Проектная деятельность в начальной школе

В современную систему начального образования прочно вошла проектная деятельность. В начальной школе занятия по проектной деятельности имеют определенные особенности. Дети на начальной ступени образования не имеют нужных навыков для создания собственных проектов. Виды проектов в начальной школе должны подбираться с учетом детских возможностей и предпочтение отдается краткосрочным проектам. Ученики начинают постигать эту науку с первого класса с самых азов.

В своей работе над проектами с детьми я прохожу несколько этапов. В первом классе мы начинали работать, используя методические пособия. Дети на основе заданий учатся формулировать темы, ставить цели и задачи. Постепенно задания усложняются. Ученикам предлагается общая тема, а они её конкретизируют, опираясь на свои интересы, учатся самостоятельно ставить цели и задачи, подбирать материал и выбирать форму защиты проекта. Естественно, на каждом этапе обучающиеся начальной школы работают совместно с учителем и родителями.

В 2023/2024 учебном году на занятиях по проектной деятельности ученикам третьих классов нашей школы была предложена тема «Научные открытия, которые изменили мир». Тема сложная и интересная. На первом этапе работы каждый ученик для себя конкретизировал данную тему, опираясь на собственные интересы и увлечения. Примерные темы, выбранные детьми: «Открытие рентгеновского луча», «Радиоволны и их значение в современном мире», «Пастеризация», «Открытие Николы Теслы» и другие. Далее мы составляли план работы. Исходя из своей темы ученики, учились ставить цели и задачи проекта. В начальной школе, на мой взгляд, при постановке целей необходима помощь учителя. Поэтому я индивидуально на занятиях помогаю ученикам в формулировке тем. Дальше дети набирают материал. Начинается этап исследовательского поиска. На этом этапе работы нельзя не оценить помощь родителей, которые помогали детям в выборе материла, так как с таким объемом выбора нужной информации, ученикам начальной школы самостоятельно не справиться. А учителя не хватит временного ресурса, чтобы помочь всем учащимся. После этого уже на занятиях отбирался наиболее интересный и актуальный материал, который соответствовал целям и задачам проекта. В процессе работы над проектом учащиеся сами решают, в какой форме будет проходить защита проекта: театрализованное представление, доклад с наглядным материалом на бумажном носителе, презентация, выставка моделей и т.д. При подготовке проектов «Научные открытия, которые изменили мир» большая часть учеников выбрали презентацию. На выбор формы защиты проектов повлияло то, что с в нашей школе проводится дополнительное занятия по информатике, на котором ученикам объясняют, как правильно составить презентацию. Защита проектов проходила в несколько этапов. Сначала дети в классе слушали своих одноклассников, задавали интересующие их вопросы по проекту выступающего. Затем прошло голосование за лучшие проекты. Ученики, набравшие в классе больше всех голосов, выступили на общешкольной конференции.

В конце занятий по проектам были подведены итоги, даны рекомендации по исправлению недочетов.

Таким образом, проектная деятельность в начальной школе помогает развивать творческую личность ребенка, ученики открывают новые для себя знания, учатся ставить цели и задачи, что очень важно для дальнейшей обучения в школе.

К данной работе я бы хотела добавить презентации своих учеников, с разрешения их родителей.