Межрегиональный Фестиваль конкурс педагогический идей и проектов

МБОУ « Бестяхская средняя общеобразовательная школа им. И.И. Козлова»

Исправительная колония №6

Проект « Неделя естественно - математического цикла».

( из опыта работы)

Работа учителей:

Стрекаловская Л.С., учитель математики

Протодьяконова Л.И., учитель химии

Маркова Е.В., учитель биологии

2024г

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Воспитательная работа в исправительных учреждениях……………4

Глава 2. Проект « Неделя естественно математического цикла»………….…6

Заключение ……………………………………………………………………....11

Список использованной литературы ………………………………………….12

Приложение ………………………………………………….…………………13

Введение

Главной задачей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является исправление осужденных, возвращение в социум полезных, созидательных людей, способных без постороннего контроля и чрезмерной опеки вести жизнь, достойную человека.[5]

Основными средствами исправления в УИК РФ определены: «…установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие».

Среди названных средств исправления особое место занимает образовательная деятельность, которая представлена всеми видами образования: формальным (получение осужденными общего образования, профессиональное обучение), неформальным и информальным (осуществляемых в процессе воспитательной работы, общественного воздействия, внеклассных мероприятий, работы библиотеки, самообразования и т. д.).

В пенитенциарной науке предложен вывод о том, что участие осужденных в образовательной деятельности способствует повышению их активности в процессе исправления, становлению их субъектной позиции как в познании самих себя, так и в позитивном преобразовании и себя, и окружающего мира.[4] Отсюда вытекает актуальность нашего проекта - развитие социально активной жизненной позиции осужденного - обучающегося через включение в организацию дел различной направленности.

Цель проекта: содействие на процесс исправления и социальной реабилитации осужденных- учащихся привлечением к внеклассным мероприятиям.

Задачи:

формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности;

развитие социальной активности и ответственности через участие во внеклассных мероприятиях;

раскрытие индивидуальных качеств личности посредством участия учащихся в творческой жизни коллектива школы;

сотрудничество школы с воспитательным отделом исправительной колонии;

формирование навыков культуры поведения и общения, развитие потребности в поддержании чистоты, порядка, красоты и уюта в школе.

Глава 1. Воспитательная работа в исправительных учреждениях

Особенности воспитательной работы в исправительных учреждениях обусловлены тем, что она проводится в местах лишения свободы и с лицами, совершившими преступление. Воспитательная работа в основном носит педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все формы и методы ее организации. Наоборот, администрации исправительных учреждений, особенно сотрудникам воспитательной службы: начальникам отрядов, воспитателям в колониях для несовершеннолетних предоставляется возможность творческого применения наиболее эффективных средств, методов и приемов педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима наказания.

Воспитательная  работа с осужденными к лишению свободы должна быть направлена на достижение целей исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений с их стороны.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения.

Персонал исправительных учреждений в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы осуществляет нравственное, правовое, трудовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.

Нравственное воспитание осужденных в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривает сквозь призму формирования всей личности осужденных, их жизненной позиции. Воспитание такой позиции является делом исключительно важным и сложным, ведь именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к преступлению.

Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также убеждение в необходимости следовать им. Кроме того, оно предполагает организацию правомерного, ответственного, социально активного поведения. В этой работе внимание обращают, прежде всего, не на знание осужденными правовых норм (при всей важности таких знаний), а на формирование у них уважения к закону, понимания необходимости следовать предписаниям правовых норм, несмотря на распространенные ныне в обществе нигилистическое отношение к законности и веру во всемогущество денежного мешка.

Трудовое воспитание осужденных представляет собой процесс закрепления или формирования трудовых навыков и умений, психологической готовности к труду, нравственное к нему отношение, осознание потребности трудиться.

Также необходимо достаточно много внимания в работе с осужденными уделять эстетическому воспитанию, так как в основной массе это малокультурные люди, имеющие зачастую неправильное представление о прекрасном, извращенные вкусы, чувства, взгляды и идеалы. Все эти качества наиболее наглядно проявляются в их субкультуре с присущими ей жаргоном и фольклором, «воровской романтикой и блатными традициями», и т.п. атрибутами.

В исправительных учреждениях достаточно много внимания уделяется физическому воспитанию осужденных, для чего в каждом из них создается необходимая спортивная база (за исключением тюрем и колоний особого режима). Причем в ряде исправительных учреждений, особенно в воспитательных колониях, где позволяют площади, имеются достаточно хорошо оборудованные спортивные площадки и спортивные залы. Среди осужденных в основном культивируются игровые и силовые виды спортивных занятий.

Воспитательная  работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания. Формы проведения этой работы могут быть массовыми, групповыми и индивидуальными, они реализуются на основе педагогических и психологических знаний и методов воздействия.

В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится участию в самодеятельных организациях, которые организуются в исправительных и воспитательных колониях. Эти организации создаются для решения внутриколлективных проблем самых осужденных, возникающих в процессе совместной жизнедеятельности в исправительном учреждении. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям.[1,2]

Глава 2. Проект « Неделя естественно – математического цикла»

Школа при исправительных учреждениях имеют особый контингент учащихся – это юноши в возрасте от 18 до 50 лет, совершившие преступление и отбывающие наказание в закрытом учреждении. Преподавание в школе при исправительной колонии – это, прежде всего, воспитательное воздействие через урок и внеклассную работу на человека с уже сформировавшимися убеждениями, чаще всего далекими от моральных норм общества. Как правило, многие из них имеют травматический опыт получения образования, были выброшены из образовательной среды, что связано не только с социальной ситуацией их семейного развития, но и с условиями неадекватной образовательной среды. Низкая степень обученности и воспитанности осужденных, размытость социокультурных ориентиров являются причинами низкой социальной адаптации в дальнейшей жизни. Для них характерны социально-психологическая незрелость, утрата мотивации обучения, непринятие его формальных требований.

Учитывая все эти требования, остается вопрос: Какие методы, технологии использовать в обучении, во внеурочной деятельности для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации обучающихся к изучаемым предметам?

Составной частью учебно- воспитательного процесса является внеурочная деятельность. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности обучающихся. В школах при исправительной колонии не предусматриваются часы на внеурочную деятельность. Поэтому мы организуем и проводим мероприятия, праздники, конкурсы, викторины различного характера по четвертям.

Цель: - повышение познавательного интереса к учебным предметам; развитие логического мышления, расширение кругозора; создание творческой атмосферы в школе, содействие на процесс исправления и социальной реабилитации осужденных - учащихся привлечением к внеклассным мероприятиям.

Задачи:

повышение

познавательного интереса к учебным предметам;

развитие

логического мышления,

расширение кругозора;

создание творческой атмосферы в школе.

формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности;

развитие социальной активности и ответственности через участие во внеклассных мероприятиях;

сотрудничество школы с воспитательным

отделом исправительной колонии.

Принципы реализации проекта:

рассмотрение осужденного как субъекта

самоисправления

;

признание доброй внутренней природы человека и вследствие этого возможность поиска союзника в самом осужденном;

признание его

субъектности

и полной ответственности в деле собственного

самоисправления

;

создание благоприятного психологического климата в школе

Планируемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость

п

овышение мотивации к обучению

, и

нтерес

а

учащихся к познанию учебного предмета

п

овышение авторитета школы

р

азвитие личности, способной к самосовершенствованию

у

важительное и доброжелательное отношение у осужденных

- обучающихся

к учителю

с

плочение коллектива школы (учащиеся –

учитель-сотрудник).

Сроки разработки и реализации проекта: III- VI четверть учебного года.

Содержание проекта

Ключевыми делами проекта « Неделя естественно- математического цикла» являются «Неделя математики и физики», «Неделя биологии и химии», в рамках которых проводятся мероприятия в различных формах и вариантах:

проведение конкурсов, викторин,

выпуск информационных листов, рисунков,

решение занимательных задач, заданий на смекалку,

просмотр видеофильмов, тематических презентаций,

защита проектов,

посадка и пересадка цветов в школе.

и

нформационный сменный стенд «Это интересно»

Критерии и показатели результативности проекта

Достигнутый образовательный результат

Неделю биологии начинаем с 1 апреля, так как 1 апреля – это день Птиц. Учащиеся знакомятся с внешним видом, образом жизни птицы года.

Далее просмотр фильма «Дары Байаная».

Учитель химии Протодьяконова Л.И. подготовила стенд на тему «Химия вокруг нас», где учащиеся узнали много интересных фактов о предметах, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. А также провела открытый урок по химии на тему: Металлы. Учитель математики Стрекаловская Л.С. провела игру «Кто хочет стать миллионером», подготовила стенд на тему «Математика- царица наук».

В рамках проекта обучающиеся приняли участие в защите своих мини-проектов.. Каждый из них подготовил презентацию по своей теме и публично выступил. Хочется отметить, что некоторые учащиеся очень хорошо выступали, умело рассказывали и излагали свои мысли.

ФИО участник

Название мини- проекта (исслед)

Руководитель

1

Юртаев Максим

Пауки

Иванова Р.А.

2

Горохов Афанасий

Земноводные, вошедшие в красную книгу Якутии

Маркова Е.В.

3

Сергеев Анатолий

Снежный барс

Протодьяконова Л.И.

4

Клец Максим

Загадочное число «пи»

Стрекаловская Л.С.

5

Семенов Семен

Якутская лошадь

Федорова Х.А.

6

Басков Денис

Воробьи

Афанасьева Е.К

7

Пудов Семен

Белые медведи

Кириллина Г.Н.

8

Соловьев Эдуард

Лайфхаки по математике

Стрекаловская Л.С.

9

Птицын Валерий

Озеленение школы при исправительной колонии

Маркова Е.В.

10

Заварзин Денис,

Этот загадочный Ай-кью

Маркова Е.В.

11

Суховинский Владимир

Жизнь ученых физиков

Кириллина Г.Н

12

Захаров Владислав

Динозавры – загадка природы

Иванова Р.А.

По итогам защиты мини исследований учащиеся и учителя, подготовившие участников, были отмечены благодарностью, сертификатами и дипломами 1,2,3 степени. По отзывам учителей, им очень понравились выступления учащихся.

Ученик 11 класса нашей школы Птицын Валерий занял 3 место в республиканском конкурсе проектов среди обучающихся вечерних школ с темой: Озеленение школы при исправительной колонии. И по его проекту начали с декорирование цветочных горшков. Было интересно, обучающиеся само творчески создавали дизайн декора из подручных материалов: декупаж, нитки, ткани, обои. Помогали учителя математики Кириллина Г.Н., Стрекаловская Л.С. и учитель химии Протодьяконова Л.И.

Как обычно каждую весну учащиеся с учителем биологии Марковой Е.В. принимали участие в пересадке цветов. Также посеяли семена летних цветов для благоустройства территории вокруг школы. В пересадке цветов и посадке рассады летних цветов помогали обучающиеся 11а класса Птицын Валерий, Заварзин Денис и учителя математики Кириллина Г.Н и Стрекаловская Л.С.

Некоторые вышеперечисленные проведенные мероприятия, сценарии мероприятий даны в приложении.

Заключение

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Результатом воспитания является личностный рост обучающегося. Это те позитивные изменения, произошедшие с обучающимся за тот или иной промежуток времени.

Внеклассной работе принадлежит значительное место в исправлении осужденных. Она оказывает положительное влияние на осужденных - обучающихся способствует развитию у них моральных качеств, расширяет поле их коллективной деятельности и общения. Участия в школьных мероприятиях осужденных- обучающихся укрепляют их положение в коллективе, способствуют самоутверждению. В ходе подготовки и проведения мероприятия осужденные вступают во взаимодействие с  организатором  этого процесса - учителем, а также с другими осужденными. В процессе этого взаимодействия устанавливаются смысловые, эмоциональные и психологические контакты, служащие источников формирование коллективных взаимоотношений и общения между ними. В результате осужденные - обучающиеся не просто приобретают полезную информацию, но и развивают в себе такие качества как уверенность в себе, коммуникабельность, обогащают опыт коллективной деятельности, вступают во все новые взаимодействия с окружающей действительностью.

Список использованной литературы

Антонян

Ю. М.,

Канунник

А. И.,

Кулинич

В. В. Исправление и перевоспитание осужденных, неадаптированных к условиям ИТК: Учеб

.

п

особие. М., 2004.

В.Т.

Батычко

.

Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право»

Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

Г.В. Строева. Педагогические основы

самоисправления

осужденных в образовательной практике исправительных учреждений.

Исправительная (пенитенциарная педагогика) Учебник

/

П

од ред. А.И. Зубкова, М.П.

Стуровой

. - Рязань:

РВШ, МВД РФ, 1993.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2004.

Приложение

Неделя математики и физики

дата проведения: март
Цели и задачи:

развитие познавательного интереса при изучении математики и физики,

развитие математической грамотности,

формирование творческих способностей: математического мышления, рациональных способов решения задач на смекалку, остроты мышления и наблюдательности

воспитание

культуры коллективного общения

Мероприятия:

ПН: Организационный день. Стенгазеты, викторины, конкурсы, задачи на смекалку

ВТ: Занимательные уроки

СР: Показ видео на тему математики, физики

ЧТ: День презентаций

ПТ: Подведение итогов

ПН: Награждение

Необходимое оборудование

проектор, компьютер,

диск с видео по занимательной физике и математике,

призы

Неделя биологии и химии

дата проведения: апрель
Цели и задачи:

повышение интереса учащихся

к изучению

биологии и химии,

интеграция знаний и умений

, полученных при изучении биологии и химии,

расширение кругозора учащихся.

Мероприятия:

вторник 1 апреля – стенгазета ко Дню птиц, кроссворд на тему «Птицы»;

среда 2 апреля – выбор мини- проекта по классам;

четверг 3 апреля – просмотр фильма «Дары Байаная»;

пятница 4 апреля – интересные факты «Химия вокруг нас»;

понедельник 7 апреля - интеллектуальная игра среди обучающихся 11 классов;

вторник 8 апреля – пересадка и посадка комнатных цветов;

среда 9 апреля – открытый урок по химии;

четверг 10 апреля – защита мини – проектов (1 ученик с класса),

- подведение итогов недели биологии и химии.

Необходимые оборудования для проведения недели биологии и химии

- проектор, компьютер,

- диск «Дары Байаная» - часть 2, 3

- земля, кашпо, резиновые перчатки, отростки растений

- призы.

Сценарий мероприятия « Да здравствует наука»

дата проведения: апрель
Цель: развитие познавательной активности учащихся по естественно- математическим наукам
Задачи:
- обучение самостоятельному поиску информации, ее творческой переработке;
- развитие умений грамотно обобщать материал в виде сообщений, проектов;
Предполагаемый результат: расширение кругозора учащихся, развитие у них любознательности, формирование потребности в самообразовании и интеллектуальном развитии.
Основные мероприятия в рамках реализации мини-проекта:
Проведение бесед, классных часов:

«Открытия века», «Ученые и их судьбы»

«Лауреаты премии Нобеля. Кто они такие?»

«Мир моих увлечений»

 

 

Отчет недели естественно математического цикла