Профилактика экстремизма и терроризма среди обучающихся

Киричевская Е.Г.,

заместитель директора по

воспитательной работе

МБОУ «СШ № 86»

XXI век начался с катастрофических событий.

России объявлена война. И эта война ведется не каким-то конкретным государством, враг не выступает открыто. Войну нашей стране объявил мировой терроризм и экстремизм. Война с ним ничуть не менее жестока и не легче, чем любая другая война. 72 года назад мы победили фашизм. Сейчас наш враг – терроризм и экстремизм. Несмотря на статистически  небольшую долю преступности  в целом, акты терроризма  уносят огромное количество невинных жизней, одномоментно  внушают страх  и ужас жителям целой страны или даже мира, на долгое время дестабилизируют привычную жизнь, подрывают авторитет государственной власти и системы правоохраны, причиняют не проходящую боль тысячам людей. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.

Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями.

Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства)

Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма: 

политический

национальный

религиозный

  Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

  Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.

  Политический экстремизм – это движения или       течения против существующего конституционного строя.

  На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

Преступления экстремистской направленности.        

К преступлениям экстремистской направленности относятся:

публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организация экстремистского сообщества и т.д.

Проявления экстремистской деятельности

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

 Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).

Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди молодежи.

В семье, в школе должна создаваться атмосфера толерантности, уважения прав и свобод человека, стремление к согласию, к активному диалогу. терроризм и экстремизм – это большая, сложная проблема, для решения которой придется принимать серьезные меры на протяжении длительного периода, но в то же время порядок в этой сфере возможно навести лишь консолидированными усилиями, делая все возможное, чтобы подобное не повторилось нигде и никогда.

Обеспечение безопасности детей имеет важное значение. Главное правило – как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их даже самые маленькие, по вашему мнению, проблемы. Еще одно важнейшее правило: «Если вы хотите научить ребенка правилам безопасности, выполняйте их, прежде всего, сами».

Самым лучшим способом обучения является собственный пример;

Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать;

В экстремальных ситуациях преподавателям необходимо:

ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию образовательного учреждения,

установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи;

ежедневно обходить территории;

периодически проводить инспекции складских помещений;

тщательно подбирать и проверять кадры;

организовать и проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных происшествиях;

в случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД;

не стараться самостоятельно обезвредить взрывное устройство;

в случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.

При захвате людей в заложники необходимо:

незамедлительно сообщить о сложившейся ситуации в правоохранительные органы;

не вступать в переговоры с террористами по собственной инициативе;

принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, МЧС, автомашин скорой медицинской помощи;

по прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ и МВД оказать им помощь в получении интересующей их информации;

не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

В целях профилактики в школах района ведется работа по профилактике и противодействию экстремизму. Данная работа заключается в раннем выявлении и профилактике фактов пропаганды и предпосылок к возникновению экстремистских проявлений. Для этого в наших организациях образования реализуются программа и план мероприятий по профилактике и противодействию экстремизму.

Мероприятия по профилактике терроризма:

- Учебно-тренировочное занятие по обучению персонала навыкам безопасного поведения при угрозе совершения теракта - 2 раза в год

-Организация и проведение инструктажа персонала школы

- Организация и проведение инструктажа учащихся школы по правилам поведения при угрозе теракта

 -  Проведение разъяснительной работы среди родителей и учащихся

- Дежурство родительского патруля во время проведения вечеров, праздников, общешкольных мероприятий

- Оформление  стенда – уголка «Правила поведения при теракте»

Мероприятия по профилактике экстремизма среди учащихся

- Проведение дней родного языка, дней славянской письменности и культуры.

 - Проведение классных часов, направленных на профилактику экстремизма.

- Мониторинг уровня воспитанности учащихся .

- Проведение недели вежливости.

 - Проведение декады толерантности.

 - Проведение тематических недель «Отечество мое – Россия», по гражданско – патриотическому воспитанию.

 - Проведение тематического периода «За здоровый образ жизни», по спортивно – оздоровительному воспитанию.

- Контролирование посещаемости учащимися из проблемных семей уроков, спортивных секций, кружков.

- Проведение мероприятий направленных на исключение случаев национальной вражды, направленных на воспитание толерантности.

 - Оказание правовой и информационной помощи учащимся, родителям на классных часах классных и общешкольных родительских собраниях.

От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный заслон распространению экстремизма.