* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;}

Пономаренко Л.Л.

Профессионально ориентированное обучение

русскому языку в СПО

Основной задачей профессионально ориентированного обучения является выработка, закрепление и активизация в устной и письменной речи навыков владения лексикой в соответствии с профилем получаемого профессионального образования. Сочетание разных форм аудиторной работы, практических занятий, форм самостоятельной работы в процессе преподавания и изучения общеобразовательной дисциплины «Русский язык» создает условия для качественного, разностороннего развития обучающихся и вносит вклад в формирование их компетенций.

Профессиональная направленность это интегративная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражается в интересах, отношениях, целенаправленных условиях [1]. Это означает, что преподавание должно быть простроено с учетом специфики профессии уже с первого курса обучения в колледже. Безусловно, в каких-то упражнениях весь материал имеет профессиональную направленность, в каких-то используется частично. Важно, что с помощью профессионально-направленных заданий преподаватель систематизирует знания и умения как по орфографии, так и по пунктуации.

Особое внимание необходимо уделять специальной терминологии. Усвоение слов-терминов происходит с помощью не только мастера и преподавателей спецдисциплин, но и на уроках русского языка. Такая работа имеет большое значение для расширения словарного запаса и повышения грамотности обучающихся, для развития их мышления и познавательной активности в приобретении знаний по профессии или специальности.

На наш взгляд, методически полезны будут тексты для комплексного анализа с различными видами заданий: списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания; дать название тексту; определить стиль и тип текста; выполнить творческое задание и др.

Конечно, организация учебной работы по изучению терминологии и профессиональной лексики имеет свои особенности: учет специфических особенностей профессии/специальности; проведение консультаций преподавателя русского языка с преподавателями специальных дисциплин по составлению терминологического словаря; подбор материала, затрагивающего профессиональную сферу будущего специалиста, а также форм и методов его использования; отбор конкретного лексического материала; распределение слов-терминов по и темам с учетом требований рабочей программы по русскому языку; разработка системы упражнений, направленных на формирование практических навыков грамотного использования студентами в устной и письменной речи профессиональной терминологии; разработка содержания практических работ с использованием лексики профессиональной направленности [2].

Результатом работы с лексикой в профессиональном аспекта является расширение словарного запаса обучающихся путем усвоения новой терминологии по профессии/специальности, формирование грамотной профессиональной речи (устной и письменной) будущего специалиста и воспитание конкурентоспособного специалиста.

Таким образом, профессионально ориентированные задания вносят разнообразие в учебный процесс, содействуют активизации внимания обучающихся, повышению интереса к выполняемым заданиям.

Литература

http://vocabulary.ru Национальная энциклопедическая служба

Полякова Т.В. Методы и приемы изучения лексики профессиональной направленности на учебных занятиях по русскому языку (из опыта работы). //

infourok.ru