 205 «Театр». Предметом исследования были проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся и учителя во время образовательного процесса и пути преодоления возникших трудностей.

Целью себе я поставила не только исследовать трудности, возникающие во время образовательного процесса, но и рассмотрение возможных путей их решения.

Самой первой задачей стало изучение модели современного российского образования, требований, предъявляемых к участникам образовательных отношений на уровне основного общего образования. Далее я, на примере МАОУ гимназии Гимназии № 205 «Театр», изучила проблемы, с которыми столкнулись как учителя, так и ученики во время образовательного процесса. В процессе исследования положено использование теоретических и практических методов.

В качестве практических методов я выбрала анкетирование и интервьюирование, с помощью которых была получена информация о проблемах, с которыми сталкиваются обучающиеся и учителя во время образовательного процесса. Теоретические методы, среди которых были сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, позволили обработать полученные данные, сделать выводы и приступить к написанию данного материала.

В качестве гипотезы в моем проекте выступило предположение, что если на основе опроса разработать рекомендации учителям по проведению уроков, то удастся повысить качество образования.

В опросах, предложенных ученикам, я попросила отметить те предметы, на которых им интереснее всего выполнять домашние задания, давать устные ответы на поставленные вопросы, решать задачи и тому подобное. В опросах для учителей же было предложено указать методы, которыми они пользуются на своих уроках.

После проведения опроса было выявлено, что на тех уроках, где учителя дают наиболее разнообразные задания, а также применяют разноплановые методы обучения ребятам интереснее втягиваться в учебный процесс. От того, на чем акцентирует внимание преподаватель, какие ценности для него наиболее важны, зависит то направление, в котором будет построено обучение.

Наиболее распространенными среди учителей методами работы являются познавательные.

Исследование проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся и учителя во время образовательного процесса (на примере МАОУ Гимназии № 205 «Театр») показало, что не всегда только учитель влияет на качество образования.