УДК 373.2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Окулич О. В. 
Проблемы эффективной организации системы дошкольного воспитания и образования в условиях активного функционирования сети муниципальных детских садов приобретают особенную актуальность в современной российской педагогике, особенно на фоне заметного подъема рождаемости, происходящего на протяжении последних полутора десятилетий. Многие специализированные работы педагогов – теоретиков и методистов – посвящены этой в высшей степени актуальной теме. Современному дошкольному образовательному учреждению нашей страны нужен образованный, интересный и талантливый специалист, владеющий новейшими достижениями в области культуры и современными методами обучения. Профессия воспитателя является по сути своей творческой и, несомненно, требует креативных подходов в работе. Поэтому курсы повышения психолого-педагогического мастерства должны стать весьма полезными для педагогов-практиков. При этом необходимо делать основной акцент на углубленную проработку конкретных психологических методик взаимодействия с воспитанниками соответственно их возрастной дифференциации. 
На основании проведенного анализа делается вывод о настоятельной необходимости всестороннего совершенствования целостной системы подготовки специализированных педагогических кадров для дальнейшей творческой и инновационной работы в рамках многочисленных и разнообразных дошкольных образовательных учреждений.    
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, педагог-воспитатель, психолого-педагогические методики, комплексный воспитательно-образовательный процесс.   

К числу приоритетных направлений в деятельности системы образования Российской Федерации в современных условиях относится планомерная работа по формированию разносторонне и гармонически развитой личности, развитию ее интеллектуального и духовного потенциала, а также обеспечение максимально полной социализации каждого обучаемого и воспитуемого в целях активного приобщения его к жизни своей страны и народа [1]. Вся система российской педагогической науки и практики в целом непрерывно развивается, постоянно стремясь к теоретическому обоснованию и эмпирической выработке новых, эффективных и действенных подходов к совершенствованию всех этапов воспитания и образования ребенка и подростка, начиная с дошкольного периода и вплоть до выпускных классов школы [2]. Это в полной мере оправдано, поскольку именно в раннем возрасте имеется максимальный объем возможностей для успешного осуществления педагогического сопровождения формирующегося человека, постепенной планомерной подготовки его к вступлению в предстоящую взрослую жизнь [3].       
Исходя из нашего собственного педагогического опыта, мы можем со всем основанием утверждать, что внутренний воспитательно-образовательный потенциал работы с детьми в рамках детского сада до сих пор, к большому сожалению, используется в недостаточно полной мере. Мы убеждены в том, что на первый план должна более активно выступить не только организационная, но и психолого-педагогическая функция системы взаимодействия с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Иными словами, задача воспитателя должна, по нашему убеждению, заключаться в том, чтобы педагогическая среда детского сада приобретала характер своего рода творческой лаборатории, в которой дети могли бы развивать присущие им творческие способности и укреплять навыки активной созидательной деятельности [4].
В таком контексте ключевым критерием педагогики развития должно быть понятие самосовершенствования воспитанника, а универсальным средством такого самосовершенствования призвана стать вся система педагогического воздействия, а точнее – взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Разумеется, что для успешного достижения поставленной задачи этот процесс должен иметь взаимонаправленный характер, поскольку односторонние усилия не смогут в данном случае обеспечить искомый результат.
Главной целью психолого-педагогической деятельности воспитателя в дошкольном образовательно учреждении является всемерное стимулирование индивидуальной творческой активности, которая особенно ярко проявляется именно в детском возрасте, когда формирующаяся личность ищет возможности самовыражения, в том числе и посредством спонтанной пробы сил и экспериментирования в творческой и эмпирической областях [5].
При этом желательно, чтобы акцент делался на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности. Таким образом, осуществляемая воспитательная работа должна быть нацелена на получение и закрепление определенных навыков детьми путем индивидуальной и совместной деятельности различной направленности. 
Основой комплекса педагогических приемов в работе с детьми дошкольного возраста должны служить психолого-педагогические принципы, сформулированные выдающимся отечественным ученым Л.?С.?Рубинштейном, проницательно указавшим на комплексный характер воспитательной деятельности педагога. По его обоснованному мнению, истинной целью педагога, стоящего на высоте своего профессионального призвания, должно быть не просто стремление привести поведение воспитанника к одному лишь формальному соответствию требованиям общества, то есть не только сугубо внешнее приспособление его к условиям окружающей социальной среды, а, прежде всего, активное формирование у воспитанника внутренней целеустремленности, раскрытие его творческого созидательного потенциала, полноценное развитие человеческой личности во всех аспектах ее социально желательного проявления [6]. 
Мы совершенно согласны с авторитетным мнением корифея отечественной педагогики и также вслед за ним считаем, что педагог должен в первую очередь заботиться о том, чтобы воспитанник непрерывно и последовательно рос в личностном плане, свободно реализовывал свою потребность в саморазвитии и имел возможность в максимально полной мере удовлетворять эту потребность путем активного и сознательного соучастия в воспитательно-образовательном процессе, осуществляемом под руководством опытного, знающего и чуткого педагога, уважающего в своем воспитаннике личность и стремящегося создать условия, которые способствовали бы беспрепятственному и полномасштабному раскрытию духовно-нравственного и интеллектуально-волевого потенциала формирующейся личности.   
Ведущую роль в педагогическом взаимодействии с детьми играет, безусловно, сам воспитатель. Однако весьма существенным моментом при этом является то обстоятельство, что педагог в данной ситуации выступает не в традиционной роли авторитетного взрослого с преобладающим монологическим типом общения с аудиторией, а в качестве старшего наставника, опытного тренера, лидирующего партнера, отношения которого с детьми строятся в гораздо большей степени в диалогическом ключе, через обмен мнениями, совместные рассуждения, ответы на вопросы, активное участие в коллективных проектах и начинаниях. Иными словами, при таком типе педагогического взаимодействия не только воспитатель учит детей, но и они сами способны многому взаимно научить своего воспитателя. Это лучше всего достигается путем бесед, причем желательно, чтобы темы для такого общения не навязывались воспитателем, а подсказывались воспитанниками. Только при таком равенстве инициатив возможно достижение более высокой степени доверия и взаимопонимания, что, несомненно, будет способствовать усилению конструктивного характера педагогической работы. Кроме того, при этом попутно будет выполнена еще одна немаловажная психолого-педагогическая задача: атмосфера раскрепощенности, свободы и доброжелательного отношения со стороны старших будет способствовать развитию коммуникативных навыков у детей, повысит культуру их общения и, как следствие, поможет в дальнейшем их более полной и успешной социализации, взаимодействию в коллективе и, как следствие, самоутверждению в окружающем мире [7]. 
Надо ясно отдавать себе отчет в том, что большинство потенциально возникающих психологических проблем коренятся не в воспитанниках, а в личности их педагога-наставника. Нужно находиться в постоянном поиске педагогических идей, приемов, думать, как надо поступать в каждой конкретной ситуации, чтобы тебя понимали и принимали дети.  Методическая работа призвана помочь найти ответы на вопросы и проблемы, которые могут возникать ежедневно у любого воспитателя, уже опытного или только еще начинающего свой трудовой путь. Такая научно-практическая работа обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства, неуклонный и поступательный личностный рост. Только вести ее необходимо планомерно, последовательно и регулярно. 
Следовательно, единый воспитательно-образовательный процесс, представляющий собой целый комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленных на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, должен протекать в соответствующей возрасту дошкольников обстановке и быть наполнен игровыми приемами и средствами досугового времяпровождения. Данное условие  отражает  возрастную специфику контингента воспитанников и четко соотносится с одним из основополагающих принципов педагогической науки, согласно которому развитие личности должно осуществляться путем активной самостоятельной деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности и приоритетно значимых для нее, поскольку именно субъективные потребности выступают в качестве предпосылки активизации деятельности личности и служат наиболее сильным стимулом ее развития. 
Как известно, одним из способов наиболее эффективного осуществления педагогического процесса является профессиональная саморефлексия. Она помогает увидеть качество и технологию своей работы. В ежедневном режиме необходимо тщательно анализировать возникающие ощущения воспитанников от проведенного дня в детском саду и, опираясь на эти результаты, строить конкретные планы на следующий день. Пожелания и интересы детей должны обязательно учитываться при планировании педагогической деятельности на ближайшее время, а также в среднесрочной перспективе.
Кроме того, значимым компонентом успешной и эффективной педагогической деятельности всегда была и продолжает оставаться методическая работа, которая занимает особое место, так как способствует активизации личностного роста педагога-воспитателя, развитию его творческой деятельности. Все формы методической работы должны быть направлены на повышение мастерства и самообразование воспитателя, на поиск инновационных методов, идей и практических приемов. Ведь если ты не принимаешь какие-то изменения, а жизнь меняется, не привносишь в свою деятельность чего-то нового, то постепенно становишься архаичным, неинтересным в профессиональном плане, и дети тебя не поймут, не услышат. 
Еще одной весьма немаловажной составляющей воспитательной практики можно считать проведение с детьми опытно-экспериментальной деятельности, которая развивает у дошкольников диалектическое мышление и помогает воспитанникам прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями. Для наилучшей адаптации к исходному уровню подготовленности такие эмпирические опыты целесообразнее всего осуществлять преимущественно в форме веселых фокусов, игровых заданий, командных состязаний, направленных не только на рекреацию, но и на элементы обучения, в соответствии с методикой: играя – научаться.
Нельзя забывать и о том, что реальная забота о душевном равновесии каждого ребенка, его чувствах, переживаниях, настроении тоже являются важнейшим условием успешного развития и воспитания дошкольника. Поэтому в арсенале педагога-воспитателя должны постоянно присутствовать самые разнообразные игры, направленные на релаксацию, на гармонизацию психологического состояния воспитанника. Безусловно, что, учитывая возрастную специфику дошкольников, необходимо в максимальной мере учитывать императивную потребность детей в разнообразной игровой деятельности и предоставлять им возможность удовлетворить эту потребность в различных по содержанию развивающих, воспитывающих и развлекательно-рекреативных игровых формах деятельности. В целях наиболее полного использования игрового компонента полезно внедрять в распорядок дня несколько типов игр, чередующихся друг с другом и служащих взаимным дополнением. 
Накопленный нами практический опыт позволяет сделать обоснованное заключение о том, что воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении является важным фактором, обеспечивающим процесс развития личности ребенка, способствуя его социализации, постепенному приобщению к культурным ценностям и выработке устойчивых навыков самостоятельной творческой деятельности. 
Список литературы
1.??Абубакирова,?Р.Ж.??Концептуальные подходы к обучению детей предшкольного возраста [Текст] / Р.Ж.?Абубакирова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – №?3(19). – С.?70–71. 
2.??Антонов,?А.А.??Современные тенденции дошкольного образования [Текст] / А.А.?Антонов // Вестник Балтийского федерального университета им. И.?Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. – 2010. – Вып.?11. – С.?22–27.  
3.??Лашкова,?Л.Л.??Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования [Текст] / Л.Л.?Лашкова// Концепт: Научно-методический электронный журнал. – 2013. – Спецвыпуск №?6. [Электронный?ресурс]. – Режим доступа: http://e-concept.ru/2013/13556.htm. –  Дата обращения: 17.04.2023.  
4.??Окулич,?О.В.??Специфика применения комплекса педагогических приемов в работе с дошкольниками с учетом федеральных государственных требований [Текст] / О.В.?Окулич // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2013. – №?10. – С.?184–191.
5.??Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. В?2?кн. Кн.?2. [Текст] / И.П.?Подласый. – М.: Владос, 2000. – 256?с.  
6.??Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В?2?т. Т.?2. [Текст] / С.Л.?Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 323?с.  
7.??Ямбург,?Е.А.??Трудный, но необходимый разговор. О разработке стратегии развития воспитания в Российской Федерации [Текст] / Е.А.?Ямбург // Народное образование. – 2019. – №?4. – С. 177–189. 
 
References 
1. Abubakirova, R.Zh. Kontseptual'nyye podkhody k obucheniyu detey predshkol'nogo vozrasta [Tekst] / R.ZH. Abubakirova // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. – 2013. – № 3(19). – S. 70–71. 
2. Antonov, A.A. Sovremennyye tendentsii doshkol'nogo obrazovaniya [Tekst] / A.A. Antonov // Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Ser.: Filologiya, pedagogika, psikhologiya. – 2010. – Vyp. 11. – S. 22–27. 
3. Lashkova, L.L. Problemy i perspektivy razvitiya sistemy doshkol'nogo obrazovaniya [Tekst] / L.L. Lashkova// Kontsept: Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal. – 2013. – Spetsvypusk № 6. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://e-concept.ru/2013/13556.htm. – Data obrashcheniya: 17.04.2023. 
4. Okulich, O.V. Spetsifika primeneniya kompleksa pedagogicheskikh priyemov v rabote s doshkol'nikami s uchetom federal'nykh gosudarstvennykh trebovaniy [Tekst] / O.V. Okulich // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. – 2013. – № 10. – S. 184–191. 
5. Podlasyy, I.P. Pedagogika. Novyy kurs. V 2 kn. Kn. 2. [Tekst] / I.P. Podlasyy. – M.: Vlados, 2000. – 256 s. 
6. Rubinshteyn, S.L. Osnovy obshchey psikhologii. V 2 t. T. 2. [Tekst] / S.L. Rubinshteyn. – M.: Pedagogika, 1989. – 323 s. 
7. Yamburg, Ye.A. Trudnyy, no neobkhodimyy razgovor. O razrabotke strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii [Tekst] / Ye.A. Yamburg // Narodnoye obrazovaniye. – 2019. – № 4. – S. 177–189.

Сведения об авторе
Окулич Ольга Владимировна – Воспитатель I категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ?Детский сад №?9?, г.?Челябинск
Information about the author
Okulich?O.?V. – Tutor of the first category in Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution ?Kindergarten №?9?, Chelyabinsk

Okulich?O.?V. Psychological methods for improving the professional activities of teachers-educators of preschool educational institutions
The problems of effective organization of the system of preschool education and upbringing in the conditions of the active functioning of the network of municipal kindergartens are of particular relevance in modern Russian pedagogy, especially against the backdrop of a noticeable rise in the birth rate that has taken place over the past decade and a half. Many specialized works of teachers – theorists and methodologists – are devoted to this highly topical topic. A modern preschool educational institution in our country needs an educated, interesting and talented specialist who owns the latest achievements in the field of culture and modern teaching methods. The profession of an educator is inherently creative and, of course, requires creative approaches to work. Therefore, courses to improve psychological and pedagogical skills should be very useful for practicing teachers. At the same time, it is necessary to place the main emphasis on the in-depth study of specific psychological methods of interaction with pupils in accordance with their age differentiation. 
Based on the analysis, a conclusion is made about the urgent need to comprehensively improve the integral system of training specialized pedagogical personnel for further creative and innovative work within the framework of numerous and diverse preschool educational institutions. 
Keywords: preschool educational institution, teacher-educator, psychological and pedagogical methods, complex educational process.