* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .footnote text {font-size: 10pt;} .Текст сноски Знак {font-size: 10pt;} .footnote reference {vertical-align: super;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Процесс психолого-педагогического сопровождения в адаптационный период обучающихся колледжа в условиях инклюзивного образования

Григорец Фания Исмагиловна,

к.соц.н. преподаватель

КГА ПОУ «Региональный технический колледж»

г.Владивосток

8(908)4404177

Faniya1966@mail.ru

Аннотация: Особенности получения профессионального образования для людей с ограниченными возможностями. Психолого-педагогическое сопровождения обучающихся с ОВЗ – создание оптимальных условий для раскрытия и развития личности каждого обучающегося, помощь в дальнейшей успешной социализации учащихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для успешной социализации и адаптации учащихся, их более благоприятной интеграции в условиях профессионального образования необходимо использовать психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода, т. е. дать студентам с ОВЗ возможность активно общаться в социуме. Расширение возможностей происходит через целенаправленный процесс включения вхождение в учебный процесс.

Возможность получения профессионального образования для людей с ограниченными возможностями одно из основных направлений в образовательной политике государства, которая направлена на расширение возможностей людей с проблемами в развитии, создание условий для успешной социализации на основе преодоления их изоляции. В связи с чем, одной из важной задачей становится сопровождения адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в профессиональной образовательной организации, интеграции в общество, психолого-педагогической и социальной реабилитации обучающихся, их включение в общественно-полезную деятельность [1].

Основная цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ – создание оптимальных условий для раскрытия и развития личности каждого обучающегося, помощь в дальнейшей успешной социализации учащихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Трудности в обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья могут быть обусловлены разными факторами: «быстрой утомляемостью, особенностями сопроводительных диагнозов, плохим самочувствием, головными болями, физическими ограничениями» [6. С. 61.].

В настоящее время в КГА ПОУ «Региональный технический колледж» (далее РТК) одной из основной первоначальной задачи для личностного развития обучающихся с ОВЗ является условия адаптационного периода. Адаптация – это процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению [2. С. 99-103.].

Для успешной социализации и адаптации учащихся, их более благоприятной интеграции в условиях профессионального образования необходимо использовать психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода, т. е. дать студентам с ОВЗ возможность активно общаться в социуме. Расширение возможностей происходит через целенаправленный процесс включения вхождение в учебный процесс.

Формирование навыка безболезненного включения в общество и конструктивного общения, умению планировать свое будущее поможет обучающимся адаптироваться к учебному процессу. Это и есть тот путь, который положительно повлияет на личностное развитие обучающегося с ОВЗ, и будет способствовать его вхождению в студенческое, а в дальнейшем и профессиональное общество. Современная система образования все больше концентрирует в себе функции социализации личности независимо от ее физических возможностей [4. С. 82-87.].

Анализ методов работы со студентами показал, что важным этапом, для плодотворного развития обладают методы активного социально-психологического обучения. Поэтому в колледже РТК используются методы активного социально-психологического обучения, которые применяются для психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода обучающихся:

– методы адаптации к социокультурным нормам, ценностям и установкам, позволяющие проявлять и реализовывать индивидуальность обучающегося, выходящую за круг его адаптивных возможностей;

– методы формирования положительной Я-концепции;

– метод личностного роста;

– создание ситуации успеха и доброжелательности.

Период адаптации к учебному процессу является важным этапом в жизни каждого обучающегося. В колледже предусмотрен целый комплекс адаптационных мероприятий для реализации этой задачи: часы общения, экскурсии по колледжу, праздничный концерт и другие мероприятия, которые помогают группе сплотиться, а обучающемуся получить новый коммуникативный опыт.

Чаще всего у такой категории учащихся встречаются проблемы в заниженной самооценки и повышенной тревожности, поэтому основной акцент в работе делается на коммуникационные, эмоционально-волевых направления. Наиболее часто применяемые виды занятий с использованием игровых техник. Особенностями таких игр являются преодоление тревожности, самоутверждение в группе, стремление к взаимодействию, ориентация на коммуникативную деятельность. находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах учебной жизни, так и вне ее.

Занятия состоят из несколько блоков:

«Знакомство»

.

Цель: Знакомство участников, умение представить себя, групповое взаимодействия, групповая сплоченность.

Чувство и эмоции

.

Цель: Развитие умения и потребности чувствовать переживания других людей, сопереживать им, преодоления негативных эмоций (страх, тревожность, обида, гнев, агрессия). Восприятие личности в процессе коммуникативного взаимодействия. Выявление зависимости поступков от эмоционального состояния, создание предпосылок к формированию навыков управления своим поведением.

«Я и мир вокруг меня»

.

Цель: Способствовать формированию представлений о личностной уникальности и личностной значимости. Способствовать формированию адекватных представлений об дружеских взаимоотношениях между учащимися, родителями и уважительного отношения к окружающим, пониманию значения общения в жизни человека.

Конфликты.

Цель: Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения. Изучить различные способы разрешения конфликтов. обучить навыкам конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. Разрешить конфликтные ситуации с точки зрения различных стратегий поведения.

Мое будущее.

Цель: Работа с целями, при этом цели должны быть реалистичными. Т. е. принципиально достижимыми данным человеком с учетом имеющихся у него возможностей. Образы предвосхищаемых результатов, т. е. того, что человек рассчитывает получить в результате своих действий. При уверенном поведении он достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям.

Методы активного социально-психологического обучения выполняют ряд функций:

– развивающая – направлена на полноценное развитие обучающихся, на стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии, поддержку процессов раскрытия и самовыражения их способностей;

– компенсаторная – предполагает создание условий компенсации у обучающихся последствий различных видов депривации и педагогической запущенности:

– защитная – направлена на нейтрализацию негативных воздействий дезадаптированных семей и факторов окружающей среды на личность обучающегося и его развитие, повышение уровня социальной защищенности обучающихся в условиях обучения в техникуме;

– корректирующая – заключается в осуществлении педагогически и психологически целесообразной коррекции развития, поведения, общения обучающихся, испытавшего различные виды депривации, с целью позитивного влияния на формирование его личности;

– регулирующая – связана с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности в обучающихся, имеющего серьезные проблемы в личностном развитии.

Основные задачи адаптационных занятий являются:

выявление и коррекция

неэффективных

стереот

ипов

общен

ия;

формирован

ию навыков эффективного общения;

рефлексии, обратной связи, умения анализировать реальные ситуации;

- выработка механизмов эмпатии, умения считаться с другими,

-умения выходить из конфликтных ситуаций;

- снятию эмоционального напряжения во взаимодействии (страх, тревожность, обида, гнев, агрессия) [5. 30 с.].

Методы активного обучения – направлены на развитие самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать нестандартные задачи. Цель обучения: вооружить знаниями, навыками и умениями успешной социализации и адаптации: развить умение мыслить, креативность, активность познавательной деятельности, овладение диалектическим методом анализа и решения сложных проблем, рефлексию, стремление к сотрудничеству и сотворчеству, содействие овладению продуктивным стилем мышления и деятельности.

Так же наши ученики принимают участия в мероприятиях колледжа, города и края. Таких как, конкурс рисунков «Моя будущая профессия», День тигра, «Поздравь учителя», акция «Твори добро».

По итогам проделанной комплексной работы по психологическому сопровождению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью можно наблюдать следующие изменения:

– успешное освоение образовательной программы;

– положительная динамика развития психической, познавательной, эмоционально-волевой сфер;

– формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции;

– овладение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками, преодоление отчужденности;

– формирование умения устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами;

– принятие и соблюдение групповых, социальных и этических норм.

Проблемы здоровья учащихся с ОВЗ и инвалидностью, обеспечение условий их успешной социализации, адаптации и создание равных стартовых возможностей определены как наиболее важные и актуальные в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Таким образом, целью социально-психологического сопровождения студентов с ОВЗ в колледже заключается в оказании помощи студенту в реализации своих способностей, знаний, умений и навыков для достижения успешности в профессиональной деятельности.

Список использованных источников.

Федеральный государственный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья URL: http://fgos-ovz. herzen. spb. ru/ (дата обращения 13. 03. 2017.).

Алтынова Н. В., Панихина А. В., Анисимов Н. И., Шуканов А. А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению

в вузе // В мире научных открытий. – 2017. – № 3-2. – С. 99-103.

Багаутдинова Е. В.

Псих

олого -педагогическое сопрово

ждение о

бучающихся с ОВЗ и инвалидност

ью в ГАПОУ

«Казанский торгово -эконом

ический техникум »

.

Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с

ОВЗ в профессиональных образовательных организациях. Материалы Республиканской научно-практи

ческой конференции

– Казань: редакционно-издательский центр «Школа», 2020. –

С

.204

Койшина М. С. Инклюзивное образование в колледже: проблемы и перспективы // Педагогическая наука и практика. – 2019. №2 (24). – С. 82-87.

Программа развития коммуникативных навыков и умений у подростков с ОВЗ: методические рекомендации /Составитель: С.В.Маковеева. Радужный, 2017.-30 с.

Цветаева М. В. Инклюзивное образование в колледже // Аккредитация в образовании. – 2018. – № 5 (105). – С. 61.