Профориентация в старшей школе: опыт, проблемы,решения.
Асанова Е.М., кл. рук 11а класса
В современном мире человеку очень трудно самоопределиться в профессиональном плане. Особенно тяжело это сделать выпускнику. Поиск профессионального пути – задача сложная и очень важная. Стоит посоветоваться с родителями, друзьями, знакомыми. Но советы других лишь отражают, как правило, их собственные желания и потребности. Выбор своего дальнейшего профессионального пути каждый должен сделать сам.
Система профориентационной работы классного руководителя включает взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива учреждения образования , учащихся и их родителей.
Главная задача профориентации заключается в том, чтобы через использование различных форм групповой и индивидуальной работы с учащимися подвести их к пониманию как социальной, так и личной значимости правильного выбора профессии, стимулировать проявление их собственной активности в профессиональном самоопределении.
Я , как и каждый классный руководитель, пытаюсь использовать в своей деятельности формы, которые заинтересуют учащихся и окажут на них положительное воздействие, помогут в их профессиональном выборе.
Профориентационная работа присутствует на каждом этапе обучения, начиная с начальной школы, а особенно важной она является, начиная с 9 класса, когда ученику необходимо сделать выбор: идти учиться в 10 класс или уже получать профессиональное образование.
После 9-го класса, как правило, уходят те дети, которые понимают, что учиться в 10 классе будет трудно. Но зачастую, под влиянием родителей, которые еще бояться отпускать детей во взрослую жизнь, такие ученики приходят получать среднее образование.
В прошлом году в 9В классе учились 25 человек. На сегодняшний день в 10А классе физико-математического и социально-гуманитарного профиля обучается 15 человек. В 10-11 классах вопрос выбора профессии стоит особенно остро.
Выбрать среди множества профессий ту единственную, которая будет нравиться, весьма сложно.
Если человек правильно выбрал для себя профессию, то это положительно скажется на всем. Такой человек спокойно может заняться самореализацией, потому что он будет выполнять любимую работу и это не будет его отягощать. А общество получит отличного специалиста в своем деле. Но, к сожалению, не всегда так получается. Зачастую молодые люди принимают неправильное решение в плане профессионального самоопределения. И это приводит к профессиональной неудовлетворенности.
Поэтому выбор профессии не должен происходить стихийно. В 9 и 10 классе мною, как классным руководителем, велась работа по следующим направлениям:
- профессиональное просвещение;
- профессиональная диагностика;
- профессиональная консультация
Профессиональное просвещение подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к индивидуальным особенностям личности, способах и путях приобретения профессии. Большое значение имеет также профессиональное просвещение родителей по проблеме выбора будущей профессии для своего ребенка.
Каждая профессия предусматривает конкретные требования к психологическим и физиологическим особенностям личности. Поэтому важным направлением профориентационной работы с учащимися является профессиональная диагностика, которую проводила школьный психолог Рубина И.В. Результаты диагностики помогут учащемуся верно сориентироваться в мире профессий, определить путь профессиональной деятельности, а также будут способствовать самоанализу и самопознанию.
Самой распространённой формой работы в деятельности классного руководителя является классный час.
Формы классного часа были разными: игры, викторины, тренинги, беседы, дискуссии, диспуты на темы профориентационной направленности.
По данному направлению, начиная с 9 класса, были проведены следующие классные часы: «Дороги, которые мы выбираем», «Кем быть? Каким быть?», «Все профессии важны - все профессии нужны» , «Мои жизненные планы», «Через профессию к успеху» .
Тематика классных часов была разнообразной, были и профориентационные. Запомнился классный час по теме «Профессия каждая - самая важная».
Я как классный руководитель и представитель своей профессии рассказывала ребятам о труде учителя, хотя они об этой профессии знают больше, чем о какой- либо другой.
Считаю, что, помимо классных часов, большую роль играет индивидуальная работа с учащимися. Мы много разговариваем с ребятами о том, что первоначально профессию можно получить и в колледже, например, а уже потом и в ВУЗе. Считаю важным эту работу, чтобы в случае неудачи ребенок не растерялся, не разочаровался.
Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации учащихся. Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Именно родители могут в большей мере помочь своим детям определить их возможности и интересы к определенной профессии. Многие учащиеся выбирают еще в детстве профессию своих родителей. Но не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения учащихся во многих случаях не совпадают.
На протяжении последних двух лет были проведены следующие тематические родительские собрания, направленные на профессиональное самоопределение учащихся:
«Роль семьи в профессиональном определении подростков», «Профессии, которые выбирают наши дети», «Влияние семейных трудовых традиций на выбор профессии старшеклассникам.
Также велась индивидуальная работа с родителями по данному направлению.
Профессиональная ориентация - процесс сложный. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его желаниям, способностям и стремлениям.
Модуль «Профориентация» 9-10 класс
На сайте PROFSTORIES зарегистрировалось 7 человек
Мастер класс по профессиям в БПТ (ноябрь- 4 человека, автомеханики)
«Единый областной День выбора профессии» (апрель),
Онлайн интерактивный урок «Мотиватор выбора профессий» (апрель),
«Шоу профессий»: модельер, сварщик (апрель),
«Профессиональные пробы» Берёзовской Политехнический техникум (апрель, 24 чел.)
-Анкета Всероссийское исследование по профориентации в 8-11 классе (11.11.23)
-Социологическое исследование «Профессиональное самоопределение» -.Выявление интереса школьников к вузам Кузбасса (24 апреля)
-Экскурсия в ВГСЧ (Военизированную Горно-спасательную часть)
-Научно-популярный маршрут «Путь к успеху» (17-19 октября, знакомство с вузами г.Кемерово)
-Онлайн-викторина «Космические дали» на портале «Профориентир»,
На сайте Билет в будущее зарегистрировано 15 человек
На сайте Большая перемена зарегистрировано 15 чел
Текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:
Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.
Отсутствие навыков
определения
своих
личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.
Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.
Н
еобходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.
Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.
Отсутствие постоянно дейс
твующей
программы для знакомства с
разнообразными специальностями и рынком труда.
На следующий год продолжим разговор о профессиях. Надеемся, что экскурсии на предприятия нам помогут определиться с выбором будущего.