?Проектирование форм и методов организации занятий по физической культуре с детьми с речевыми нарушениями? Леонид Евгеньевич ГУСЕВ магистр управления, инструктор по физической культуре первой квалификационной категории ДО ?Калейдоскоп? МБОУ СОШ № 29 г.?Химки, Московская область, Российская Федерация leonidegu@mail.ru Тамара Валерьевна ИНЖЕВАТОВА учитель-логопед высшей квалификационной категории ДО ?Калейдоскоп? МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область, Российская Федерация Injevatova2010@yandex.ru В статье рассмотрен опыт использования средств физической культуры в коррекционно-развивающей работе по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Охарактеризованы особенности влияния двигательной активности на развитие личности ребёнка. Ключевые слова: пространственные представления, физическая культура, коррекционно-развивающая работа, личностное развитие. Постановка проблемы.?Задержка формирования пространственных представлений и их несформированность характерны для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного в создании единой коррекционно-развивающей среды на базе интеграции различных видов деятельности способствует развитию у детей пространственных представлений и лексико-грамматических категорий. Анализ литературы.?В настоящее время в педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал по проблемам организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях, раскрывается содержание деятельности педагогов – инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов, воспитателей, работающих с детьми, имеющими нарушения речи. Цель статьи – осветить опыт использования педагогами дошкольного отделения ?Калейдоскоп? МБОУ СОШ №?29 г.?Химки средств физической культуры в коррекционно-развивающей работе по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Изложение основного материала. ?Каждая осознанная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, на развитии навыков чтения и письма? [1]. Формирование пространственных представлений включает в себя определение формы, величины местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Коррекционно-развивающие занятия имеют различную форму: -?фронтальные - подгрупповые - индивидуальные - работа с семьёй. В качестве основных методов на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях используются: - гимнастические упражнения - подвижные игры по словесной инструкции - наглядные пособия - подвижные игры с правилами. Основными приёмами работы являются объяснение, показ, совместные действия, действия по подражанию, вопросы и наблюдения. В конце каждого занятия педагог привлекает детей к осмыслению и обобщению опыта действий в пространстве. При построении работы по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления: - обучение ориентировке в схеме собственного тела - обучение ориентировке в окружающем пространстве -?обучение восприятию пространственных отношений между предметами - обучение ориентировке на плоскости. Исходным в развитии пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела. В коррекционной работе учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади – спереди, вперёд – назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху – внизу, сверху – снизу, над – под). Начинается работа по формированию пространственных представлений с дифференциации понятий вверх – вниз, спереди – сзади, одновременно даются задания по дифференциации правых и левых частей тела. После того как дети начнут уверенно ориентироваться в схеме собственного тела, проводятся упражнения на определение направлений в пространстве. Для этого используются строевые приёмы и упражнения с предметами во вводной части занятия и общеразвивающие упражнения с мячом (приложение?№?1), подвижные игры и игры малой подвижности (приложение?№?2). Их цель – учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учётом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. В играх используются спортивный инвентарь и детские игрушки. У детей с общим недоразвитием речи существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной плоскости. Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый края плоскости, находить и называть её центр, правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний углы. Для исправления недостатков пространственной ориентировки на плоскости используются игры с разноцветными и разноразмерными геометрическими фигурами, которые раскладываются на специальные коврики с таблицей. Детям предлагается найти верхнюю и нижнюю части таблицы, разместить фигуру в клетку вверху слева или справа, внизу слева или справа, в центре, в центре справа или в центре слева. Проводятся специальные упражнения с целью научить детей определять и обозначать пространственное расположение геометрических фигур, воссоздавать их расположение. Упражнения проводятся как фронтально, так и с подгруппами детей. Более сложным вариантом является включение в задание размеров геометрических фигур и цвета (Приложение?№?3). Задание выполняется в определённой последовательности по речевой инструкции. При кажущейся простоте используемые упражнения наполнены дидактическим смыслом, несут коррекционную нагрузку и побуждают детей с ОНР к более направленным пространственно-ориентировочным действиям. Список литературы 1.?Ананьев?Б.?Г., Рыбалко?Е.?Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964. 2.?Белякова?О.?Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре М.: МГППУ, 2006. – 320с. 3.?Жукова?Н.?С., Мастюкова?Е.?М., Филичева?Т.?Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990. 4. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7лет. – СПб: ?Детство-пресс?, 2005. 5. Моргачева И. Н. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. – СПб, 2009. Приложение № 1 Строевые приёмы и упражнения с предметами на развитие пространственных ориентировок у детей с нарушениями речи Часть НОД Содержание Дозировка Организационно-методические указания I Организация. Построение. Строевые упражнения. Построение в шеренгу по одному, приветствие. Расчёт по порядку номеров. Расчёт на первый-второй (первый-третий) с выбором предмета (мяча) по присвоенному цвету. Строевые приёмы: повороты направо, налево, кругом. Перестроение в колонну, шеренгу (по два, по три), в две, три колонны. Ходьба с чередованием темпа, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стоп, в полуприседе, ходьба с остановкой по сигналу, медленный бег. Перестроение в движении. 30 с. 30 с. 1-2 мин. 1-2 мин. 3 мин. 1 мин. Следить за осанкой детей. Во время поворотов и перестроений контролировать положение туловища и рук. Предмет (мяч) должен быть всегда в правой руке. Движение (ходьба) осуществляется под музыку (марш). II Общеразвивающие упражнения с мячом. И.?п. – ноги вместе, руки опущены, мяч в правой руке. 1.??Пружинка? 8-10 полуприседаний 2.??Стойка на кончиках пальцев? Встать на кончики пальцев и поочередно опускать правую и левую пятку – 8-10 раз 3. ?Наклон до пола? Руки через стороны вверх – подъём на носки – вдох, наклониться, руки соединить и коснуться мячом пола (ноги не сгибать) – выдох, выпрямиться – 3-4 раза. 4.??Передача мяча из руки в руку? Руки через стороны вверх – передать мяч из правой руки в левую. Опустить руки за спину – передать мяч из левой руки в правую – 4-6 раз. Поменять направление движения мяча – 4-6 раз. И.п. Руки к груди, локти параллельно полу. Правая рука с мячом – вперёд и поворот тела вправо за рукой (ноги в исходном положении). Возврат в и.п., передача мяча в левую руку, то же левой рукой с поворотом туловища влево, и.п. – 4-6 раз. 5.??Приседания? Присесть, руки – вперёд, спина прямая, пятки не отрывать от пола, вернуться в и.п. – 6-8 раз. 4-5 мин. ?Упражнения выполняются под ритмичную музыку. 6.??Делай как я? Упражнения на внимание. Из исходного положения повторять за педагогом движения рук – к плечам, вверх, в стороны, вперёд, вниз (вместе и поочерёдно). Подвижная игра. 3-4 раза. Особое внимание обращать на движение руки с мячом. Акцентировать внимание детей на зеркальное отображение стойки педагога. III Заключительная часть. Медленная ходьба по кругу. Построение в колонну по одному. Организованный выход из зала. 1-2 мин. Под спокойную музыку. Приложение № 2 Подвижные игры и игры малой подвижности на развитие пространственных ориентировок у детей с нарушениями речи ?Весёлые игрушки? Цель. Закрепить знания правой и левой руки. Попросить ребёнка поднять вверх правую руку, левую ногу, топнуть правой ногой, дотронуться левой рукой до правого уха и т.д. ?Зазеркалье? Цель. Закрепить знания правой и левой руки. Педагог садится напротив ребёнка (группы/подгруппы детей) и объясняет правила игры – ?То, что я буду делать правой (левой) рукой, вы тоже должны делать правой (левой) рукой. Педагог касается по очереди своего правого и левого плеча, правого и левого колена, правой рукой левого уха, левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, левой рукой правого глаза, и т.д. ?Лицом друг к другу? Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и теле стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины. Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, правый и левый глаз, правое и левое ухо, правую и левую руку, правую и левую ногу и т.д. ?Где спрятан клад?? Цель. Развивать пространственно-ориентировочные реакции. В спортивном зале из инвентаря расставляются препятствия – ?реки?, ?горы?, ?овраги? и т.д. В укромное место помещается предмет, который нужно найти. Можно играть индивидуально и группами (подгруппами). Ведущим может быть педагог или ребёнок (подгруппа детей). Водящий (водящие) следуя командам ведущего (три шага вперёд, вправо, обойти ?гору? с левой стороны, повернуться налево и перейти ?мост?, далее – вперёд пять шагов, и т. д. Игра заканчивается после того, как найден ?клад?. Приложение № 3 Игры малой подвижности с геометрическими фигурами на развитие пространственных ориентировок у детей с нарушениями речи ?Ориентир? Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве. Инвентарь. Геометрические фигуры (18 фигур из мягкого полимера – круг, квадрат, треугольник, красный, синий, желтый большие (18 см) и малые (10 см), игровое поле-трансформер 1,4 х 1,3 м. Дети выбирают себе одну геометрическую фигуру. 1.?По команде педагога дети по очереди расставляют фигуры на поле ориентируясь на признаки (справа, слева, сверху и снизу от других фигур), шагают по клеточкам, наклоняются и приседают. 2.?По команде педагога дети группируются в разных местах спортивного зала (справа, слева, впереди, сзади и т.д.) по форме фигур (треугольники, круги, квадраты), по размеру фигур (большие, малые), по цвету (красные, синие, жёлтые) и выполняют различные задания – по конструированию и моделированию, по перемещению по полю и по залу (направо, налево, вперёд, назад), по движениям (приседают, шагают, прыгают, топают, хлопают и т.п.). 3.?По заданию педагога дети ищут пару своей фигуре – по форме, по цвету, по размеру и в парах выполняют задания по ориентированию в пространстве. 2
Проектирование форм и методов организации занятий по физической культуре с детьми с речевыми нарушениями