Никитина Г.М.,
учитель высшей категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №14 имени Героя России Дмитрия Шектаева"
Проектная и исследовательская деятельность как условие развития гражданственности, субъективной позиции обучающихся и родителей по отношению к «малой» родине
Академик Д.С. Лихачев говорил, что "если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".
В настоящее время наши дети много знают про компьютерные игры и Интернет, но, к сожалению, мало знают про улицу, на которой они живут, о своем городе или поселке, о своей родине. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
28 мая 2015 года распоряжением правительства РФ была утверждена "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации". Одним из ведущих направлений воспитания, обозначенном в этом документе, является обновление воспитательного процесса через гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию. Отсюда основной задачей воспитания становится развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Воспитание гражданина и патриота - задача особенно актуальная на сегодняшний день и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, без воспитания любви к тому, что близко и дорого с детства, что мы называем малой родиной.
Исходя из этого, была разработана система работы, которая наиболее успешно способствовала бы развитию и формированию у обучающихся целостного представления о малой родине.
Как показывает практика, наиболее эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были бы активными участниками, где могли проявлять самостоятельность, инициативность, раскрыть свои возможности. Наиболее эффективным методом, позволяющим ребенку показать свой жизненный опыт и в то же время продемонстрировать полученные знания, является исследовательская и проектная деятельность. Работу организую, включая исследовательскую деятельность в урок и, конечно, активно использую во внеурочное время.
Как начинается работа? Начинается на уроке, с проявления интереса к слову. Приведу пример: в 6 классе при изучении темы "Диалектные слова" в упражнении встретилось слово утирка, через сопоставление с общеупотребительными словами догадались, что это полотенце. Но никто в классе не догадался, что обозначает слово ширинка. Вернее в современном русском языке есть такое слово и многие знают его значение, но это слово было почему-то отнесено в разряду диалектных. Воспользовавшись словарем, узнали, что ширинкой в южных районах называли полотенце. Возник вопрос: а существуют ли в русском языке и другие названия этого предмета и какие из этих названий бытуют в речи жителей нашего поселка. Решили поговорить с бабушками, прабабушками. Здесь учитывали особенность нашего поселка. Поселок создавался в годы войны и состоял в основном из переселенцев, представителей разных районов и разных культур. В ходе такого исследования выяснили, что полотенце в старину называли по-разному (мы при помощи наших бабушек нашли около 20 названий). Казалось бы, начали с простого интереса к слову, к истории его происхождения. Работа, начатая на уроке, продолжается после: это сбор материала, это его обработка, подготовка к выступлению. Результатом этой работы будет представление исследования на уроке.
Исследовательскую деятельность можно включать почти в каждый урок русского языка. Особенно богатый материал для работы предоставляет такой раздел как "Лексика", где работа на любом уроке начинается со слова. Можно привести в качестве примера такие темы:
Класс
Тема урока
Тема исследования
5 класс
"Лексическое значение слова"
"Происхождение слов Русь, Россия, Родина"
5 класс
"Сложные слова"
"Русский самовар"
5 класс
"Тематическая группа слов"
"Моя родословная"
6 класс
"Устаревшие слова"
"Бабушкино веретено", "Русская прялка"
6 класс
"Диалектные слова"
"Это знакомое незнакомое слово полотенце"
6 класс
"Собственные имена существительные"
"История моей фамилии", "Моя Родина - поселок Калья"
Работа с элементами исследования с привлечением краеведческого материала позволяет активизировать ребят и вовлечь в подготовку к различным мероприятиям, классным часам, экскурсиям.
Результатом работы на уроках и во внеурочной деятельности стало также участие в научно-практических конференциях разного уровня. Для выступления обучающиеся также выбирают темы, связанные с историей семьи, с историей края, с народными традициями, с современной культурой.
Как возникают темы работ? Некоторые предлагают дети, исходя из своих интересов. Так мы исследовали вид нового молодежного искусства - граффити на примере рисунков поселка и города. Работа на уроке над именами собственными привела к более глубокому исследованию - "Тайны нашего рода: этимологическое исследование фамилий одноклассников". Предмет, случайно увиденный и вызвавший интерес - тоже может стать началом самого настоящего исследования. Были и такие работы, которые появились буквально из случайно подслушанного разговора. Внучка рассказывала бабушке, что сегодня в садике она узнала новое слово - Родина и что ее Родина - это поселок Калья. Она здесь родилась. Внучка поинтересовалась у бабушки, а где родилась она. Бабушка ответила, что родилась в селе Селиванове. Только от села ничего не осталось, жители разъехались, а село забросили. Возник вопрос: что такое заброшенное село и есть ли и в нашем Североуральском районе такие заброшенные места? А если есть, то как и почему это произошло?
Ответом на эти вопросы стала работа "Следы жилья ветрами размело..." (Из истории поселений Североуральского района") и создание видеоролика о деревнях-заброшках нашего района.
Работа по формированию ценностного отношения к малой Родине строится с учетом культурных традиций, истории поселка, города, этнографических особенностей и направлены на уважительное отношение к природе, истории родного края, формирует чувство гордости за свою семью, интерес к своим генеалогическим корням, способствует формированию представления об окружающем мире.
Следовательно, условия развития гражданственности,
субъективной позиции должны опираться на следующие компоненты:
Включенность в процесс - внутренняя мотивация
Сила «живых» примеров - интерес
Связь ПРОШЛОГО-НАСТОЯЩЕГО-БУДУЩЕГО – место в жизни
Первостепенным ориентиром для каждого педагога становится качества личности ученика, то есть поиск ответа на вопрос КАКИМ БЫТЬ? Именно уроки русского языка и литературы создают воспитательную среду, основанную на важных принципах:
Принцип «эмоциональной включенности» (переживание/сопереживание)
Принцип «открытия неизвестного»
Принцип накопительности (всегда и везде)
Принцип соотнесения(А смог ли Я?)
Принцип мотивации (Зачем МНЕ это надо знать?)
Принцип идентичности (Я+семья+знакомые+другие+общество)
Так учебный процесс остается не разделимым с воспитательным, который реализует основную цель образования - воспитание Человека.
Список использованной литературы
Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41
Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7
Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33
Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
Попов, О., Попова Е. Кому подойдут проектные задачи? // Управление школой (ПС). – 2013. - № 3. – С. 35-37