Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к
книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения
как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация
информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием
потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и
социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве
результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном
государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной
цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание
себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности
как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках
различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству,
осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
 Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
 Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
 Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
 Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
 Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
 Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
 Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
 Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
 Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
 Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом).
 В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Выпускник научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять
главную тему, общую цель или назначение текста;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и
общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
 объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
 находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
 решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
 ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
 выделять главную и избыточную информацию;
 прогнозировать последовательность изложения идей текста;
 сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
 выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
 формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
 выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых
средств и структуры текста);
 критически относиться к рекламной информации;
 находить способы проверки противоречивой информации;
 определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Аспекты читательской грамотности» в 9 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.
Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Содержание программы
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации
Типы текстов: текст-аргументация.
Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
Итоговый контроль.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных
действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
 Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.