УДК: 798.011.3
Сафрейтор Алина Евгеньевна и Кувшинова Мария Константиновна
студентки 2 курса факультет физической культуры, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
г. Новосибирск
Психология межкультурной коммуникации студентов
Аннотация. Введение. В условиях глобализации и миграции психология межкультурной коммуникации становится важным инструментом для студентов в многонациональной среде, помогая им осознать культурные различия, развивать эмпатию и преодолевать барьеры общения через образовательные программы и практические инициативы. Методология. Анализ культурных норм, стереотипов и эмоционального интеллекта, а также применение стратегий активного слушания и адаптации невербального поведения для улучшения межкультурного взаимодействия.
Ключевые слова: студенты, межкультурная коммуникация, глобализация, культурные различия, эмпатия, стереотипы, коллективизм, образовательные программы.
Safreytor Alina Evgenievna and Kuvshinova Maria Konstantinovna
2nd year students, Faculty of Physical Culture, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
PSYCHOLOGY OF INTERCULTURAL COMMUNICATION OF STUDENTS
Annotation. Introduction. In the context of globalization and migration, the psychology of intercultural communication is becoming an important tool for students in a multinational environment, helping them to realize cultural differences, develop empathy and overcome communication barriers through educational programs and practical initiatives. Methodology. The analysis of cultural norms, stereotypes and emotional intelligence, as well as the application of strategies for active listening and adaptation of non-verbal behavior to improve intercultural interaction.
Keywords. students, intercultural communication, globalization, cultural differences, empathy, stereotypes, collectivism, educational programs.
Межкультурная коммуникация становится все более актуальной в условиях глобализации и растущих миграционных процессов. Студенты, обучающиеся в многонациональной среде, сталкиваются с различиями в культурных нормах, ценностях и традициях. Психология межкультурной коммуникации помогает понять механизмы взаимодействия между людьми из разных культур и способствует более успешному общению.
Межкультурная коммуникация охватывает взаимодействие между людьми, принадлежащими к различным культурам. По определению Г. Хофстеде, культуры влияют на восприятие и интерпретацию информации, взаимодействие и даже на эмоциональные реакции [4].
Важным аспектом межкультурной коммуникации является осознание культурных различий. Например, в некоторых культурах высоко ценится индивидуализм, тогда как в других превалирует коллективизм. Это знание играет ключевую роль в межкультурном взаимодействии, поскольку может предотвратить недопонимание и конфликты [4].
Стереотипы — это обобщенные представления о культуре другого народа, которые могут приводить к предвзятости. Стереотипы формируются на основе ограниченной информации и могут быть как положительными, так и отрицательными. Психология межкультурной коммуникации изучает, как избежать негативных стереотипов и способствовать более открытому и уважительному общению. Языковые барьеры, различия в невербальной коммуникации и культурные традиции могут стать серьезными препятствиями для успешной коммуникации [3].
Для преодоления этих проблем предлагаются различные стратегии. Во-первых, языковая практика в виде создания языковых клубов или групп для практики языка помогает студентам улучшить свои навыки общения. Во-вторых, кросс-культурные тренинги, такие как организация семинаров по межкультурной коммуникации, позволяют участникам углубить понимание культурных различий. Кроме того, обсуждение стереотипов через открытые обсуждения о предвзятостях способствует созданию атмосферы доверия и понимания. Наконец, обучение невербальной коммуникации, которое включает изучение значений жестов и мимики в разных культурах, помогает избежать недоразумений [6].
Эмпатия — это способность понимать и разделять чувства другого человека. Исследования показывают, что высокий уровень эмпатии способствует более успешной межкультурной коммуникации. Эмоциональный интеллект, который включает в себя способность распознавать и регулировать свои эмоции, также важен для эффективного взаимодействия в многонациональной среде [5].
Образовательные программы, направленные на развитие межкультурной компетенции, играют ключевую роль в подготовке студентов к жизни в многонациональном обществе. Например, курсы по межкультурной коммуникации помогают студентам развивать навыки, способствующие успешному взаимодействию [1]. Участие в международных проектах и стажировках позволяет студентам погружаться в другую культуру и на практике применять знания о межкультурной коммуникации. Эти инициативы способствуют развитию толерантности и открытости к другим культурам [7].
Поддержка со стороны психологов и консультантов также может помочь студентам справиться с трудностями, возникающими в межкультурной среде. Психологическая помощь может быть направлена на развитие навыков коммуникации и управление стрессом, связанным с адаптацией к новой культуре [2].
Таким образом, психология межкультурной коммуникации студентов представляет собой важную область исследования, учитывающую множество факторов, влияющих на взаимодействие между людьми разных культур. Понимание этих факторов может помочь студентам более успешно адаптироваться в многонациональной среде, минимизировать конфликты и наладить продуктивное взаимодействие.
Библиографический список
1. Иванов Д.В. Вестник образования. Образование в сфере межкультурной коммуникации. Москва, 2020. С. 23-29.
2. Кузнецова О.В. Психология образования. Психологическая поддержка студентов в межкультурной среде. Санкт-Петербург, 2019. С. 15-21.
3. Маслова Т.И. Социологические исследования. Стереотипы и их влияние на межкультурную коммуникацию. Екатеринбург, 2015. С. 87-94.
4. Михельсон С.В. Вестник ЧГУ №2 (448) «Межкультурная коммуникация в контексте делового взаимодействия: теоретические и практические аспекты». Челябинск, 2021. С. 45-53.
5. Петрова Е.Ф. Психология и педагогика. Роль эмпатии в межкультурной коммуникации. Новосибирск, 2014. С. 45-52.
6. Сергеев А.И. Научный вестник. Проблемы коммуникации в многонациональной среде. Казань, 2017. С. 34-40.
7. Синицына Л.А. Социальные исследования. Международные проекты как средство развития межкультурной компетентности. Ростов-на-Дону, 2018. С. 67-73.
References
1. Ivanov D.V. Bulletin of education. Education in the field of intercultural communication. Moscow, 2020. pp. 23-29.
2. Kuznetsova O.V. Psychology of education. Psychological support for students in an intercultural environment. St. Petersburg, 2019. pp. 15-21.
3. Maslova T.I. Sociological research. Stereotypes and their influence on intercultural communication. Yekaterinburg, 2015. pp. 87-94.
4. Mikhelson S.V. Bulletin of the CHSU No.2 (448) "Intercultural communication in the context of business interaction: theoretical and practical aspects". Chelyabinsk, 2021. pp. 45-53.
5. Petrova E.F. Psychology and pedagogy. The role of empathy in intercultural communication. Novosibirsk, 2014. pp. 45-52.
6. Sergeev A.I. Scientific Bulletin. Communication problems in a multinational environment. Kazan, 2017. pp. 34-40.
7. Sinitsyna L.A. Social research. International projects as a means of developing intercultural competence. Rostov-on-Don, 2018. pp. 67-73.
Научный руководитель: ст. препод. каф. ин. яз. Урман С. А.