Психологические аспекты организации работы тренера с родителями занимающихся детей на этапе начальной подготовки в тхэквондо 

   
Автор: Черепанова Яна Владимировна, тренер-преподаватель СШОР г. Нижневартовска 

Ежегодно в спортивные школы приходят заниматься тысячи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Федеральный образовательный стандарт спортивной подготовки предусматривает минимальный возраст занимающихся. Спортивные школы имеют свои традиции и оценки среди населения муниципалитета г. Нижневартовск. Вид спорта тхэквондо стал популярен в ХМАО Югре после победы в 2021 году спортсмена Храмцова Максима из г. Нижневартовска на Олимпийских Играх в Токио Япония. До этого с 2008 года тхэквондо на уровне групп спортивного оздоровления и групп начальной подготовки имело место быть в г. Нижневартовске и в Автономном округе ХМАО Югра. В 2009 году по приглашению администрации г. Нижневартовска в спортивную школу Олимпийского резерва приехал работать Заслуженный тренер России Головихин Евгений Васильевич. Имею полную поддержку администрации города он создал систему спорта тхэквондо, одно из звеньев которой было психологическая составляющая организации работы тренера, родителей и спортсменов. Было проведено ряд спортивно-массовых мероприятий, где просматривались и отбирались способные и талантливые дети, для дальнейших занятий олимпийским тхэквондо. 
На начальном этапе отбора талантливых детей, была заметна тема отдаленности от спорта и необходимых составляющих спортивного процесса родителей. Имея достаточный опыт работы тренера Головихина Евгения родителям доводились перспективы спортивного будущего, это попадание в сборную команду России с возможностью отбора на Олимпийские Игры с дальнейшим участием в Олимпиаде. Данная информация сложно воспринималась родителями. Так как в городе Нижневартовске за всё время работы отделения тхэквондо был подготовлен один мастер спорта. На сегодня после реализации спортивной программы 2009 года спортсмены из города Нижневартовска в количестве 11 человек из 16 отобранных для вошли в состав сборной команды России, с победами на Олимпийских Играх, Чемпионате Мира, Первенстве Мира, Первенстве Европы, Чемпионатах и Первенствах России. Выполнили нормативы ЗМС, МСМК, МС. И продолжают тренироваться, но ряду причин выехали в другие регионы России.  
В 21 веке всё наше время порой расписано по минутам. Работа, проблемы, быт и даже отдых. В воспитании своих детей времени хватает максимум на проверку домашнего задания перед сном. Поэтому у многих родителей для контроля занятий спортом всего лишь ежедневный вопрос ?как дела на тренировке?? со стандартным ответом ?всё нормально!?.
   Многолетний опыт тренерской деятельности показывает, что дети, чьи родители не вникают в спортивное образование своих детей, практически с самого начала занятий в спортивной школе, начинают отставать внутри своей группы. Причем основными проблемами являются не только отставание от других ребят из-за неуспеваемости, но и проблемы в дисциплине. Если своевременно не принять меры ребёнок потеряет интерес к занятию данным видом спорта и скорее всего бросит секцию. 
 И здесь важную роль играет работа тренера-преподавателя с родителями таких детей. Не все взрослые люди, становясь родителями, сразу становятся хорошими психологами в своих отношениях с детьми, поэтому и им нужна помощь и поддержка. Опыт показывает, что решение таких проблем, на начальном этапе тренировочного процесса, достаточно несложное дело и в большинстве случаев решается довольно-таки быстро. Тренер, познакомившись со своими воспитанниками, выявляет детей, с которыми нужна дополнительная психологическая работа со стороны родителей, а для этого нужно будет провести работу и с самими папами и мамами. 
Перечислю основные проблемы, которые возникают в педагогическом взаимодействии:
Недостаточный жизненный опыт ребёнка.
Слабый уровень физического развития.
Низкий ресурс двигательной активности.
Отсутствия навыков дисциплины и самодисциплины.
Отсутствие положительного спортивного примера в семье.
Между детьми ценностью в общении может играть асоциальной поведение.
Низкий уровень материального обеспечения в семье.
Возможные конфликты во время тренировок и в раздевалке.
Вредные привычки.
В самом начале спортивного пути проводим первое родительское собрание - первый серьёзный этап взаимодействия с родителями. Тренеру очень важно уважительно расположить мам и пап к выбранному виду спорта и к себе, как к педагогу предстоящей многолетней работы с их детьми. Если тренер на собрании ведёт себя уверенно, спокойно, открыто, если он показывает свою компетентность в своей работе, отвечает свободно на все вопросы и показывает свою заинтересованность в том, чтобы каждый ребёнок добился успеха, то он сможет быстро расположить их к себе. А значит дальнейшая работа с родителями будет проходить гораздо проще.
   Следующий этап – это индивидуальная работа с родителями. Зачастую отдав детей в секцию, многие родители облегчённо выдыхают, сын или дочь заняты делом, реальным, а не виртуальным, и находятся в надёжных руках. Что ещё нужно!? Это в корне не правильная позиция. Дети ещё маленькие, психологически неустойчивые. А тут новый наставник, коллектив и весьма нелёгкая работа. Да и порой получается далеко не всё. Самыми близкими и родными людьми для ребят являются родители и поэтому никто не заменит, в первую очередь, их поддержки. Тренер, как специалист в своей области, индивидуально общаясь с родителями ребят, старается объяснить им порядок общения с детьми по всем вопросам, связанными с занятием спортом. Родителям важно быть осведомлёнными. К примеру, если ребёнок начинает заниматься тхэквондо, мама и папа с самого начала должны знать хотя бы основы избранного вида спорта: соревновательные разделы – керуги и пумсе, технические действия, правила соревнований, термины и т.п. Далее, навыки ребёнка будут расти и осведомлённость родителей должна также повышаться. Спорт тхэквондо должен стать семейной ценностью. Обсуждаться, анализироваться, изучаться. Родители и дети должны разговаривать по спортивным вопросам на одном языке. Придя домой, после неудачной тренировки, ребёнок не остаётся один на один со своими проблемами, родители и расспросят, и посочувствуют, и успокоят, и подбодрят, и настроят на дальнейшую работу.  Если так и происходит каждый ребёнок гораздо легче справляется с трудностями, быстрее исправляет свои ошибки и не отстаёт в изучении техники, а это важнейший этап на начальной стадии спортивной подготовки. До этого при работе с родителями тренер обрисовал картину возможных эмоций и профилактических действий. 
Серьёзная проблема – это недисциплинированность детей. Как правило все в детстве непоседы, но придя в школу и устроившись в спортивную секцию, детей необходимо ставить в определённые рамки. К сожалению, в последнее время они стали более избалованными, это связано и с загруженностью родителей и, как следствие, нехваткой времени на воспитание. В отсутствии необходимости загружать детей большим количеством домашней работы. Ну и немалый фактор, это обеспеченность родителей, в своём большинстве, что позволяет удовлетворять практически все их желания. Отсюда проблемы в поведении с малых лет. Не редко я вижу такую картину, не справляясь со своими детьми, родители отдают своё чадо к заведомо строгому тренеру в надежде, что он сможет перевоспитать озорника. Это заблуждение. Родители всегда будут для детей главным образцом и воспитателями, и если они всё разрешают, то никто ситуацию не изменит. Поэтому чтобы предотвратить проблемы в школе и в спортивной секции, нужно заниматься вопросами дисциплины в семье с малых лет. У тренера свои разрешённые методы воспитания непослушных детей, и как правило, абсолютное большинство хулиганов достаточно быстро привыкают к установленным правилам. Но всегда есть исключения. Дети, которые привыкли к вседозволенности, не только очень часто отвлекают тренера, но и мешают всей группе заниматься делом. Очень важно решение таких проблем не затягивать. Необходимо привлекать родителей, сначала разговорами с ними, затем личным присутствием их на тренировке. Главное нужно помнить, что какой бы не был трудный ребёнок, взрослые всегда умнее и при определённой настойчивости в состоянии переломить ситуацию в свою пользу. Конечно, все дети разные, одним достаточно объяснить, что так вести себя нельзя, на других повысить голос, третьих ограничить в чём то, и т.д. и т.п.
Когда на начальном этапе все проблемы, совместно с помощью родителей решены, выигрывают все!!! Дети начинают всесторонне развиваться, привыкать к работе и терпению, побеждать. Тренеру гораздо спокойнее работать и сосредоточенно вести ребят к успеху. Родителям, просто радоваться достижениям своих детей, появляются поводы заслуженного поощрения.