Проектная деятельность как наиболее эффективное средство развития самостоятельности на уроках окружающего мира.
Особенностью нашего времени является то, что мы живем в информационном пространстве, которое постоянно пополняется. Современный человек, чтобы быть успешным и реализовать себя в социуме, должен владеть информацией и уметь в ней ориентироваться.
Основной задачей обучения в современной школе является формирование способности у детей самостоятельно мыслить и применять на практике полученные знания, т.е. развить такое качество как самостоятельность. Этому в большей степени способствует проектная деятельность как неотъемлемая часть деятельности учебной.
Самым общим определением проектной деятельности в учебном процессе может служить следующее: проектная деятельность - это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «проектная деятельность» применительно к школьной образовательной среде имеет различные толкования.
Одним из наиболее полных и точных, на наш взгляд, определений проектной деятельности является определение Матяш Н.В, которое он приводит в своей книге «Психология проектной деятельности школьников»: «Проектная деятельность школьников - форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения» [25, с. 79].
Приведем также мнение доктора педагогических наук И.Чечеля, который активно занимался этой проблемой. Он утверждал, что «проектная деятельность - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых».
Его представления совпадает с мнением В.И.Андреева, который считает, что «педагогическая технология» - это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания [2, с. 165].
Проектная деятельность как педагогическая технология может быть соотнесена с технологией проблемного обучения, путь которой состоит в том, что преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся по решению учебных проблем.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно констатировать суть проектной деятельности состоит в том, что перед учащимися ставятся познавательные в виде практических ситуаций и предлагаются разрешить их. Это будет способствовать развитию их способностей к получению новых знаний. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы создать необходимые условия для реализации поставленных задач. Он должен активизировать познавательный интерес у учащегося, пробудить интерес к исследовательской деятельности и научить принимать собственные решения, основываясь на приобретенных знаниях.
Отметим, что важнейшим аспектом проектной деятельности является получение конкретного результата, как решения значимой для ученика теоретической или исследовательской проблемы.
Долгое время в педагогике недооценивалось роль проектной деятельности в начальной школе. Считалось, что такое форма получения знаний является приоритетной в средних и даже в старших классах. Однако, практика показала, что младшие школьники осваивают данную педагогическую технологию успешно, если учебные задачи сформулированы в соответствии с их возрастными особенностями. На широкое применение проектной деятельности в начальной школе ориентирует и Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС НОО), в соответствии с которым ученик является активным, а не пассивным участником учебного процесса.
Применение проектной деятельности в начальной школе позволит решить следующие педагогические задачи и будет способствовать развитию учебной самостоятельности:
- Развитие у учащихся понимания необходимости совместной, коллективной работы для достижения поставленных задач и результата. Организация межгруппового взаимодействия.
- Развитие коммуникативных учебных действий: осознание роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе работы над проектом, выполнении творческих заданий.
- Развитие у учащихся коммуникабельности. Это социально важное качество предполагает умение не только высказать свою точку зрения, свое видение проблемы и ее решения, но выслушать и понять другую, возможно отличную от своей.
- Повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
- Развитие исследовательских умений. Обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследований, презентации результатов своей деятельности, самоанализу, рефлексии).
- Принятие и освоение новой социальной роли, роли ученика, расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим его миром, формирование внутренней позиции школьника [11,с.85].
Проектная деятельность младших школьников, как никакая другая, эффективно способствует развитию таких универсальных учебных действий, как регулятивные действия. Для успешной реализации любого проекта необходимо развитие умения правильного целеполагания. А также ученик должен уметь соотнести то, что ему уже известно и того, чего он хочет добиться в результате реализации проекта.
Проектная деятельность реализуется через метод проектов. Метод проектов является средством, которое так необходимо для того, чтобы отойти от традиционного обучения, для которого нормой является пассивность учащегося и стремление учителя обеспечить учащегося стандартным набором готовых знаний.
Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов)
Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
Существует множество классификация проектов. Впервые проекты были классифицированы в 1910 году американским педагогом Е. Коллингсом.
Рассмотрим предложенную им классификацию учебных проектов:
1) проекты игр - это проекты, направленные на активное участие каждого ученика в различной групповой деятельности: (коллективные игры, театрализованные постановки, народные танцы);
2) экскурсионные проекты - это проекты, направленные на решение проблемы с помощью целенаправленного изучения окружающей природы и общественной жизни;
3) повествовательные проекты - это проекты, главной целью которых Е. Коллингс считал «получение удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: рассказ, песня, музыкальный отрывок, сочинение.
4) конструктивные проекты - это проекты, направленные на создание материального продукта: приготовление пирога, какао, клетки для животных, конструирование декораций [1, с. 566-569].
В зависимости от ведущей деятельности проекты можно разделить на:
Исследовательские. Отличительной чертой данного вида проектов является четкая структура, напоминающая структуру научного исследования. Для успешной реализации данного проекта требуется четкое доказательство актуальности выбранной темы, определение проблемы исследования, постановка задач, определение путей их решения, приведение результатов исследование, выводы.
Игровые. Данный вид проекта несет признаки исследования, решение поставленной перед учащимися задачи. Исходя из проблемы, поставленной перед учениками, каждый из них примеряет на себя определенные роли: персонажи, социальные роли.
Информационные. Главной цель данного проекта является сбор, обработка и представление информации необходимой для решения заданной проблемы.
Творческий. Для создания этих проектов учащиеся должны уметь находить нестандартные способы решения проблемы. Отличительной чертой таких проектов является то, что при оформлении работ ученики должны проявить свои творческие способности, предложить самые нетрадиционные, нетривиальные варианты оформления результатов: журналы, газеты, видеофильмы, музыкальные представления.
В зависимости от количества участников принимающих участие в разработке и представлении результатов все учебные проекты можно разделить на:
Индивидуальные проекты - это проекты, при выполнении которых принимает участи только один человек. Данный вид имеет множество достоинств. Одно из важнейших - максимальный учет личных интересов при выборе темы. Также это вид проекта помогает сформировать у учащихся чувство персональной ответственности за результат работы.
Групповые проекты - это проекты, для выполнения которых учащиеся объединяются в группы. Данный вид проектов, так же как и индивидуальный, имеет рад достоинств, одно из которых умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения, отстаивать ее.
Виды учебных проектов по признаку продолжительности:
Мини-проекты - для выполнения проекта требуется один урок или менее. Их разработка наиболее продуктивна на уроках русского языка и окружающего мира.
Краткосрочные проекты - время работы над проектом не превышает одной недели. Реализовать данный проект можно за несколько уроков. Педагог должен использовать уроки для координации деятельности участников проектных групп, так как основная работа по подготовке проекта ведется вне школы, дома: сбор информации, подготовка презентации, создание материального продукта.
Недельные проекты - данные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение может занимать от 30до 40 часов и проходит при непосредственном участии руководителя. Это время необходимо для более досконального изучения проблемы.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.
Таким образом, целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Цель позволят решить следующие задачи обучения:
- научить планированию и концентрацию поставленной цели на протяжении всей работы;
- сформировать навыки сбора и обработки информации;
- развить умение анализировать изучаемый материал;
- умение письменно оформлять результаты своей работы.