"Психология школьника" для школьного психолога в ОУ

Давайте поговорим о том, как меняются эмоции, поведение, активность и отношения детей в период их обучения в школе.

Понятно, что психология девятилетнего ребенка сильно отличается от психологии выпускника школы. Это вполне очевидно. Для того чтобы мы могли лучше разобраться в этой теме, давайте вначале рассмотрим разные этапы развития, о которых можно найти информацию в наших материалах.

Поговорим сначала о психологии детей в младшем школьном возрасте. Этот период начинается примерно с 6-7 лет и продолжается до 10 лет. В это время дети учатся в начальных классах. Чтобы лучше понять, что становится ключевым для их внутреннего мира и психической активности, давайте рассмотрим роль школы и учебы. Независимо от того, насколько ребенок предрасположен к учебе или же пытается уклоняться от уроков, образовательная деятельность и усвоение новых знаний становятся фундаментом его жизни на этом этапе. Это способствует развитию новых психологических черт. С одной стороны, дети сохраняют свою свободу во внешкольных занятиях и играх. Они начинают учиться управлять своими мыслительными процессами. С другой стороны, учебный процесс с его расписанием, выполнением домашних заданий, требованиями со стороны учителей и родителей помогает детям развивать планирование своих действий.

Следующий этап - средний школьный возраст, который протягивается с 10 до 12 лет, соответствует V-VII классам. В этот период дети стремятся присоединиться к лидерам, ищут авторитеты и формируют отношения, где они могут быть и ведомыми. Следует отметить, что в это время доверие к взрослым становится выше, поэтому родители должны обратить внимание на общение детей и их внеучебную активность. В начальные годы школы у детей уже сложилось представление о взрослых как об учителях, и теперь к этим авторитетам добавляются другие фигуры - помощники и советчики. Ожидание поддержки становится ключевым аспектом на этом этапе. Одновременно расширяются отношения с друзьями, дети становятся более активными, начинают интересоваться новыми сферами и развивать самостоятельность в выборе интересов. Их внутренний мир становится более интересным и разнообразным, они учатся выражать свои мысли, задавать вопросы и искать ответы. Как успешно они это делают, зависит от общения в семье, связей с учителями, друзьями и внешкольными занятиями. В этот период дети интересуются тем, что выходит за рамки учебной программы.

И, наконец, старший школьный возраст, который можно назвать подростковым. Это время, когда молодые люди уже не дети, но еще не взрослые. Они продолжают жить в привычных условиях, но стараются изменить их или от них отойти. Переживания в этом возрасте очень нестабильны - эмоции и поведение могут меняться, самооценка может быть завышенной или заниженной, проявляется критичность к окружающему и возбудимость. Внутренний мир переполнен чувствами, мыслями, желаниями и мечтами. Вопрос "кто я?" становится основным, и он связан с вопросами "с кем я?" и "где я?". Общение с подростками может быть сложным. Это требует от взрослых много усилий, терпения, внимания и мудрости. Но если взрослые обладают этими качествами, они получают уникальный шанс вновь пережить свою молодость через контакт с подростками. Это также дает возможность осознать, что переживания и эмоции, характерные для этого периода, уникальны и неповторимы. Неудивительно, что эти годы остаются самыми яркими и запоминающимися в памяти большинства людей.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests