МБДОУ «Старопестерёвский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»

 Процедура внедрения современных образовательных программ и технологий в работу дошкольного учреждения.

Выбор программ для дошкольных образовательных учреждений является очень актуальным в настоящее время. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся. Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей воспитанников, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости.

Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.

Развивающее вариативное образование предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей детей. При разработке программы важно учитывать следующие значимые характеристики: географическое месторасположение; социокультурная среда; контингент воспитанников; характеристика речевого развития обучающихся.

Выбор программ должен зависеть от вида дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Выбранная программа должна отвечать поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допускается использование в работе с детьми программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На педагогическом совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения. В Устав детского сада записывается выбранная детским садом программа.

В процессе внедрения программы в работу дошкольного учреждения необходима следующая работа: теоретическое ознакомление с программой по всем возрастным группам. Так же необходимо изучить раздел «Развивающая предметная среда». В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания предметная среда должна обеспечивать развитие всех видов детской деятельности в зависимости от выбранной программы и ее задач. Далее подбираем методический и дидактический материал по выбранной программе. Осуществляем мониторинг детей в каждой возрастной группе. Желательно провести несколько теоретических и практических семинаров для педагогов по вопросам реализации выбранной программы. Консультации и открытые мероприятия для родителей. Переход на новую программу следует начинать с младшего дошкольного возраста или с того возраста, который предусмотрен программой.

В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Мы хотим поговорить о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

 К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

 

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология

технология «ТРИЗ» 

технологии предметно – развивающей среды

.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Здоровьесберегающие технологии. Целью такой технологии является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. Технологии сохранения и стимулирования здоровья – это динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.); подвижные и спортивные игры, контрастная дорожка, тренажеры, ритмопластика, релаксация. К технологиям обучения здоровому образу жизни можно отнести утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, бассейн, точечный массаж (самомассаж), спортивные развлечения, ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра, игротренинги и игротерапия.  

К коррекционным технологиям относят: технология коррекции поведения, арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая ритмика.

Очень актуально применять технологию исследовательской деятельности, так как дети не умеют мыслить, воображать. Всё это происходит из-за появления современных гаджетов. Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных и исследовательских  технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач).

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед нами  задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником  в мир новых технологий, наставником в выборе  компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.       Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. 

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. И в заключении хочется добавить - детский сад сегодня - это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности и создающий необходимые условия для творческой, профессиональной работы педагога, отвечающий самым современным требованиям. Модернизация образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Сегодня обществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный и являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности, гражданственности. От профессионализма педагогов напрямую зависит уровень развития творчества у детей, их готовность к обучению в школе и жизни.

Список литературы

Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N-С.114-117.

Ильясова К. К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 35-40

Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М.// АРКТИ, 2006. - 96 с.

Кораблев, А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А. А. Кораблев // Школа. – 2006. - №2. – С. 37-39.

Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.

Руденко И., Тумакова О., Курынова С. Портфолио дошкольника./ И. Руденко, О. Тумакова, С. Курынова // Обруч. – 2005. - № 6.

Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С.61-65.

Урмина, И. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 200 – 307 с.