УДК 159.923
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM OF CHILDREN'S READINESS TO STUDY IN PRIMARY SCHOOL
Фролов Владимир Александрович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры ППДНО, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), Россия, г. Владимир.
Акберова Фидан Сахиб кызы
студентка, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), Россия, г. Владимир.
Frolov Vladimir Alexandrovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of PPDN, Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov (VlSU), Russia, Vladimir.
Akberova Fidan Sahib kyzy
student, Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov (VlSU), Russia, Vladimir.
Аннотация. В данной статье представлен анализ точек зрения авторов на проблему школьной готовности ребенка при поступлении в начальную школу. Школьная готовность, по мнению большинства авторов, это комплекс физиологических и психологических характеристик ребенка, позволяющих успешно адаптироваться в начальной школе и эффективно осуществлять учебную деятельность. Авторы классифицируют проявления школьной готовности и выделяют мотивационную (личностную), эмоционально-волевую и интеллектуальную готовность. Важным являются
методы и приемы формирования школьной готовности. Авторы считают, что в этом случае необходима организация различных видов активности ребенка: поисковых действий, упражнений, схематических моделей, наглядных и ролевых игр, коллективных и индивидуальных форм работы.
Annotation. This article presents an analysis of the authors' points of view on the problem of a child's school readiness when entering primary school. School readiness, according to most authors, is a complex of physiological and psychological characteristics of a child that allows them to successfully adapt in primary school and effectively carry out educational activities. The authors classify the manifestations of school readiness and identify motivational (personal), emotional-volitional and intellectual readiness. The important ones are methods and techniques for the formation of school readiness. The authors believe that in this case, it is necessary to organize various types of child activity: search actions, exercises, schematic models, visual and role-playing games, collective and individual forms of work.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, проблемы школьной готовности, формирование школьной готовности, виды школьной готовности, адаптация к усвоению школьной программы.
Keywords: senior preschool age, problems of school readiness, formation of school readiness, types of school readiness, adaptation to the assimilation of the school curriculum.
Проблема подготовки дошкольников к обучению в начальной школе является актуальной в настоящее время. Дошкольное образовательное учреждение оказывает значительное влияние на подготовку детей к школе, являясь первым шагом в получении образования. В связи с переходом к обучению в начальной школе, возникает необходимость оценки педагогических умений и состояния ребёнка перед началом школьного обучения. Для успешного обучения в школе ребёнок должен быть психологически готов к новой роли ученика.
Психологическая готовность к школе – важная проблема детской психологии, влияющая на образовательный процесс дошкольников и учащихся начальных классов. Она включает развитие произвольности и учебных навыков, таких как память, внимание, мышление, дифференцированное восприятие и познавательная активность. Готовыми к школе следует считать тех детей, которые соответствуют определённым критериям.
Переход в школу – важный этап развития ребёнка, когда он старается адаптироваться к новому статусу и нормам поведения. Он хочет стать настоящим школьником и заниматься значимыми делами. Это смена активности – от игры к учёбе. Готовность детей к школе не только зависит от их умственной готовности, но и требует формирования других качеств, в том числе развития памяти, внимания и мышления.
К концу дошкольного детства, ребёнок готовится к школе. Готовность включает личностный, познавательный и коммуникативный компонент. К 6–7 годам дети проявляют интерес к школе, учебным предметам и учителям, развиваются познавательные интересы и учебные мотивы. Все эти факторы формируют новое сознание и внутреннюю позицию ребёнка, которая выражается в стремлении поступить в школу.
Проблема школьной готовности рассматривалась в исследованиях следующих авторов: Е.С. Балабекян, М.М. Безруких, О.Б. Борзовой, Е.В. Гараевой, А.А. Люблинской, Н.Г. Салминой, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова, М.В. Даниловой, О.М. Дьяченко, А.И. Запорожца, В.А. Зебзеевой, С.А. Козловой, С.А. Колесниковой, Т.А. Куликовой, Э.М. Муртазаевой, А.В. Наливайко, Е.С. Таушкановой, Е.А. Флериной. Обобщая точки зрения авторов, можно утверждать, что проблема школьной готовности, её уровень, в значительной степени определяют успешность учебной деятельности ребенка в начальной школе.
Целью данного исследования являлось изучение проблемы школьной готовности в старшем дошкольном возрасте. Объектом исследования являлись проявления школьной готовности в старшем дошкольном возрасте, а предметом выступали особенности процесса формирования школьной готовности в старшем дошкольном возрасте. При этом предполагалось, что процесс формирования школьной готовности будет эффективным если: включать ребенка в систему различных упражнений, действий с предметами и объектами и использовать игровые формы активности ребенка. Цель конкретизировалась через постановку следующих задач: проанализировать проблему формирования школьной готовности в психолого-педагогической литературе и выявить наиболее успешные методы и приемы формирования школьной готовности.
В старшем дошкольном возрасте дети находятся в активном периоде развития своих способностей и навыков. Этот возраст является ключевым для формирования познавательной деятельности. Развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте, формируется через ряд новообразований психики, которые приводят к становлению познавательной сферы ребенка, произвольности психических процессов, возникающих на основе сюжетно-ролевой игры. Это закладывает основы когнитивного развития и учебной деятельности и тем самым определяет уровень школьной готовности.
В педагогической энциклопедии приводится следующее определение: «готовность к школьному обучению, это совокупность физиологических и психологических особенностей ребёнка, позволяющая успешно адаптироваться к организованному обучению в школе» [1, стр.31].
Понятие «готовность к школе» изучается в рамках школьной зрелости, которая включает несколько аспектов. Е.С. Балабекян считает, что в детской психологии не существует однозначного определения «готовности к школе», так как это понятие сложное и многогранное. Рассматривая основные положения концепции А.А. Люблинской, она пишет, что школа оценивает готовность ребёнка к обучению, основываясь, на нескольких показателях: грамматически и фонетически правильная речь, развитие мелкой моторики руки и пальцев, умение слушать. Особое внимание уделяется развитию желания учиться, интереса к знаниям и радости нового знаний [1, стр.32].
Обращаясь к концепции психологической готовности к школе, выделенные Н.Г. Салминой, она отмечает ее основные составляющие:
Произвольность
способность осуществлять целенаправленные действия и контролировать своё поведение;
Сформированность семиотической функции
умение использовать и понимать различные символы и знаки, связывая их с определёнными значениями и конкретными действиями;
Личностные характеристики, включая особенности общения
способность эффектно взаимодействовать с другими людьми, проявлять социальные навыки и адекватное поведение [
1
, стр.2].
Для успешного обучения в рамках школьной программы необходимо учитывать три элемента психологической готовности ребёнка, пишет Е.С. Балабекян, опираясь на работы отечественных авторов: . Мотивационная готовность включает желание учится в школе, посещать уроки и встречаться с учителями. Эмоционально – волевая готовность связана с адекватным осознанием своих чувств, поступков и поведения. Интеллектуальная готовность предполагает развитие познавательных процессов мышления, памяти, внимания, воображения и речи [1, стр.33].
Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков отмечают, что готовность ребёнка к обучению в школе зависит от физиологического, социального и психологического развития, и это не разные виды готовности, а различные аспекты её проявления. В разных ситуациях под разным углом зрения может быть акцентировано внимание на различных аспектах готовности, таких как самочувствие и состояния здоровья ребёнка, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками, подчиняться школьным правилам, а также успешность усвоения программных знаний и уровень развития психических функций, необходимый для дальнейшего обучения. В реальности готовность ребёнка к обучению в школе представляет собой целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребёнка к началу школьного обучения. Социальная или личностная готовность к обучению в школе является важным аспектом комплексной готовности ребёнка, она относится к готовности ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обусловлены ситуацией школьного обучения [7, стр.125-126].
Для успешного школьного обучения, по мнению Л.И. Божович, ребёнок должен иметь определённый уровень мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольного поведения и принять новую социальную позицию школьника, выделяют в ее работах О.Б. Борзова, М.В. Данилова. Показателем готовности ребёнка к школе является его положительное отношение к учению. У ребёнка могут возникать трудности на первых этапах обучения, связанные с непониманием роли учителя, неумением построить общение со сверстниками и неадекватной самооценкой [3, стр. 2].
Рассматривая основные положения концепции А.И. Запорожца, Е.В. Гараева определяет, что готовность к обучению в школе это комплекс взаимосвязанных качеств ребёнка, включающий его мотивацию, уровень познавательной активности, аналитические навыки, а также способность контролировать свои действия [4, стр. 126].
С.А. Колесникова, В.А. Зебзеева, рассматривая основные положения концепции Л.И. Божович, пишут, что готовность к обучению в школе зависит от уровня мыслительной деятельности, познавательных интересов, способности регулировать свою познавательную деятельность и социальной позиции школьника. Они отмечают, что показатели школьной готовности включают умственную, социальную и психологическую зрелость ребёнка. Психологическая готовность объединяет различные виды зрелости и включает в себя мотивационную, личностную, интеллектуальную и волевую готовности. Мотивационная готовность определяется желанием учиться и состоит из социальных мотивов (связанных с общением) и мотивов, связанных с учёбой. Личностная готовность выражается в отношении к школе, учителям и учебной деятельности. Интеллектуальная готовность подразумевает наличий знаний. Волевая готовность помогает преодолеть трудности и достигать целей. Речевая готовность играет в формировании учебных навыков [2, стр. 3 4].
Школьная готовность, формируется различными методами и приемами, организацией определенных видов активности: поисковых действий, упражнений, схематических моделей, наглядных и ролевых игр, коллективных и индивидуальных форм работы.
С.А. Козлова, Т.А. Куликова указывали в своих работах, что экспериментирование – это важная часть развития ребёнка в дошкольном возрасте. Через поисковые действия дети могут усвоить свойства предметов. Воспитатель может организовать простой эксперимент, чтобы дети самостоятельно выявили свойства предметов. Это развивает наглядно – действенное мышление. Поисковые действия, стимулируемые педагогом, направлены на познавательный результат. При этом многие предметы и объекты могут иметь и непосредственно воспринимаемые признаки, и скрытые свойства. Они отмечают, что старшим дошкольникам предоставляются предметно – схематические модели, где используются заместители и графические признаки для обозначения признаков и связей. Дети могут использовать такие модели, например, в календаре природы, чтобы отмечать явления в природе. Педагог учит детей моделированию при создании плана (комнаты, огорода, кукольного уголка) или схемы маршрута (пути из дома в детский сад) [5, стр. 237].
С.А. Козлова, Т.А. Куликова пишут, что в игре используется метод воображения ситуации, включающий роли, действия и игровое оборудование. Также упоминают, что к игровым приёмам относятся загадывание и отгадывание, введение соревнований и созданий игровых ситуаций. Они отмечают, что словесные методы и приёмы позволяют эффективно передавать информацию детям, ставить перед ними учебные задачи и указывать пути их решения и выделяют в процессе обучения три основные формы: индивидуальную, групповую (с группой), и фронтальную (со всей группой). Каждая из них отличается целями, уровнем самостоятельности учеников, соотношением коллективной и индивидуальной работы, а также особенностями педагогического руководства [5, стр. 239, 243].
При анализе содержания литературного произведения полезно использовать методику обучения детей моделированию сказки, предложенную О.М. Дьяченко. Содержание сказки разделяется на логически законченные части, к каждой из них дети рисуют пиктограмму на полоске бумаги. Это помогает им лучше запомнить и пересказать сказку [4, стр. 238].
Е.А. Флерина, изучая игровые методы и приёмы в образовании, отмечает, что дети легко и с интересом осваивают учебные задачи. Они способствуют развитию и умственной, и моторной активности детей, что помогает им лучше усваивать знания и умения. В ситуации игры дети воспринимают информацию быстрее и точнее [6, стр. 238].
Подходы к формированию мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Наливайко, Э.М. Муртазаева, включают следующие аспекты: использование развивающих материалов для расширения знаний о школе и учебной деятельности; обогащений знаний о школе, школьных предметах и привычках; проведение игр и упражнений для развития интереса к учению[6, стр. 344, 345].
Методы формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению включают сказкотерапию, игротерапию, групповую терапию и развивающие упражнения. Они способствуют развитию мышления, памяти, и воображения, а также помогают приобрести навыки учебной деятельности и положительное отношение к учёбе в школе.
Кроме того, при формировании школьной готовности ребенок включается в систему различных упражнений, действий с предметами и объектами, работу с моделями. Основным условием занятий с дошкольниками является использование игровых форм активности ребенка, когда он легко и свободно овладевает необходимыми новообразованиями, обеспечивающими школьную готовность.
Таким образом, школьная готовность определяется уровнями физиологического, социального и психологического развития ребенка и опирается на мотивационную готовность старших дошкольников, а также на умение организовывать собственную активность. Приемами и методами формирования школьной готовности является включение ребенка в систему различных упражнений, действий с предметами и объектами. Основным условием занятий с дошкольниками является использование игровых форм активности ребенка, когда он легко и свободно овладевает необходимыми новообразованиями, обеспечивающими школьную готовность.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Это, прежде всего, уровни социально-личностного, мотивационного, эмоционально-волевого, интеллектуального развития, все они необходимы для успешного усвоения школьной программы.
Список использованных источников
Балабекян
Е.С.
Готовность ребенка к школе и проблема школьной дезадаптации [Текст] // Психологические
науки / УДК 37.015.3 + 373.2.
Балабекян
Е.С., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
2018.
35 с.
Безруких
М. М. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования / М. М.
Безруких
, Т. А. Филипп
ова. — М.
:
Дрофа, 2018. — 100,[4]
с. : ил. — (Российский учебник : Ступеньки к школе).
Борзова О.М., Данилова М.В.
Психологическая готовность к учебной деятельности старших дошкольников // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6 (7).
Гараева
Е. В.
Эмоционально
волевая готовность как интегрированный компонент готовности детей к школьному обучению [Текст] // Психолого
педагогическое образование в России. 2019. №6. 130 с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика:
2-е изд.,
перераб
., и доп.
М.: Издательский центр «Академия», 2000.
416 с
.
Наливайко А.В., Муртазаева Э.М.
Методы и приёмы работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Форум молодых учёных.
5.(45). 2020.
346 с.
Ни
жегородцева
Н.В.,
Шадриков
В.Д.
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.:
Гуманит
. изд. центр ВЛАДОС, 2001 — 256 с.: ил. — (Подготовка детей к школе).