Младший школьный возраст – это особый период, во время которого ребёнок претерпевает значительные изменения: начиная физиологией и заканчивая психическими процессами. Немаловажной особенностью как для ребёнка, так и для всей семьи становится новый этап – школьная жизнь.
«Вершина детства» – так именуют в психологии младший школьный возраст, начало которого приходится на 6-7 лет, а завершение – на 10-11. Здесь ребенок приобретает новый статус школьника, новую ведущую деятельность. Социальные границы расширяются. Изменения происходят не только во внешности, они затрагивают мышление, интересы и образ жизни в целом. Этот период насыщен умственными и физическими нагрузками, возрастным кризисом и новым взглядом ребёнка на других и себя самого [8, c. 14].
Младший школьный возраст – это период перехода от дошкольного детства к школьному, от детства как самостоятельности к детству как обучению. В младшем школьном возрасте продолжается процесс обучения, но он приобретает качественно новый характер. Это объясняется тем, что в этот период резко возрастает учебная нагрузка. У детей появляются новые интересы, новые потребности, которые нельзя удовлетворить без специальной организации учебного процесса. Дети начинают учиться не только для себя, они учатся для других.
Проблемами младшего школьного возраста занимались многие психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова, Л.И. Айдарова, Ю.А. Полуянов и др. Но проблема личностных особенностей детей, развития их познавательных процессов представляет в настоящее время актуальную и значимую научную проблему. Ее востребованность в психологической и общеобразовательной практике обусловлена ситуацией развития личности школьника на современном этапе [44, c. 58].
Младший школьный возраст – не просто сложный период для ребёнка, он во многом определяющий. В это время происходит множество изменений, которые влияют на развитие ребёнка и формирование его как личности:
-важный возрастной кризис;
-новая ведущая деятельность;
-общение выходит на новый уровень;
-мыслительные процессы приводят к логическим умозаключениям;
-формируются причинно-следственные связи и внутренний план действий;
-складываются основные черты характера.
Ребёнок учится рефлексировать: оценивать себя исходя из тех норм и правил, которые его окружают [36, c. 98].
У детей младшего школьного возраста основной деятельностью становится учебная. Она приобретает статус ведущей. Это происходит ровно тогда, когда ребёнок обретает внутреннюю «позицию школьника». Это понятие включает в себя две потребности, которые у ребёнка будут сформированы в этот возрастной период:
-потребность в познании (стремлении к новым знаниям);
-новый уровень потребности общения со взрослыми.
Учебная деятельность будет развиваться всю школьную жизнь, но в самые первые годы закладывается её основа. Она не только становится ведущей, но и оказывает влияние на другие виды: игровую, трудовую деятельности и общение. Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся.
Показано, что творческая, исследовательская и учебная деятельность отличаются уровнем обобщенности средств и адекватных им действий и операций.
Игровая деятельность занимает второе место после учёбы, но её значение всё ещё неоспоримо. В этот возрастной период акцент смещается с процесса на результат. Ребёнку становится важным выигрывать. Важно, чтобы младший школьник имел доступ к различным развивающим играм и находил время для этих занятий [43, c. 24].
Сравнивая игровую деятельность и учебную, можно утверждать, что в игровой деятельности более успешно осуществляется обучение и воспитание ребенка, так как в этот процесс включены все его познавательные процессы. В игровой деятельности цель отражена в действии, а в учебной – действия выполняются для достижения определённой цели. Именно поэтому игровая деятельность имеет больше вариантов для развития умственного потенциала, мышления и фантазии, формирует мотивацию к выполнению уроков, обогащает умственную деятельность, помогает развитию креативности и творчества [59, c. 335].
В этот возрастной период особое значение для развития ребёнка имеет и общение со взрослыми. Особенно важны отношения с родителями. Но наравне с родителем авторитет приобретает и учитель. В глазах ребёнка ролевая позиция учителя включает в себя много составляющих: это человек, который регулирует жизнь в коллективе, который точно знает, что хорошо, а что – плохо, что можно, а что – нельзя; это сама школа в одном лице, с её нормами и правилами; это человек, которого велели слушаться самые близкие люди – родители. Только в четвёртом классе запустится процесс перехода значимости общения от родителя и учителя к ровеснику [17, c. 12].
Общение со сверстниками также имеет значимую сферу в жизни младшего школьника. Внутри детского коллектива начинают устанавливаться новые для ребёнка связи, формируются отношения детей к друг другу. Дружба младших школьников чаще всего продиктована одинаковыми жизненными обстоятельствами и интересами. К примеру, дети примерно одного возраста, живущие по соседству, вместе гуляют и дружат, или ребята вместе посещают футбольную секцию или художественную школу, что служит основой их приятельских и дружеских отношений.
Трудовая деятельность является относительно новой для младшего школьника. Дети этого возраста с большим воодушевлением включаются в работу любого характера, связанную с трудовой деятельностью. Но их желание не всегда равно их возможностям. По этой причине мы видим, как быстро младшие школьники охладевают к какому-то занятию и с каким воодушевлением уже готовы приступить к следующему занятию. Труд младшего школьника должен быть разнообразным и обязательно интересным. Благодаря трудовой деятельности развивается самостоятельность, и ребёнок учится решать различные креативные задачи [7, c. 76].
Рассмотрим такие особенности детей в младшем школьном возрасте, как: мышление, внимание, память, речь и др.
Так, в 6-7-летнем возрасте ребёнка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
К 6-7 годам завершается процесс перехода от наглядно-образного мышления к интенсивно развивающемуся словесно-логическому. Наглядность и образы продолжают иметь большое значение, но постепенно уступают место логике. Словесно-логическое мышление – это тип мышления, при котором человек может выразить в образе известное ему понятие. Например, невозможно представить какое-то чувство, как конкретный объект – почувствовать его запах или вкус, – но мы всё равно понимаем, что это [5, c. 148].
В период младшего школьного возраста ребёнок начинает, верно, рассуждать с логической точки зрения, но пока с упором на наглядность. Примерно с 8 лет он уже способен к доказательству и соотнесению различных точек зрения.
В исследованиях замечено, что восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но, в то же время, с любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер [2, c. 58].
Еще один критерий, такой как внимание младших школьников – недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание у детей данной возрастной категории довольно слабое. Если работа неинтересна, монотонна или длительна, то они быстро устают и начинают отвлекаться. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности. А вот непроизвольное внимание развито гораздо лучше. Младшеклассники с лёгкостью запоминают то, что имело для них эмоциональный окрас, было интересным, ярким и неожиданным. Такую информацию они запоминают легко и непринужденно [16, c. 89].
Мышление детей младшего школьного возраста развивается во взаимосвязи с речью. В начальной школе активный словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде всего, в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Показателем уровня развития ребенка становится контекстная речь.
Большую роль в познавательной деятельности младшего школьника играет память. Возрастные особенности памяти в этом возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастными особенностями у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше и быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения [53, c. 78].
У младшего школьника память развивается в нескольких направлениях. Дети в этом возрасте непроизвольно запоминают тот материал, который получил у них наибольший эмоциональный отклик. Но в то же время они могут запоминать и материал, который им неинтересен. Кроме того, у младших школьников хорошая механическая память. Они могут легко дословно воспроизвести текст. В дальнейшем это приводит к немалым трудностям, так как тексты становятся гораздо больше и сложнее по смыслу, и этот принцип перестаёт работать.
Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Младшие школьники целенаправленно, произвольно запоминают материал, им неинтересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. В ходе обучения совершенствуется смысловая память, с помощью которой дается возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания. А также развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
Что же касается особенностей младших школьников возраста от 7 до 9 лет, то они заключаются в том, что дети этого возраста еще не успели до конца осознать свое социальное положение в обществе, а также они в силу своего возраста еще недостаточно понимают, что происходит вокруг них. Поэтому у младших школьников мало развиты рефлексивные способности. В этом возрасте у ребенка доминирует наглядно-образное мышление, которое позволяет ему понять закономерности, но не дает возможности самому построить их. Так как дети этого возраста очень подвижны, у них в большей степени развито двигательное воображение. Учебная деятельность школьников младших классов сопровождается процессом формирования у них произвольности, что является одним из важнейших условий успешного овладения школьниками программой. Произвольность поведения – это способность человека подчиняться внешней и внутренней дисциплине (внимание к голосу, к команде, к заданию, к правилу и т. п.) и действовать в соответствии с ними [16; 45].
В этом возрасте происходят существенные изменения в физическом и психическом развитии ребенка. Он начинает приобретать новые социальные качества, которые дают ему возможность стать школьником, т. е. членом школьного коллектива. Переход к школьной жизни характеризуется существенными изменениями в поведении ребенка. У школьника появляются постоянные обязанности, связанные с учебой. Это обусловливает новые формы общения со взрослыми и сверстниками.
Изменения происходят и относительно физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. В этом возрасте продолжается рост ребёнка: претерпевают изменения рост, масса, а также пропорции тела. Кроме того, совершенствуется работа нервной системы и головного мозга. Происходит интенсивное развитие и окостенение позвоночника, конечностей, тазовых костей и т. д. Если в этот возрастной период на ребёнка возлагаются чрезмерные нагрузки (длительная и утомительная физическая работа, долгое статичное положение тела при выполнении каких-либо заданий, неправильное положение тела за партой), то это может привести к серьёзным патологиям. Искривление позвоночника, проблемы с грудной клеткой – распространённые проблемы, с которыми сталкиваются врачи при осмотрах младших школьников. Происходит быстрый рост двигательного аппарата, мускулатуры и мышечной силы. В связи с этим мы наблюдаем высокий уровень подвижности младших школьников. «Вечные моторчики» в малый промежуток времени могут побегать, попрыгать, проползти, залезть куда угодно и слезть обратно – и всё это с невероятной скоростью [8, c. 15].
Нервная система неустойчива: нервное возбуждение и торможение пока не могут достигнуть состояния баланса. Поэтому для детей младшего школьного возраста характерны: быстрая утомляемость, невозможность лёгкого переключения с одной деятельности на другую; они не могут долго выполнять монотонную работу, часто отвлекаются, торопятся и бывают неаккуратными и т. д.
Итак, можно выделить некоторые особенности и характеристики младшего школьного возраста:
1) Уже сформированы некоторые представления о мире, младшие школьники с интересом исследуют его;
2) Младшие школьники легко вступают в контакт с другими детьми;
3) Они очень чувствительны к эмоциональному состоянию окружающих;
4) У них хорошо развиты такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, анализ;
5) Младшие школьники способны к логическим рассуждениям;
6) Они могут рассуждать и делать выводы, основываясь на своем собственном опыте;
7) Дети более эмоционально устойчивы [44, c. 58].
К младшему школьному возрасту каждый ребенок достигает своего «рубежа» нравственного развития; у него «накапливается определенный нравственный опыт, формируются черты индивидуального характера, вырабатываются определенные привычки». Все эти факторы отражаются на процессе нравственного воспитания, которое самым непосредственным образом оказывает влияние на становление личности ребёнка.
Таким образом, особенности младшего школьного возраста обусловлены тем, что к младшему школьному возрасту каждый ребенок достигает своего исходного уровня развития, который в дальнейшем может изменяться, но незначительно. В связи с этим в младшем школьном возрасте важно не только, чтобы ребенок овладел всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, но, и чтобы у него сформировались основные компоненты учебной деятельности, то есть способности принимать учебную задачу, планировать свои действия, доводить их до конца, контролировать и оценивать их результат и т.д. Становление личности младшего школьника происходит, главным образом, в процессе учебной деятельности. Поэтому необходимо так построить ее, чтобы она способствовала формированию у ребенка мотивов учения, его познавательных интересов, творческой активности, коммуникативных способностей, гражданской позиции, уважительного отношения к труду. Формирование личности младшего школьника – процесс сложный и многогранный. В нем есть свои особенности, которые обусловлены возрастными особенностями детей, их развитием, восприятием, эмоциями, отношением к учению, природе, самому себе.