Пономаренко Л.Л.
Профессионально ориентированное обучение
русскому языку в СПО
Основной задачей профессионально ориентированного обучения является выработка, закрепление и активизация в устной и письменной речи навыков владения лексикой в соответствии с профилем получаемого профессионального образования. Сочетание разных форм аудиторной работы, практических занятий, форм самостоятельной работы в процессе преподавания и изучения общеобразовательной дисциплины «Русский язык» создает условия для качественного, разностороннего развития обучающихся и вносит вклад в формирование их компетенций.
Профессиональная направленность – это интегративная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражается в интересах, отношениях, целенаправленных условиях [1]. Это означает, что преподавание должно быть простроено с учетом специфики профессии уже с первого курса обучения в колледже. Безусловно, в каких-то упражнениях весь материал имеет профессиональную направленность, в каких-то используется частично. Важно, что с помощью профессионально-направленных заданий преподаватель систематизирует знания и умения как по орфографии, так и по пунктуации.
Особое внимание необходимо уделять специальной терминологии. Усвоение слов-терминов происходит с помощью не только мастера и преподавателей спецдисциплин, но и на уроках русского языка. Такая работа имеет большое значение для расширения словарного запаса и повышения грамотности обучающихся, для развития их мышления и познавательной активности в приобретении знаний по профессии или специальности.
На наш взгляд, методически полезны будут тексты для комплексного анализа с различными видами заданий: списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания; дать название тексту; определить стиль и тип текста; выполнить творческое задание и др.
Конечно, организация учебной работы по изучению терминологии и профессиональной лексики имеет свои особенности: учет специфических особенностей профессии/специальности; проведение консультаций преподавателя русского языка с преподавателями специальных дисциплин по составлению терминологического словаря; подбор материала, затрагивающего профессиональную сферу будущего специалиста, а также форм и методов его использования; отбор конкретного лексического материала; распределение слов-терминов по и темам с учетом требований рабочей программы по русскому языку; разработка системы упражнений, направленных на формирование практических навыков грамотного использования студентами в устной и письменной речи профессиональной терминологии; разработка содержания практических работ с использованием лексики профессиональной направленности [2].
Результатом работы с лексикой в профессиональном аспекта является расширение словарного запаса обучающихся путем усвоения новой терминологии по профессии/специальности, формирование грамотной профессиональной речи (устной и письменной) будущего специалиста и воспитание конкурентоспособного специалиста.
Таким образом, профессионально ориентированные задания вносят разнообразие в учебный процесс, содействуют активизации внимания обучающихся, повышению интереса к выполняемым заданиям.
Литература
http://vocabulary.ru Национальная энциклопедическая служба
Полякова Т.В. Методы и приемы изучения лексики профессиональной направленности на учебных занятиях по русскому языку (из опыта работы). //
infourok.ru