Динамика развития психики представляет собой непрерывный процесс, включающий взаимосвязанные формы - морфологическую, физиологическую, социальную и психическую. Этот процесс охватывает формирование человека как организма, сознательного существа и личности. Для объяснения понятия "развитие" используются также термины "формирование" и "онтогенез". Развитие является более общим понятием, обозначающим необратимый процесс изменения материальных и духовных аспектов с целью их совершенствования. Это включает усложнение системы, улучшение адаптации к окружающим условиям, социальный прогресс и другие аспекты.
Развитие психики происходит последовательно, прогрессивно и необратимо, сопровождаясь качественными и количественными изменениями. Эти изменения обусловлены переходом живых организмов от простых к сложным формам взаимодействия с внешней средой. Изменения в психике определяются биологическим, социально-историческим и индивидуальным развитием. Развитие психики приводит к возникновению новых качеств. Важно отметить, что развитие психики имеет ступенчатый характер.
Термин "психическое развитие" относится к динамическим изменениям психических свойств и процессов в различные возрастные периоды. В результате этих изменений происходят различные преобразования в психике.
Понятие "ведущей деятельности" играет ключевую роль в изучении психического развития. В различные возрастные периоды существует определенная ведущая деятельность, которая определяет развитие психики. В подростковом возрасте особое значение приобретает потребность в общении, которая становится ведущей деятельностью этого периода. Влияние ведущей деятельности приводит к появлению новых психологических характеристик, которые влияют на общее развитие и определяют взаимодействие подростка с окружающим миром и другими людьми.
[test id="2467"]
Психическое развитие человека начинается задолго до его рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Оно представляет собой динамический процесс, оказывающий влияние на все аспекты жизни.
Проблема развития психики была изучена как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Интерес к развитию психики проявляли и поведенческие психологи, и психоаналитики, и представители психогенетики, и другие исследователи. Значительный вклад в понимание психического развития внес Л.С. Выготский, который также является основателем возрастной психологии в СССР.
Рассматривая психическое развитие с позиции биогенетической концепции, можно сделать вывод, что основные психические характеристики личности заложены в ее природе, и они определяют ее жизненный путь. Приверженцы биогенетической концепции считают, что интеллект, моральные свойства личности и другие аспекты являются результатом генетической программы. Эти идеи основываются на теории Чарльза Дарвина, который считал, что развитие подчиняется определенным законам. Представители биогенетической концепции, такие как Э. Геккель и И. Мюллер, сформулировали биогенетический закон, который утверждал, что как животные, так и люди в процессе во внутриутробном развитии повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Повторение филогенеза в онтогенезе явилось идеей теорий рекапитуляции.
И.П. Павлов, русский физиолог, провел ряд исследований, демонстрирующих наличие приобретенных форм поведения, основанных на условных рефлексах. Эти идеи привели к утверждению, что человеческое развитие определяется проявлениями инстинктов и дрессировки. Важное открытие сделал В. Келер, который, экспериментируя на человекоподобных обезьянах, доказал наличие интеллекта. Исходя из этого, была высказана концепция психического развития, состоящая из трех этапов: инстинкт, дрессура и интеллект.
Противоположными биогенетическим концепциям являются социогенетические концепции. Приверженцы социогенетических концепций считали, что у человека нет ничего врожденного, и каждое его действие является результатом внешнего воздействия. Согласно этим концепциям, путем манипуляции внешними факторами можно достичь определенных результатов. Один из представителей социогенетической концепции, Дж. Локк, высказывал мнение, что ребенок рождается с "чистым листом", на который можно написать все, что угодно, и его воспитание определяет его будущую личность. Таким образом, наследственный фактор не играет роли в развитии психики и поведения. Подобную точку зрения разделял и Дж. Уотсон, считавший, что каждое действие человека является результатом внешних стимулов.
Исследования Э. Торндайка и Б. Скиннера привели к разработке концепции "оперантного обучения". В этом типе обучения новая ассоциативная связь формируется благодаря функции безусловного стимула, придавая особое значение подкреплению.