Продуктивная деятельность тренера - преподавателя.
Составил:
инструктор – методист
МБУ ДО ФСН «Озёры»
Скопинцева А.В.
Продуктивная деятельность тренера - преподавателя раскрывает важность развития обучающихся через приоритеты и ценности занятий физической культурой и спортом, основы и перспективы которых могут быть определены на различных ступенях возрастного становления. Приоритетность использования интегрированных технологий развития обучающихся выражены в нашем учреждении физкультурно – спортивной направленности, раскрывающих через единство образования, науки и спорта возможность целостного продуктивного решения задач деятельности воспитанников в структуре создаваемой спортивно-образовательной среды.
Продуктивная деятельность тренера - это совокупность персонифицированных возможностей развития обучающегося, определяющая высокие достижения в спорте и гарантирующая высокие результаты в плоскости самореализации и социализации, общения и культуры.
Некоторые виды продуктивной деятельности, которые могут использоваться как средство развития физических качеств в спорте:
Проектная деятельность.
Тренеры - преподаватели создают индивидуальные проекты тренировочных программ, привлекают своих воспитанников к участию в соревнованиях, участвуют в работе научно-исследовательских конференциях.
Творческий подход к организации занятий.
Педагоги придумывают интересные методы, формы, приёмы, содержание, обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к виду спорта и потребность заниматься спортом.
Факторы продуктивной деятельности тренера – преподавателя.
Тренеры – преподаватели нашего учреждения обладают личностными чертами такими как:
- эмоциональный самоконтроль,
- высокий уровень интеллектуального развития,
- устойчивость,
- активность
Также многие тренеры обладают особым типом поведения – гибким, иногда авторитарным.
К характерным чертам тренера - преподавателя можно отнести быстрое восприятие нового, стремление к творчеству, активное общение с коллегами, постоянное самосовершенствование.
Тренер – преподаватель должен обладать педагогическими способностями, иметь предрасположенность к успешному выполнению педагогической деятельности. Их классифицируют по-разному, однако полную характеристику отражают способности:
1. Познавательная способность - способность приобретать, перерабатывать, использовать информацию и знания.
2. Организаторская способность - способность грамотно подготовить и провести любое мероприятие.
3. Конструктивная способность - способность, направленные на построение педагогического процесса.
4. Способность к предвидению - способность иметь интуицию и воображение.
5. Коммуникативная способность - способность тренера устанавливать с воспитанниками наиболее благоприятные взаимоотношения.
6. Экспрессивная способность - способность педагога образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств.
7. Дидактическая способность - способность обучать творчески, развивая мышление спортсменов.
8. Перцептивная способность - способность к адекватному восприятию, дающие возможность проникнуть во внутренний мир ученика.
9. Авторитарная способность - умение быстро завоевывать авторитет.
10. Мажорная способность, или оптимизм и юмор педагога, позволяют безболезненно предупредить и ликвидировать самый сложный конфликт.
11. Психомоторная способность обеспечивают умение вникнуть в механизм движения, выполняемого обучающегося, найти слабые моменты и усилить их.
12. Способность к концентрации и распределению внимания - способность держать в поле зрения всю учебную группу.
Тренер - преподаватель должен обладать культурой, проявляющейся в чувстве сдержанности и такта, целеустремленности, сопричастности и педагогической целесообразности применяемых педагогических мер, которые проявляются в процессе взаимодействия между тренером и воспитанником. Также он должен уметь выбирать вид индивидуальных занятий, средства, необходимые для решения поставленных задач, уметь грамотно и правильно выполнять физические упражнения, а главное - иметь четко сформулированное представление о здоровом образе жизни и способах сохранения и укрепления здоровья. Тренер является примером для своих воспитанников, поэтому обязан показывать свою вовлеченность и заинтересованность. Если педагог обладает большим опытом и багажом знаний, то все равно не должен останавливаться. Всегда нужно стремиться к изучению чего-то нового. Для того, чтобы воспитанники ровнялись на тренера, педагогу следует завоевать авторитет. Его слова должны соответствовать действиям, а также отношение ко всем учащимся должно быть одинаковое.
Благодаря такому комплексу качеств личности обеспечивается высокая степень самоорганизации профессиональной педагогической работы, которая называют педагогическим мастерством.