ГБПОУ Белебеевкий гуманитарно-технический колледж

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. педагогическим отделением

____________ Ахметгалиева Л.Т.

«____»________ _______2023 г.

Программа

промежуточной аттестации

(экзамен)

по дисциплине «Литература»

для 1 курса групп К-22, Д-22

(2 семестр)

Специальности 440201 Дошкольное образование

440205 Коррекционная педагогика в начальном образовании

2022 - 2023 учебный год

Преподаватель: _________ Бакирова Л.В.

Председатель ЦК:________ Бакирова Л.В.

Протокол __ от « » ________ 2023 г.

2. Тематическая структура

Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке в ходе ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

В результате промежуточной аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих усвоенных знаний и освоенных умений:

Знания и умения, которые возможно сгруппировать для проверки

Показатели оценки результата

Умения:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- пересказ художественного текста;

- анализ произведений

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-устный ответ на экзамене

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста

- определять род и жанр произведения;

- анализ художественного текста

- сопоставлять литературные произведения;

- сравнительный анализ произведений

- выявлять авторскую позицию;

- ответ на поставленный вопрос

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- устный ответ обучающихся

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

- устный ответ обучающихся на поставленный вопрос;

- составление библиографических сведений по творчеству писателя;

–– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями при подготовке к экзамену (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- участие в дискуссии по поставленной проблеме на экзамене;

- внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста);

Знания:

- образную природу словесного искусства;

- владеть литературоведческими понятиями при ответе на вопрос;

- работа с литературоведческими словарями при подготовке к экзамену;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

- устный ответ обучающихся на поставленный вопрос;

- составление библиографических сведений по творчеству писателя;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- беседа с обучающимся при ответе на вопрос;

- беседа с обучающимися по прочитанному тексту;

- основные теоретико-литературные понятия

- владеть литературоведческими понятиями при ответе на вопрос;

- работа с литературоведческими словарями при подготовке к экзамену

Наименование разделов и тем

Введение.

Раздел 1. Развитие русской литература и культуры в1 половине Х1Х в.

Тема 1.1 Романтизм

Тема 1.2. А. С. Пушкин

Тема 1.3. М. Ю. Лермонтов

Тема 1.4. Н. В. Гоголь

Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине 19 в.

Тема 2.1.Обзор русской литературы 2-ой половины 19 в.

Тема 2.2. А.Н.Островский

Тема 2.3. И.А.Гончаров

Тема 2.4. И.С.Тургенев

Тема 2.5 Н.Г.Чернышевский

Тема 2.6. Н.С.Лесков

Тема 2.7. М.Е. Салтыков – Щедрин

Тема 2.8.Ф.М.Достоевский

Тема 2.9. Л.Н.Толстой

Тема 2.10.А.П.Чехов

Тема 2.11.Поэзия 2-ой половины 19 в.

Тема 2.12. Ф.И.Тютчев

Тема 2.13. А.А.Фет

Тема 2.14. А.К.Толстой

Тема 2.15. Н.А.Некрасов

Раздел 3. Зарубежная литература (обзор)

Раздел 4. Русская литература на рубеже веков

Тема 4.1 Особенности развития литературы и других видов искусства в начале 20 века

Тема 4.2. И.А.Бунин

Тема 4.3. А.И.Куприн

Раздел 5. Поэзия начала XX века

Тема 5.1. Серебряный век русской поэзии

Тема 5.2. Символизм. Акмеизм.

Тема 5.3. Футуризм. Новокрестьянская поэзия.

Тема 5.4. А.М.Горький

Тема 5.5. А.А.Блок

Раздел 6. Особенности развития литературы 20-х годов

Тема 6.1.Литературный процесс 20-х г.

Тема 6.2. В.В.Маяковский

Тема 6.3. С.А.Есенин

Тема 6.4. А.Фадеев

Раздел 7. Особенности развития литературы 30 -х – начала 40-х годов (обзор)

Тема 7.1. Единство и многообразие русской литературы

Тема 7.2. М.И.Цветаева

Тема 7.3. О.Э.Мандельштам

Тема 7.4. А.П.Платонов

Тема 7.5. И.Э.Бабель

Тема 7.6. М.А.Булгаков

Тема 7.7. А.Н.Толстой

Тема 7.7. М.А.Шолохов

Раздел 8. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 8.1.Поэзия Великой Отечественной войны

Тема 8.2. Публицистика и проза Великой Отечественной войны

Тема 8.3. Драматургия Великой Отечественной войны

Тема 8.4. Произведения первых послевоенных лет

Тема 8.5. А.А.Ахматова

Тема 8.6. Б.Л.Пастернак

Тема 8.7. Н.А.Заболоцкий

Тема 8.8. А.Т.Твардовский

Раздел 9. Особенности развития литературы 50–80-х годов.

Тема 10.1. Новые тенденции в литературе

Тема 9.2. Новое осмысление проблемы человека на войне

Тема 9.3. Поэзия 60-х годов.

Тема 9.4. «Городская проза»

Тема 9.4. «Городская проза»

Тема 9.6 Драматургия

Тема 9.7. Развитие прозы

Тема 9.8. Авторская песня

Раздел 10. Русское литературное зарубежье 1920 – 1990 (три волны эмиграции)

Раздел 11. Особенности развития литературы конца 1980 – 2000 годов последних лет

Раздел 12. Зарубежная литература (обзор)

Содержание экзаменационных заданий

Форма проведения - устная (ответы на вопросы билетов: 1 вопрос – теоретический, 2 вопрос – практическое задание).

Экзамен включает проверку теоретических знаний и практических умений студентов.

Время выполнения задания - 30 мин.

Инструкция к выполнению:

Внимательно прочитайте задания и подготовьте ответ на поставленный вопрос. Выполните практическое задание. Вы можете воспользоваться хрестоматиями, сборниками произведений.

Сообщите преподавателю о готовности выполнения задания. Ждите приглашения для ответа.

Теоретические вопросы

А.Н.Островский

. Социально-культурная новизна драматургии.

И.А.Гончаров

.

«Обломов». Творческая история романа.

И.С.Тургенев

. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.

М.Е.Салтыков

- Щедрин. Проблематика и поэтика сказок.

Ф.М.Достоевский

. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

Л.Н.Толстой

. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

А.П.Чехов

. Новаторство Чехова. Периодизация творчества.

Н.А.Некрасов

.

Жанровое и тематическое своеобразие лирики.

И.А.Бунин

. Жанровое и тематическое своеобразие творчества

И.А.Бунина

.

А.И.Куприн

. Тематика творчества.

Серебряный век - «русский ренессанс». Основные направления.

А.М.Горький

.

Тематика и проблематика романтического творчества. Социально-философская пьеса «На дне».

А.А.Блок

. Темы и

образы лирики

.

В.В.Маяковский

. Поэтическая

новизна лирики

. Тематика творчества.

С.А. Есенин

.

Тематика творчества. Художественное своеобразие.

М.А.Булгаков

.

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

М.А.Шолохов

. «Тихий Дон». Своеобразие жанра. Особенности композиции.

Поэзия Великой Отечественной войны.

Проза Великой Отечественной войны.

Новое осмысление

проблемы человека на войне (на основе 2 произведений на выбор).

А.А.Ахматова

. Жизненный и творческий путь.

А.Т.Твардовский

. Жанровое и тематическое своеобразие творчества.

Поэзия 60-х годов. Основные направления.

«Городская проза».

Ю.В. Трифонов.

Повесть

«Обмен».

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьян

ства (на примере творчества одного из писателей).

А.И.

Солженицын

.

Свое

образие раскрытия «лагерной» темы.

Русское литературное зарубежье 20–90-х годов.

Практические задания

П

родемонстрировать

в

ыразительное чтение

стихотворения А.С.

Пушкина

наизусть

(на выбор).

Продемонстрировать

в

ыразительное чтение

стихотворения

М.Ю.

Лермонтова

наизусть

(на выбор).

«Луч света в темном царстве».

Дать характеристику о

браз

а

Катерины в драме А.Н.

Островского «Гроза».

Штольц и Обломов.

Дать с

равнительн

ую

характеристик

у

героев романа И.А.

Гончарова «Обломов».

Дать характеристику о

браз

а

Базарова в романе И.С.

Тургенева «Отцы и дети».

Раскрыть а

вторское отношение к герою.

Дать х

арактеристик

у

Ивана Флягина (Н.С.

Лесков «Очарованный странник»).

Раскрыть о

браз Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского. «Лик мира сего».

Дать характеристику о

браз

а

Р.

Раскольникова в романе Ф.

Достоевского «Преступление и наказание».

Дать характеристику о

браз

а

С.

Мармеладовой в

романе Ф.

Достоевского «Преступление и наказание».

Показать д

уховные искания А.

Болконского (по роману Л.Н.

Толстого «Война и мир»).

Показать д

уховные

искания П.

Безухова (по роману Л.Н.

Толстого «Война и мир»).

Дать характеристику о

браз

а

Н.

Ростовой (по роману Л.Н.

Толстого «Война и мир»).

Продемонстрировать

в

ыразительное чтение

наизусть

стихотворения Ф.И.

Тютчева (на выбор).

Продемонстрировать

в

ыразительное чтение

наизусть

стихотворения

А.А.

Фета (на выбор).

Продемонстрировать

в

ыразительное чтение

наизусть

стихотворения

А.Н.

Некрасова (на выбор).

Раскрыть м

ногообразие крестьянских типов.

Охарактеризовать о

браз женщины в поэме Н.А.

Некрасова «

Кому на Руси жить хорошо».

Продемонстрировать

в

ыразительное чтение

наизусть

стихотворения

А.А.

Блока (на выбор).

Продемонстрировать

в

ыразительное чтение

наизусть

стихотворения

В.В.

Маяковского (на выбор).

Продемонстрировать

в

ыразительное чтение

наизусть

стихотворения

С.А.

Есенина (на выбор).

Продемонстрировать

в

ыразительное чтение

наизусть

стихотворения

М.И.

Цветаевой (на выбор).

Дать характеристику о

браз

а

Г. Мелехова.

Показать т

рагеди

ю

человека из народа в поворотный момент

истории (

по роману

М.А.Шолохова

«Тихий Дон»).

Охарактеризовать ж

енские

образы

, раскрыть тему л

юб

ви

на страницах романа М.А.

Шолохова «Тихий Дон».

Продемонстрировать

в

ыразительное чтение

наизусть

стихотворения

А.А.

Ахматовой (на выбор).

Продемонстрировать

в

ыразительное чтение

наизусть

стихотворения

о Великой Отечественной войне (на выбор).

Раскрыть т

рагеди

ю

народа и поэта

в п

оэм

е

А.А. Ахматовой «Реквием».

Дать х

арактеристик

у

«чудика» В.М. Шукшина (на примере одного из рассказов).

Дать характеристику о

браз

а

Матрены как характерно

го

воплощени

я

народного типа, крестьянской судьбы по рассказу А.И.

Солженицына

«Матренин двор».

5. Перечень наглядных пособий, оборудования, материалов справочного характера, нормативных документов, разрешенных к использованию на экзамене.

1. Русская литература ХIХ века. 10 кл. Хрестоматия худож. произведений. В 2 ч./ Сост. В.П.Журавлев. – М.: Просвещение, 2018

2. Русская литература ХХ века.11кл.: Хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ Под ред. Ю.И. Лыссого. – М.: Мнемозина, 2017

Литература

Агеносов

В.В., Безносов Э.Л., Выгон Н.С: Литература. 11 класс. Углубленный Уровень. Учебник в 2-х частях - М., 2017

Архангельский А.Н., Кучерская М.А., Бак Д.П.: Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровни. В 2-х частях – М., 2020

Егорова И.В., Поурочные разработки по русской литературе 20 века. – М., 2017

Егорова Н.В., Золотарева И.В. и др. «Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс (в 2-х частях)». - М., 2018

Журавлёв В.П. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2016

Золотарева И.В., Михайлова Т.И., Поурочные разработки по русской литературе 19

века.-

М., 2016

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2005.

История русской литературы последней трети XIX века в 2 ч. Часть

1 :

учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Аношкина [и др.] ; под редакцией В. Н. 

Аношкиной

, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. — М., 2019. 

Крутецкая

В.А. «Литература в таблицах и схемах. 11 класс». - С-П, 2020

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10

кл

. – М., 2018

Литература.  

Под ред.

Обернихиной

Г.А.-

М., 2017.

Обернихина

Г.А. Литература. В двух частях. – М.

, 2017

Островский С.Л. «Как сделать презентацию?». М., 2016

Русская литература XIX в. (ч. 1,

2 )

. 10

кл

. – М., 2019

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11

кл

./

Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2018

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2017.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11

кл

. / Под ред. В.П. Журавлева. – М., 2018

Соколов А.Г.

История русской литературы XIX–XX века. – М., 2015.

Сухих И.Н. «Литература XX века». Учебник для 11 класса (базовый уровень) в 2-частях. - М., 2019

Сухих И.Н. «Литература XX века». Практикум для 11 класса (базовый уровень). М.: «Академия», 2019

Сухих И.Н. «Литература в 11 классе (базовый уровень)». Книга для учителя. М.: «Академия», 2018

Тимина С.И.

Русская проза конца ХХ в. – М., 2015.

6. Критерии оценивания

Теоретические вопросы и практические задания

«5» - экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на поставленный вопрос, показывает высокий уровень владения теоретическим материалом; анализируемый текст рассматривается полно и обоснованно, достаточно разносторонне (цитаты и комментарии, краткий пересказ, разного рода ссылки на текст);

«4» - экзаменуемый отвечает на вопрос неполно, но обнаруживает достаточный уровень владения теоретическим материалом, при этом допускает отдельные неточности; анализируемый текст рассматривается не полно, представлены отдельные случаи привлечения текста;

«3» - экзаменуемый отвечает на вопрос поверхностно, неточно, не обнаруживает достаточного уровня владения теоретическим материалом, анализируемый текст представлен только как пересказ содержания;

«2» - экзаменуемый не отвечает на вопрос или дает ответ, который содержательно не соотносится с данным заданием, анализа текста не обнаруживается, суждения текста не обосновывается.

Выразительное чтение текстов

«5» - экзаменуемый демонстрирует полное владение средствами выразительности (техника речи, интонация, невербальные средства)

«4» - экзаменуемый демонстрирует достаточно полное владение, средствами выразительности, допуская 1 – 2 ошибки;

«3» - экзаменуемый демонстрирует знание текста, но при этом допускает ошибки в использовании выразительных средств;

«2» - экзаменуемый не владеет средствами выразительности и допускает ошибки в знании текста.