Методическая система работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»
Пирожкова Наталия Владиславовна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 имени И.П. Чайковского»,
город Воткинск Удмуртской Республики, boxvtk593@yandex.ru
Сущность методической системы формирование функциональной грамотности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности в соответствие с требованиями ФГОС НОО.
Цель: формирование способности применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач через проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
создать условия для проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время;
мотивировать обучающихся к научному исследованию и проектной деятельности;
формировать навыки проектно-исследовательской деятельности;
создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
стимулировать умственную активность обучающихся к проектно-исследовательской деятельности;
развивать познавательные и творческие способности обучающихся;
формировать у младшего школьника позитивную нравственную самооценку;
развивать способности понимания явлений и процессов живой и неживой природы;
использовать в работе современные образовательные технологии
Новизна заключается в применении проектно-исследовательских технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности, значительно оживляя процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы при подготовке и планировании уроков в начальной школе, занятий внеурочной деятельности; в организации сопровождения проектных и исследовательских работ обучающихся.
Ожидаемые результаты: повышение мотивации к проектно-исследовательской деятельности, приведет к положительной динамике качества знаний по предметам, изучаемым в начальной школе, росту количества детей, занимающихся внеурочной деятельностью, увеличению количества призовых мест на различных конкурсах и олимпиадах, профессиональному росту самого педагога.
В систему методической работы входят:
теоретические аспекты проектной и исследовательской деятельности младших школьников;
обоснование применения учителем собственной методической системы «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»;
сопровождение проектных и исследовательских работ у обучающихся в начальной школе;
интеграция предметов начальной школы и национально-регионального компонента в проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
1. Теоретические аспекты проектной и исследовательской деятельности младших школьников
1.1 Понятия исследовательская деятельность и проектная деятельность
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Метод проектов предусматривает следующее:
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Цель - реализация проектного замысла.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Цель - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей
Таким образом, мы видим, что проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
1.2 Понятие функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены шесть направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.
Идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – говорению и слушанию, письму и чтению; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.
Из чего складывается функциональная грамотность?
2. Обоснование применения учителем собственной методической системы «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе».
2.1 Функционально-деятельностный подход к процессу обучения младших школьников.
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Основные задачи образования сегодня – не только вооружить ученика фиксированным набором знаний, но и сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к изменению себя и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Функционально-деятельностный подход предполагает включенность учащихся в учебно-исследовательскую деятельность
Основная идея подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.
2.2 Формирование исследовательских умений у младших школьников в учебном процессе.
В урочной деятельности используется, в основном, групповая работа. Она вводится постепенно с 1 класса и начинается с включения в учебно-воспитательный процесс отдельных заданий и элементов. Ребятам предлагаются доступные исследования, которые они выполняют на уроках русского языка, математики, окружающего мира, технологии. Оформление результатов исследований представляются, в основном, в виде творческих работ. Во 2 классе ведется работа по формированию таких компетенций, как: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, формировать представления об особенностях деятельности исследователя, развить умения определять тему исследований, анализировать, сравнивать, формулировать результаты исследования. Обучение в третьем и четвертом классах нацелено на обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. Методы и способы деятельности школьников в этот период: мини-исследования, уроки-исследования.
Структура урока с использованием проектно-исследовательской деятельности:
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
Актуализация знаний
Проблемное объяснение нового знания
Первичное закрепление во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Итог урока
2.3 Организация работы с младшими школьниками по выполнению исследовательских работ (проектов)
Наиболее эффективной формой обучения по формированию и развитию у школьников исследовательских умений является внеурочная деятельность. Именно во время внеурочной деятельности дети учатся создавать индивидуальные или групповые исследовательские проекты, приобретают навыки в исследовательской и научной деятельности, что способствует общему развитию школьников и формированию у них УУД. Тематика этих работ разнообразна, она включает исследования по всем школьным предметам, а также проекты общеразвивающей тематики, направленные на расширение кругозора детей.
Работа с младшими школьниками над исследовательскими проектами выстраивается при совместном взаимодействии и сотрудничестве учителя, ребенка и родителей. Мотивация и активизация родителей формируется при проведении обучающих мастер-классов по исследовательской деятельности, выступлений детей на родительских собраниях, презентаций готовых оформленных работ учеников и демонстрации их личных достижений в исследовательской деятельности.
Этапы работы по проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время:
Проблема (подготовка к исследовательской работе)
Проектирование (планирование исследовательской работы)
Исследование (процесс исследования, эксперимента)
Выводы (формулирование результатов и оформление работы)
Защита (отчет и защита исследовательской работы)
Оценка (анализ результатов работы)
Презентация работы (научно-практические конференции, родительские собрания, классные часы)
3. Сопровождение проектных и исследовательских работ у обучающихся в начальной школе
Сегодня проектная деятельность учащихся начальных классов - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Но почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно для самих педагогов.
Организация работы по проектно-исследовательской деятельности в начальной школе имеет особенности, которые следует обязательно учитывать педагогу. Проектно-исследовательской деятельностью ученики младших классов должны заниматься под руководством учителя. Дети должны научиться выполнять проекты и исследовательские работы. Учитель должен осуществлять сопровождение, направлять деятельность ученика:
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий: желание самого ребёнка; благоприятная среда; грамотный доброжелательный консультант - учитель.
4. Интеграция предметов начальной школы и национально-регионального компонента в проектно-исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
4.1 Интеграция национально-регионального компонента в урочной деятельности.
Включение краеведческого компонента в содержание образования способствует воспитанию любви к Родине, чувства гордости за героическое свершение и созидательный труд своих земляков, формированию бережного отношения к памятникам материальной и духовной культуры.
Урок по предмету «Литературное чтение» в первом классе. Тема урока «Сергей Балобанов «Любознательный заяц».
Учащиеся с большим интересом знакомились с произведением воткинского писателя. Дети на уроке выполняют различные задания по произведению, работают в группах. А в конце урока создают проект «Сказка в картинках».
Интегрированный урок по математике, окружающему миру и краеведению во втором классе. Тема урока «Красная книга Удмуртии». На этом уроке учащиеся знакомятся с флорой и фауной Удмуртской Республики.
Все задания имеют краеведческую направленность и исследовательский характер. Так, например, арифметический диктант. (Задание 1: Колокольчик редкое и исчезающее растение на территории У.Р. Высота его достигает 1 метр. Вырази высоту колокольчика в сантиметрах.)
Интегрированный урок по математике и краеведению в третьем классе. Тема урока «Математическое путешествие по городам Удмуртии». На этом уроке учащиеся через исследование и выполнение математических заданий знакомятся с историей возникновения городов Удмуртской Республики.
Так решив четыре задачи и, записав цифры ответов, дети получают дату возникновения Воткинского поселка, в будущем города Воткинска.
Интегрированный урок по русскому языку и краеведению в третьем классе. Тема урока «Золотой символ Удмуртии». Это урок повторения, изученного за год.
Задания на уроке выполняются по маршрутному листу. Выполнив все задания, учащиеся читают текст на желтом поле и узнают о цветке италмас. В конце урока рождается проект «Золотой символ Удмуртии - Италмас».
4.2 Интеграция национально-регионального компонента во внеурочной деятельности.
В условиях введения ФГОС в начальной школе организована проектно-исследовательская деятельность учащихся с использованием краеведческого материала.
Исследовательский проект по краеведению в третьем классе. Тема проекта «Мой город». Пройдя раздел «Улицы нашего города», учащиеся выполнили проект, в котором разработана экскурсия по городу. Учащиеся провели исследование, в котором выяснили историю образования каждой улицы, ее исторического названия и современного. Подготовили экскурсионный буклет.
Исследовательский проект «Мой национальный костюм». Сначала дети изучили особенности народных костюмов разных национальностей, проживающих в Удмуртской Республике. Затем учащиеся нарисовали эскизы костюмов. На последнем этапе, этапе изготовления костюма, понадобилась помощь родителей. Получились великолепные костюмы!
Исследовательский проект по краеведению в третьем классе. Тема проекта «Национальные традиции в нашей школе». На этапе исследования дети посетили школьный музей «Удмуртская изба», изучили историю национального костюма, взяли интервью у преподавателей удмуртского языка и литературы. Большой и интересный материал по теме проекта учащиеся нашли в журнале «Вордскем кыл». Результатом работы стала презентация «Национальные традиции в нашей школе», подготовленная учащимися.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.
В результате можно сделать следующий вывод: проектно-исследовательская деятельность – это отличный инструмент для развития функциональной грамотности обучающихся начальной школы, их творческих способностей, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектно-исследовательскую деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств каждого ребёнка.
Список литературы:
Виноградова Н.Ф.,
Кочурова
Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя/ под ред. Н.Ф. Виноградовой.
М.:Российский
учебник:
Вен
тана
-Граф, 2018. 288 с.
Ефимова, Т. А. Проектная деятельность как интерактивный метод обучения / Т. А. Ефимова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 20
18. — № 46 (232). —
— URL:
https://moluch.ru/archive/232/53868/
Корнилова Т.В. Исследовательская деятельность школьников как способ формирования функциональной грамотности // Научные труды Московского гуманитарного университета.
2020. №4.
С
. 56–63.
DOI:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-shkolnikov-kak-sposob-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti/viewer
Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации обновленного ФГОС НОО / авт.-сост.: Л.Н. Стрельникова, Н.В.
Астрецова
, В.А.
Маяцкая
, Е.В. Никотина. – Ставрополь, 2023. – 139с.
https
://
staviropk
.
ru
/
attachments
/
article
/322/
NO
_Функциональная%20грамотность-23.
Функциональная грамотность младшего школьника. Реализация внеурочной работы
в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования: программы,
методические рекомендации / Виноградова Н. Ф., Кузнецова М. И., Рыдзе О.А.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022, 70 с.
https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/87a/87afe9d378d6534f18e5f4e6aa222f3d.pdf